2014 — год революций и людей

02.02.2015 14:14
2014 год стал революционным для телевидения. Без натяжек и деления на платное, кабельное, спутниковое, тематическое и всякое прочее, чем мы там себя сами называем. Революционным во всех смыслах, а мы привыкли, что революция — это далеко не всегда хорошо, а иногда и плохо, а иногда даже кровь. Одним словом, год синей кобылы запомнится и плохими, и хорошими новостями, но в том, что он запомнится сильнее всех предыдущих — сомневаться не приходится.
 
Главные новости, конечно, касались законотворчества (прежде всего, запретительного) и его последствий, а под конец года еще и общей для всей страны темы — денег и кризисных проявлений во всех областях бизнеса, в том числе и в телекоме. Фоном этих новостей — их тенью практически в каждой строчке — были люди, хорошие и не очень, облаченные властью или опальные, тонко манипулировавшие и действовавшие прямо. Поэтому кадровые вести этого года хоть и не вышли в лидеры "по кликам", но были многозначительными и имели (и будут иметь) мощнейшее влияние на весь рынок.
 
Специально для выставочного "Кабельщика" мы собрали все главные темы года, будоражившие умы и делавшие рейтинг нашему порталу — и выстроили из них своеобразный рейтинг Топ 10 самых-самых новостей 2014 года.
 
Топ 10 новостей года
Возглавляет рейтинговую таблицу новостей 2014 года, разумеется, закон о рекламе в его новом виде — не особо удачный эксперимент наших законодателей, как ни посмотри. Настолько неудачный, что разговоры об "откате назад" появились практически сразу после схода с пьедестала главного инициатора эксперимента, но об этом — ниже. Помимо самого закона, отрасль с жадностью поглощала всевозможные разъяснения к документу, воззвания и комментарии вещателей, операторов, рекламщиков и всех, кто так или иначе причастен к отрасли и понимает, каким катком по ней проехался этот закон, а заодно с интересом читал смежные новости вплоть до телеканальных "похоронок".
 
Новостью номер 2 мы (и статистика посещаемости сайта) склонны считать события, развернувшиеся в начале года вокруг телеканала "Дождь". Кто бы как ни относился к нему, его гражданской позиции и мастерству его ведущих, к его финансовой политике и положению на рынке, факт остается фактом — история показательная, я бы даже сказала "многозначительная", щелчок кнутом услышали все вещатели и операторы, и сделали соответствующие выводы. В "большой кабель" телеканал "Дождь" так и не вернулся.
 
Новость номер 3, безусловно, еще один запретительный закон — ограничение доли участия в российских СМИ для иностранных владельцев, а точнее совладельцев. С 1 января 2016 года чужеземцы смогут обладать лишь малой толикой медиаактивов в России — доля их владения "съезжает" с 50% до 20%, за оставшееся время они должны урегулировать все формальности. Особого внимания во всей истории с этим законом, на наш редакционный взгляд, заслуживает то, что инициировавшие его депутаты так спешили, что даже не удосужились проверить данные о мировом опыте, на которые якобы опирались — пояснительная записка изобиловала сочинениями об ограничениях в разных странах, мало соответствовавшими действительности. 
 
Надо заметить, сами "жертвы" закона восприняли его стоически, никто не бросил партбилет на стол и не ушел тут же из страны, хотя, разумеется, никакого оптимизма иностранные бренды по поводу нововведения не выказывают. Что и понятно — исполняя новый закон, они практически теряют контроль над своими активами. Учитывая весьма жесткое антикоррупционное законодательство в Европе и США, откуда родом большинство телеканалов иностранного происхождения, получается, что влиять они не могут, а ответственность несут.
 
Новости 4 и 5 идут "ноздря в ноздрю" — закрытие платформ "Рикор-ТВ" (бренд "Активное ТВ") и "Радуга-ТВ". Формально причины разные, но суть одна — компании устали бороться. Тот факт, что законодатели перестарались с регулированием, мы констатировали, наверное, года два или три назад. С тех пор они перестарались еще больше, и все меньше компаний способно выполнить совершенно все требования закона. Особенно это мудрено сделать тем, кого выбрали лишним. Наши соболезнования!
 
Новость номер 6 — снова законодательный запрет, коснувшийся уже хранения данных за рубежом. Сюда же можно присовокупить группу новостей, касающихся блокировок различных СМИ, регулирования творчества блогеров, экзотические вбросы о возможном закрытии зарубежного интернета и прочее безрадостно-сетевое, чему можно дать общее название "государственное регулирование интернета". Совершенно очевидно, что разговоры о том, что интернет останется свободной саморегулируемой зоной — чистое вранье. Вся редакция "Кабельщика", будучи полностью интернет-интегрированным организмом, очень пристально следит за всеми изменениями и поветриями в Сети, и у нас есть серьезные опасения, что в ближайшие пару лет новости об ограничениях интернета выйдут в лидеры. Как только разберутся с телевидением.
 
