Десять лет спустя. Кабельное ТВ в Рязани. Часть I

25.02.2016 15:38

Рязань — второй город в нашем виртуальном путешествии по местам боевой славы — по прежним публикациям "Кабельщика" о кабельных операторах разных городов. Город крупный, численность населения понемногу растет: в 2005 году в нем было 515 тысяч жителей, сейчас 532 тысячи. Среди 1114 российских городов Рязань на 32-м месте. Средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях в 2005 году составляла 7300 рублей, а в 2015-м, по данным сайта ryazan.trud, в среднем по городу превышала 22 тысячи. Неудивительно, что Рязань привлекала к себе внимание крупных федеральных операторов КТВ. Впрочем, обо всем по порядку.

КТВ в Рязани в 2005 году

Десять лет назад рынок кабельного ТВ в городе был поделен между тремя крупными игроками, сети которых пересекались только в его центральной части. Больше половины принадлежало компании "Видикон", у которой имелось 14 тысяч абонентов, заметно меньше было у ММDS-оператора "Интер-ТВ Медиа", еще меньше — у группы компаний "Антенна-Гарант" и "Гарант-Антенна". Абоненты MMDS сети постепенно мигрировали к традиционным кабельным операторам. Операторы отмечали инертность населения, которое зачастую удовлетворялось получением эфирных каналов, однако все три компании строили гибридные сети с оптикой до дома, понимая, что в перспективе все будет решать качество предоставляемых услуг и сервиса. Установленная в городе плата за пользование коллективной антенной с 12 эфирными телеканалами составляла 35 рублей в месяц, компания "Видикон" предлагала 42 канала за 70 рублей, "Гарант-Антенна" — 36 каналов за 119 рублей, "Антенна-Гарант" — 40 каналов за 99 рублей, "Интер-ТВ Медиа" — 33 телеканала за 110 рублей. Клиенты могли выбирать оператора только в центре города, где сети пересекались.

Интерес к цифровым каналам был минимальным. Технический директор "Видикона" Виталий Корнеев говорил: "Потребителей для этой услуги у нас пока нет. Вот когда будут плазменные панели хотя бы у 5% населения, можно будет думать о цифре".

Через три года

В 2008-м "Кабельщик" поинтересовался, что произошло с операторами КТВ в городе за прошедшие три года. Все три оператора продолжали работать, правда, у двух сменился собственник: группу компаний "Антенна-Гарант" и "Гарант-Антенна" купил холдинг "Мультирегион", компанию "Интер-ТВ Медиа" (торговая марка "Интер-Линк") приобрело ОАО "Комстар — Объединенные Телесистемы". Сети выросли и стали пересекаться по всему городу, конкурентная борьба обострилась. Примерно по 40 процентов рынка КТВ принадлежали "Видикону" и ГК "Антенна-Гарант" и "Гарант-Антенна", 20% приходилось на долю "Интер-ТВ Медиа". Развитие сетей в городе выявило общую для всех острую проблему — сложность согласования прокладки сетей с собственниками жилья.

У компании "Видикон" было более 20 тысяч абонентов, которым предлагались 56 аналоговых каналов за 100 рублей в месяц или социальный пакет из 23 каналов за 37 рублей 70 копеек. 18 цифровых каналов предоставлялись в тестовом режиме. Компания диверсифицировала услуги: кроме КТВ предлагала доступ в интернет, создание сетей VPN, собственное вещание и даже установку домофонов.

Группа компаний "Гарант-Антенна" и "Антенна-Гарант" после смены собственника в мае 2006 года продолжала расти и развиваться, охватив своей широкополосной сетью 80% территории города. Абонентам предлагались два пакета аналоговых телеканалов: "Социальный" (20 каналов за 50 рублей в месяц) и "Базовый" (60 каналов за 150 рублей в месяц), цифровых каналов в сети не было. Кроме этого, компания предлагала услугу доступа в интернет, пакетную услугу "интернет + КТВ", а также организацию видеонаблюдения и установку домофонов. Генеральный директор компании "Мультирегион" Сергей Дмитриев отмечал, что выручка группы компаний выросла за период с момента ее покупки в 3 раза.

