О пагубном влиянии смирения на бизнес

Яна Бельская 23.07.2014
Случилось. Разумеется, никто особо не сомневался, что президент подпишет "детище" депутата Зотова, хотя многие (прежде всего, телеканалы и самые "продвинутые" кабельщики) до последнего надеялись на обратное. 
Но нет, не случилось, и с этим теперь придется жить.
Или не жить – это как пойдет.
 
Пунктуальный Роскомнадзор тут же насчитал более 1400 лицензиатов, которые могут быть отнесены к категории "уникальных платных телеканалов", составляющих зону применения закона. Уточнив, впрочем, что 300 телеканалов из этого списка имеют федеральные лицензии, но именно 1400 СМИ ведомство причислило к "платным", которым с 1 января 2015 года будет запрещено размещать рекламу. Точным списком "счастливчиков" ведомство с рынком пока не делится (только с ФАС, собственно, курирующим исполнение рекламных законов), однако формулировки таковы, что под них подпадают не только платные телеканалы в классическом понимании, но и собственные телеканалы кабельных компаний, транслирующиеся в их сетях, а также условно бесплатные телеканалы, не имеющие эфирного вещания и работающие с операторами бесплатно, а то и с доплатой.
 
"Кабельщик" писал, пишет и будет писать о новом законе. Невзирая ни на что. О том, зачем понадобилось менять законодательство о рекламе, лично мне довелось услышать кучу веселых и не очень версий – и про "зачистку импорта", и про удержание уплывающих на неэфирное ТВ аудитории и рекламных денег, и про экзотическую господдержку вялотекущей цифровизации, и даже интересную теорию про личную месть "Триколору" и "Дождю". У всех версий есть свои достоинства и недостатки, даже самые сумасшедшие теории заговора редко рождаются на пустом месте. Объединяет эти версии полная анонимность их авторов и отсутствие веских доказательств, необходимых для специальной публикации на эту тему. 
 
Как раз сейчас мы готовим очередной материал о грядущих изменениях и планах компаний в связи с новыми правилами, и предложили телеканалам рассказать, какие изменения претерпят их бизнесы, и порассуждать о том, как, на их взгляд, изменится рынок в 2015 году. О своей "преждевременной кончине" пока никто не сообщал, но как минимум один неэфирный гендиректор и два топ-менеджера прислали "прощальные письма", связанные с чистками из-за нового закона. О планируемых сокращениях персонала и закупок в кулуарах говорят много, хотя официально никакой конкретики никто выдавать не готов. Представьте себе, подавляющее большинство крупных телевизионных холдингов молчат на наш запрос, а некоторые даже попросили не упоминать их в публикации. Вот в этой связи мне сейчас хотелось бы поговорить не о том, "что делать?", а о том, "кто виноват?". Или можно сформулировать шире – об ответственности за эту революцию. Ну так, исключительно в качестве реплики вслед уходящей кабельной эпохе.
 
Так вот я думаю, что мы все – все сообщество платного телевидения – в этом виновато. Нет, конечно, не телеканалы и не кабельщики стали идеологами и лоббистами законопроекта, внесенного г-ном Зотовым "на лопате" в Думу. Но боязливая разобщенность телеканалов, не позволявшая им столько лет единым фронтом и стройным хором выступать против грандиозных инициатив, навязываемых сверху. Лицензии переделать по пятому разу? – пожалуйста! Запретить зарубежным телеканалам вещать в России? – извольте! Понапихать в эфир возрастных меток? – под козырек! Анонсировать табакокурения в программах и фильмах? – рады стараться! И какой бы странной ни была инициатива, в лучшем случае – буря в стакане, а потом смиренное исполнение.
 