Счастливое число 7 досталось счастливому и одновременно несчастливому спутнику ABS-2, сначала запуск, а потом перебои на котором всполошили все телекабельное сообщество. Долгожданный ABS-2 стартовал 7 февраля с космодрома, но всего через полгода — в июле начал "чихать", прекратилась трансляция телеканалов групп Discovery, Viasat, Fox, Sony, Eurosport, Turner, "Стрим", "Клуб 100″, "НКС Медиа" и ряда других. По информации технической службы компании "ГеоТелекоммуникации", была нарушена работа транспондеров с 47 по 50-й, имеющих вертикальную поляризацию, с остальными транспондерами космического аппарата проблем не возникло, и все потерявшие сигнал каналы были переведены на них. "Залетевшую пылинку", как тогда нервно шутили, найти так и не удалось, пострадавшие транспондеры так и не заработали в полную силу. Как стало известно, владелец спутника компания ABS (Asia Broadcast Satellite) уже приступила к строительству нового космического аппарата — на замену пострадавшему.
 
8 место нашего рейтинга достается спутниковой платформе МТС, которая то ли запускается, то ли не запускается, то ли уже запустилась и вещает 200 телеканалов, среди которых то ли будет Ultra HD, то ли нет. В общем, некоторый флёр таинственности платформу окружает до сих пор, поэтому мы постарались максимально подробно написать о платформе, в чем нам весьма помог ее руководитель Виталий Студитских. Еще больше информации о своем детище он обещал открыть на презентации проекта в рамках конференции CSTB (секция "Бизнес-кейсы операторов Pay TV. Как сделать контентное предложение конкурентным и востребованным?" — 28 января 2015 г).
 
Новость года номер 9 по статистике посещений — слияние компаний "Цифровое Телевидение" и "НКС Медиа". Дочерние компании ВГТРК и "Ростелекома", объединили свои ресурсы, хотя при ближайшем рассмотрении сделка выглядела скорее как поглощение — в семейство ЦТВ, производящей 13 неэфирных телеканалов, распространяемые "Сигнал Медиа", влились пять каналов "НКС Медиа", и получилось еще больше ЦТВ и еще больше телеканалов в дистрибуционном пакете "Сигнала". Впоследствии в этот же пакет влилось еще несколько телеканалов, и компания стала почти самым крупным дистрибутором на рынке, уступая разве что "НТВ-Плюс".
 
Заключает наш Топ 10 группа новостей об уходе с рынка сразу нескольких телеканалов — эти печали мы решили объединить в одну большую грусть. Первым о закрытии с 1 января 2015 года в связи с невозможностью продолжать вещание объявил телеканал "Комсомольская правда". Был полностью сокращен штат, сообщалось, что последние месяцы канал "протянет" на старом контенте, после чего закроется. (Что интересно, на момент сдачи номера в печать, вещание канала, по крайней мере, в сетях "Ростелекома" продолжалось). Вскоре после него сообщил об уходе с российского медиарынка телеканал CNN, поскольку в его международном эфире идет международная же реклама, и организация отдельного российского фида не представляется возможной (впрочем, канал не исключил возвращения в случае изменения ситуации или если он изыщет возможность на отдельную российскую версию CNN). Позднее о скором закрытии в связи с невозможностью вести бизнес в новых условиях заявили каналы "Кинолюкс" и "Интересное ТВ" (занимательный нюанс — "Интересное ТВ" попал в перечень 40 телеканалов, которые в последний день 2014 года получили эфирную лицензию на вещание на 34 ТВК в г. Москва). Еще несколько телеканалов сообщили о суицидальных планах, но пока не определились с датой, и уже перед самым Новым годом пришло сообщение о том, что телеканал Tatarstan Business Channel объявил о прекращении вещания в связи с отсутствием возможности вести коммерческую деятельность.
 
 
 
Так выглядят 10 самых заметных новостей 2014 года, привлекших наибольшее внимание общественности. Согласитесь, без запретительных инициатив наших законодателей, рейтинг выглядел бы куда веселее.
 
 
Бабло победит зло
Еще одна большая тема царила в публикациях "Кабельщика" всю вторую половину года — тема вовсе даже не второстепенная, но и не новостная: о ней мы писали преимущественно в разделах "Статьи" и "Блоги". Это тема кризиса и курса рубля. Цены на телеканалы зарубежного происхождения, привязанные к доллару или евро, естественным образом стали неподъемными для операторов, когда курс рубля упал более чем в два раза.
 
Первой на ситуацию, не дожидаясь операторских бунтов, отреагировала компания "Телко Медиа", разославшая всем своим партнерам "письма счастья" о скидках и привязке цен к рублю. Вслед за ней последовало большинство иностранцев, хотя немногие отважились говорить о конкретных цифрах. Даже самые сложные в переговорах правообладатели "прогнулись", хотя, конечно, и не в тех объемах, на которые рассчитывали операторы. Оно и понятно — у каждой стороны своя беда и свои проблемы — подробно на эту тему мы писали, пишем (в том числе в этом же выпуске "Кабельщика") и продолжим писать и говорить. И, разумеется, приглашаем наших читателей высказываться по этому поводу и рассказывать о ноу-хау по выходу из кризиса.
 