Компания "Интер-ТВ Медиа" (КТВ "Интер-Линк") продолжала работать по технологии MMDS, предоставляя абонентам 30 телеканалов (14 эфирных + 16 спутниковых) с абонентской платой 69 рублей и параллельно развивала услугу КТВ по гибридной технологии. Протяженность ее оптоволоконной сети составляла 70 километров, коаксиальная часть охватывала более 30 тысяч домохозяйств. В этой сети транслировались 50 телеканалов, абонентская плата составляла 99 рублей. Компания проводила модернизацию головной станции, собираясь предложить абонентам 36 цифровых телеканалов.

Год 2015

Поискав в интернете операторов кабельного ТВ в Рязани, мы обнаружили лишь одно знакомое название: компания "Видикон" осталась на плаву и продолжает успешно развиваться. В частном разговоре один из независимых экспертов оценил ее долю как превышающую 40%, остальную часть рынка КТВ в Рязани делят между собой "федералы" — МТС (~30%), "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ru", ~20%), остальное приходится на Ростелеком, Транстелеком и несколько небольших операторов. Технический директор "Видикона" Виталий Корнеев откликнулся на просьбу ответить на несколько вопросов сразу, прислав свои ответы буквально на следующий день, а вот общение с другими компаниями затянулось в общей сложности более чем на месяц. Переговорить напрямую с руководителями рязанских филиалов не удавалось, общаться приходилось через специально выделенных людей, порой не очень обязательных. По всей вероятности, это особенность сложных иерархических структур компаний федерального уровня, и, когда их абоненты на местах жалуются на нерасторопность и несвоевременность оказания сервисных услуг, им охотно веришь.

Еще одно наблюдение: ни в одной компании руководители не согласились непосредственно побеседовать с автором обзора по скайпу, предпочтя дать письменные ответы на вопросы. Казалось бы, чего проще: выдели полчаса удобного для тебя времени, поговори с журналистом, а потом тебе пришлют готовый материал, чтобы можно было его прочитать и при необходимости подкорректировать перед сдачей в печать. Нет, все предпочли вариант более сложный и, должен заметить, более формальный. Не буду гадать о причинах такой настороженности, но сама по себе она тоже характеризует обстановку на рынке.

Круг вопросов, которые мы предлагали обсудить, был невелик: мы просили рязанских операторов КТВ рассказать о важнейших событиях в жизни их компаний за время после публикации первого обзора, о нынешнем состоянии их сетей и предоставляемых услугах, о конкурентной среде в городе и о том, чем они привлекают и удерживают абонентов. Спрашивали, как повлиял на бизнес запуск эфирных цифровых каналов, чувствуется ли влияние экономического кризиса, с какими трудностями приходится сталкиваться и каковы планы на будущее. Вот какие ответы были получены.

Телесеть "Видикон"

Виталий Корнеев, технический директор:

"Самым значительным для нас событием за прошедшие 10 лет стало, конечно, то, что из независимых от "федералов" компаний остались мы одни, остальных купили. Мы остаемся ведущим поставщиком услуг КТВ в нашем городе, остальные операторы заметно от нас отстают. Наша сеть построена по принципу "оптика в дом", наряду с кабельным телевидением мы предоставляем услугу доступа в интернет на скорости до 80 Мбит/с. Абонентам КТВ предлагаем "Социальный" пакет из 24 каналов за 45 рублей в месяц, "Базовый" из 58 каналов за 150 рублей (эти аналоговые каналы дублируются в цифре), а также 9 дополнительных тематических пакетов цифровых телеканалов. Кроме того, предлагаем пакетированную услугу — безлимитный доступ в интернет и кабельное ТВ, в разных вариантах, по цене от 350 рублей в месяц.