Понятно, что это смирение позволяло каналам достаточно долго сохранять и наращивать доходы, диктовать условия операторам, не слышать их вопли про все ту же рекламу на платных телеканалах, снимать с себя ответственность за очистку прав и прочая, и прочая. Осознание собственной, скажем так, не вполне правоты, делало вещателей такими покорными судьбе и регулятору. И только теперь, когда, минуя этап "биться головой об стену" законотворцы перешли сразу к "вывернуть карманы" – телеканалы зашевелились. Правда, немножко вразнобой и как-то слишком интеллигентно. Так интеллигентно, что даже откровенная ложь о том, что законопроект обсуждался с отраслью, не вызвала ни одного публичного адекватного ответа. (Ну, мы же не станем считать "обсуждением в отрасли" футуристические мечтания с трибуны – о подготовке глобальной законодательной реформы, коим является на самом деле новый закон о рекламе, кабельный народ никто не предупреждал!) И в итоге все колоссальное бурление кухонных телекабельных дебатов вылилось в пару запоздалых открытых писем, в подписании которых не приняло участия и половины неэфирных вещателей… 
 
Это что, коллеги? Нормальная реакция профессионального сообщества на революцию? Лет сто назад другое "шибко интеллигентное" и не менее раздробленное общество уже проиграло битву с бойкими и простодушными борцами за всеобщее счастье. А главное – борцы, они такие борцы – они же не останавливаются на достигнутом! Как 100 лет назад, так и сейчас. Уже сегодня новая инициатива касается госрегулирования тарифов на контент, продаваемый а-ля-карт – мы снова это будем трактовать как дурную депутатскую шутку и промолчим, чтобы не дай бог "имя компании не прозвучало в публикации"? А запрет на выдачу лицензий на эфирное вещание в городах "сто минус", который не позволит телеканалам, работающим по рекламной модели, "прикрываться" эфирными лицензиями. Вы думаете, на этом законотворцы остановятся?
 
Короче говоря, шутки кончились, пришла пора драться. 
 
Нет, разумеется, я не предлагаю "бить морду" депутатам (хотя я лично кое-кому наподдала бы). Сейчас – вот прямо сейчас – пришла пора осознать себя профессиональным сообществом и достаточно зрелым рынком, который может и должен себя защищать. Самое время объединиться хотя бы для выработки новых грамотных поправок в закон, которые сделают его хоть сколько-нибудь работоспособным и дадут шанс рынку сохранить независимое телевидение. Объединиться, чтобы организовать масштабную работу по выработке уступок для операторов, которые обеспечат поддержку инициатив со своей стороны. Да-да, без поддержки простых кабельщиков никуда не деться – смешно рассчитывать, что они компенсируют потери телеканалов, согласившись просто поднять лицензионные платежи. У них свои ценовые войны, своя конкуренция, своя борьба за выживание. И нет ни одного платного телеканала, от которого кабельный оператор не мог бы отказаться без особого ущерба для себя. И откажутся же! 
Так что делиться придется в любом случае, вопрос только с кем.
Поэтому единственный выход - переговоры, работа.
Много-много планомерной работы. 
 
Наверное, самое правильно для таких задач объединиться в ассоциацию или союз, и я знаю, такие планы у подписавших те открытые письма уже есть. Хотя у меня лично есть процедурные вопросы. В частности, у нас есть уже две ассоциации – НАТ и АКТР – которые, невзирая на целый ряд претензий к ним, вхожи туда, куда необходимо, обладают знаниями по процедурам, умеют работать и, что самое сложное, общаться с чиновниками на понятном им языке. Да, большая проблема обеих ассоциаций в адекватной коммуникации с рынком, но не это их основная задача, а именно работа с регулятором. Услышит ли этот регулятор новую ассоциацию, особенно учитывая, что костяк ее составляют зарубежные вещатели (ну, мы же не будем лукавить про их российскость на 51%?) - у меня есть в этом некоторые сомнения. Уверена, не одна, так другая ассоциация однозначно примет к себе под крышу самостоятельное подразделение неэфирных телеканалов и поддержит борьбу. Но, опять же, это процедурные мелочи.
 
Не хотите ассоциацию – можно просто собирать рабочие группы и через те же НАТ и АКТР продвигать поправки. Суть именно в них и в формировании экологии своей отрасли. 
 
И, черт побери, перестать бояться!
 

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"