 
Новости второго эшелона
Несколько меньшего внимания удостоились новости, которые в любой другой год стали бы если не сенсациями, то хитами точно. Взять хотя бы экзотический выход на российский рынок телеканала Veria, который долго примерялся, а потом взял, да и купил один из известных и весьма развитых телеканалов — "Живи!". В итоге получился гибрид из двух каналов, рассказывающий о здоровом образе жизни во всех его проявлениях, начиная с утренней зарядки, заканчивая сексуальной жизнью. 
 
Отдельного внимания достойна история с запуском группы авторских телеканалов известного режиссера Юрия Грымова под общим названием Slow TV. Каналы были презентованы на телерынке Mipcom в Каннах, довольно широко разрекламированы. А история с отказом мипкомовской дирекции публиковать неоднозначный рекламный макет Грымова в каталоге стала чуть ли не главным русским скандалом этого мероприятия. Однако, старта так и не получилось, проект был заморожен. Учитывая невеселую финансовую ситуацию на рынке, вряд ли можно ожидать его скорого запуска в анонсированном изначально виде.
 
Еще в этом году в новостной ленте нет-нет, да и появлялся самый настоящий криминал. То мы писали о тяжбе телеканала "Мультимания" с вороватым бывшим партнером из Латвии. Причем по ходу публикаций количество "обиженных" им компаний заметно выросло — к претензиям "Мультимании" присоединились другие вещатели, до тех пор читавшие наши статьи с интересом, но без примерки на себя.
 
Потом вдруг раздвоился французский телеканал Fashion TV, владелец которого не сумел законным образом расторгнуть контракт с российским дистрибутором и решил клонировать собственное детище с другим именем — F•L’Original и другим свидетельством СМИ, но практически идентичным контентом.
 
Совсем возмутительная история случилась под конец года в Уфе, где двое неизвестных в медицинских масках напали на генерального директора кабельной компании "Уфанет" Искандара Бахтиярова и избили его. По мнению пострадавшего, нападение на него было заранее спланировано и является либо актом запугивания, либо актом мести (за последний год компания предприняла ряд непопулярных шагов по части пакетирования и работы с вещателями). Нападавших до сих пор не нашли, но мы рады сообщить, что Искандар Махмудович уже снова здоров и в полном здравии — повидаться с ним можно будет на выставке CSTB-2015.
 
 
2015 начинается с хороших новостей
Итак, революционный 2014 год закончился — начался революционный 2015-й. Нам очень повезет, если он будет менее революционным, чем прошлый — очень хочется отдохнуть от перемен, поработать спокойно. Но если эти перемены будут к лучшему, или, например, будут отменять (хотя бы частично) плохие перемены прошлого — это всяко лучше.
 
Уже в момент подписания "Кабельщика" в печать — 15 января — стало известно, что Госдума и Совет Федерации могут изменить вступивший в силу запрет на рекламу на кабельных каналах с полного на неполный — то есть, разрешить распространять рекламу тем кабельным каналам, контент которых составляет исключительно отечественная телепродукция. Соответствующие поправки в законопроект были внесены депутатами из Общероссийского народного фронта.
 
В законопроекте прямо указывается, что "национальная продукция" СМИ — это контент, который создан гражданами РФ или российскими юрлицами и в котором доля иностранных инвестиций не превышает 50% сметной стоимости такой продукции. Локализованный (дублированный) иностранный контент "национальной продукцией СМИ" депутаты не признают, и если на телеканале, показывающем исключительно российские передачи, появится что-то иностранное — фильм или программа, или даже видеоклип — то он лишается права размещать у себя рекламу. По мнению сопредседателя Центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой, такое послабление позволит поощрять производство отечественного телевизионного продукта.
 
Законопроект планируется обсудить в Госдуме в конце января, стало быть к началу выставки CSTB-2015 результаты этого обсуждения уже будут известны, а возможно и такая милая поправка к закону будет принята. Как показывает опыт, наши депутаты умеют оперативно принимать законы. Если это кому-нибудь нужно.
 
 
UPD Уже после сдачи в печать выставочного номера "Кабельщика", в котором была опубликована эта статья об итогах года, пришло известие об уходе компании NBC Universal из России в начале 2015 года в связи с экономическими последствиями экономических решений 2014 года. Руководство международного холдинга решило свернуть вещание E! Entertainment и Universal Channel, поскольку новое законодательство хоть и не "убило" эти телеканалы, но сделало этот бизнес бесперспективным. Буквально через 2 дня после этого сообщения международное агентство Standard&Poors понизило суверенный рейтинг России до BB+ с негативным прогнозом - это спекулятивный, или «мусорный» уровень инвестиционной привлекательности страны. К сожалению, для отрасли платного телевидения это может означать, что до к концу 2015 года ряды независимых телеканалов поредеют...
 
 

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"