Виталий Корнеев, "Видикон"

Конкурентов у нас сегодня много — это МТС, "Ростелеком", "ЭР-Телеком", "Транстелеком", "Весткулл", "Сотком", "Рязаньтелеком", "Галателеком", ИП Ширяев... Как и чем мы удерживаем своих абонентов? Это надо их спрашивать, а мы просто стараемся хорошо делать свое дело. Приход могучих "федералов" на наш рынок нас не напугал: они работают, мы работаем, а кто лучше — пусть решают абоненты.

Запуск цифровых эфирных мультиплексов на наш бизнес пока никак не повлиял — может быть, должно пройти больше времени, чтобы оценить его влияние. Вот кризис повлиял положительно: мы видим, что "федералы" остановили строительство, а это дает нам дополнительные шансы. Что касается абонентов, они и в кризис остаются с нами: наши цены не растут и на семейный бюджет дополнительного давления не оказывают.

Если говорить о трудностях, которые осложняют нам жизнь, основная трудность на нашем рынке у всех одна — демпинг. Все остальные можно преодолеть своим трудом, а вот демпинг от нас не зависит. Пока что мы растем, растем по всем показателям, а что будет дальше, спрогнозировать очень трудно, так как законодатель меняет правила игры если не ежедневно, то ежегодно — достаточно вспомнить изменения двух последних лет".

МТС

Наталья Маткова, пресс-секретарь в регионах ЦФО:

"В 2010 году наша компания приобрела компанию "Мультирегион" и вышла на рынок услуг КТВ и доступа в интернет в Рязани. Будучи универсальным оператором связи, мы продолжаем развивать фиксированные сети связи в регионе, чтобы предоставлять нашим абонентам качественные сервисы домашнего интернета, ТВ и телефонии. Все наши сети построены по современной технологии FTTB (Fiber To the Building — оптика до дома). Воспользоваться нашими сервисами ШПД и ЦТВ можно в Рязани, Рыбном, совхозе Рязанский, Хирино, Дятьково. В Рязани возможность пользоваться нашими фиксированными услугами связи (ШПД и ТВ) имеют около 90% домохозяйств города. 

Наталья Маткова, МТС

Только в 2015 году мы расширили нашу фиксированную сеть связи в Рязани практически на 5 тысяч домохозяйств, а также модернизировали более 30% нашей фиксированной сети в регионе. В результате доля абонентов МТС, пользующихся цифровым телевидением, превысила 60%. За год их число выросло почти на 35%. 

В 2015 году мы вышли на рынок спутникового ТВ — это логичное развитие нашего операторского бизнеса, которое позволяет добиться дополнительной синергии существующих ресурсов и предоставить пользователям высококачественный ТВ-контент даже в отдаленных населенных пунктах. Спутниковое телевидение МТС интерактивно, оно покрывает 95% в населенной территории Российской Федерации.

Сегодня мы являемся лидерами на рынке цифрового телевидения Рязани. Ставку делаем на предоставление лучших предложений с точки зрения качества и наполнения. В нашей сети цифрового ТВ абонентам доступно более 155 каналов, в том числе около 40 каналов в HD-качестве — 130 каналов в базовом пакете за 240 рублей в месяц и дополнительные пакеты тематических каналов. Недавно появился новый сервис "мультирум": теперь абоненты цифрового телевидения МТС могут смотреть каналы в цифровом качестве сразу на нескольких телевизорах в доме, при этом ежемесячная плата взимается только за один ТВ-пакет. К Новому году мы запустили выгодные предложения для жителей Рязанской области: абоненты ТВ МТС могут подключиться к домашнему интернету на скорости до 100 Мбит/с за 250 рублей в месяц, а для новых абонентов действует пакетное предложение: цифровое ТВ и домашний интернет на скорости до 100 Мбит/с за 450 рублей в месяц. 

В дальнейшем мы планируем улучшать качество услуг и сервиса, продолжить строить новые сети и модернизировать существующие как в областном центре, так и в городах области. Наши цели — увеличение и развитие абонентской базы (в том числе за счет привлекательных тарифов), рост подключения пакетных предложений, перевод абонентской базы с аналоговых на цифровые сети". 

Продолжение следует...

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"