DTH-итоги 2015 года и стремления на 2016-й

10.02.2016 16:18
Данный материал готовился еще в прошлом году для печатного номера "Кабельщика", распространявшегося в рамках выставки CSTB'2016, поэтому некоторые цифры в нем могут быть устаревшими. К примеру, "Орион Экспресс"  и "Триколор ТВ" уже отчитались по итогам всего 2015 года, а "НТВ-Плюс" успел закрыть для своих восточных абонентов новый базовый тариф. Тем самым, для новых абонентов пакет стоимостью в 29 рублей теперь недоступен.
 
"НТВ-Плюс" нечасто радует общественность цифрами по своей абонентской базе. Последний раз официально компания отчитывалась по ней в июне 2014 года — тогда число подписчиков спутникового оператора приблизилось к отметке в 1 млн, что стало своего рода прорывом. Еще бы! На протяжении многих лет база "НТВ-Плюс" крепко держалась на уровне 600–650 тысяч абонентов без намека на возможное увеличение. Застой удалось переломить только за счет ввода в октябре 2013 года знаменитого тарифа "29 рублей за 80 телеканалов".
 
Но, судя по данным за неполный 2015 год, эффект от несвойственно низкого не только для "НТВ-Плюс", но и для всего российского рынка платного телевидения тарифа продержался не больше года. Структуре "Газпром-Медиа Холдинг" удалось перешагнуть заветный миллионный порог, о чем было объявлено на партнерской конференции спутникового оператора в октябре прошлого года, но на этом рост вновь остановился.
 
Возобновлять его намерены в первую очередь за счет грамотной работы с операторами — в прошлом году "НТВ-Плюс" перезапустил партнерские программы и положил начало работе по увеличению числа региональных складов. Также оператор рассчитывает привлечь внимание новой аудитории запуском до конца 2016 года проекта на основе гибридной платформы "спутник—OTT". К слову, "НТВ-Плюс" уже не первый год говорит о планах по запуску подобного проекта. Последний раз он их озвучивал в феврале 2013-го.
 
Помимо этого DTH-провайдер заявляет о намерении выйти на Дальний Восток и расширить свое присутствие в Сибири, а также упразднить злосчастный 29-рублевый тариф. Для абонентов западного региона он уже недоступен, а вот для восточного действует до сих пор, но в "НТВ-Плюс" заверяют, что в дальнейшем унифицируют базовое предложение по всей России, установив его на отметке 89 рублей. Сейчас базовый пакет за 89 рублей предлагается абонентам в европейской части страны и включает в себя 167 каналов, жители же сибирского региона получают базовую услугу в виде 45 каналов за 29 рублей.
Поменяется ли как-то стратегия в связи со сменой с 1 января 2016 года генерального директора "НТВ-Плюс" (новым главой спутникового оператора взамен Александра Вронского назначен Михаил Демин), неизвестно. 
 
Вообще, интересно будет посмотреть, насколько успешными окажутся действия "НТВ-Плюс" по наращиванию базы, учитывая и появление спутникового проекта МТС, и конкуренцию со стороны "Триколора ТВ" и "Орион Экспресса", и, в особенности, сокращающуюся емкость рынка.
 
 
Но в "Триколоре", чья база, согласно отчетности за III квартал 2015 года, составляет 11,6 млн домохозяйств, например, на последнюю проблему смотрят с оптимизмом. "Текущее проникновение платного ТВ в России составляет около 70%. Соответственно, неохваченными цифровым вещанием еще остаются 12–13 миллионов домохозяйств. Это уже много. И тут важно понимать, что все больше домохозяйств в нашей стране имеют не один телевизор и не один приемник. Здесь тоже есть куда расти. Кстати, доля продаж услуги "мультирум" (возможность просмотра разного контента на двух экранах в рамках одной подписки) занимает до 50% от всего объема продаж услуг "Триколора ТВ"", — комментируют в пресс-службе оператора.
 
В компании "Орион Экспресс" (по данным на конец октября, ее абонентская база насчитывала 2,748 млн домохозяйств) с меньшим энтузиазмом относятся к потенциальному увеличению базы, предпочитая смотреть в сторону улучшения сервиса и увеличения контентного предложения. "Рынок все ближе подходит к порогу своего насыщения, и уже сегодня большинство абонентов делит между собой пятерка операторов. Так, по данным аналитического агентства TMT Consulting, на их долю приходится 63 процента всей абонентской базы платного ТВ. Из общего числа всех домохозяйств, где смотрят ТВ, доля тех, кто не пользуется услугами платного ТВ, составляет только 28%. Другими словами, уровень проникновения платного ТВ уже сегодня очень высок, поэтому рассчитывать на экстенсивный рост абонентской базы не приходится. В целом ситуация такова, что операторы в своем развитии делают ставку на предложение абонентам более качественного и разнообразного контента, новых сервисов и, как следствие, рост ARPU", — отмечает Дмитрий Жичин, директор по маркетингу "Орион Экспресса".
 
 
Кстати, в плане роста ARPU "Орион" видит для себя перспективы на Дальнем Востоке. Оператор рассчитывает добиться роста данного показателя за счет увеличения числа каналов в базовых пакетах. Сейчас он предлагает в пакете "Стандарт Восток" 40+ каналов, а в пакете "Безлимитный Восток HD" — свыше 75. "Мы видим в этом регионе потенциал для роста ARPU, поэтому рассматриваем возможность наращивания спутниковой емкости и, как следствие, расширения контентного предложения", — рассказал "Кабельщику" Дмитрий Жичин.
 
"Триколор ТВ" планами в отношении дальневосточного региона делиться не стал, ограничившись заявлением, что стоимость его основной услуги — пакета "Единый" — одинакова для жителей как европейской части России, так и сибирского региона, Урала и части Дальнего Востока, это 1200 рублей в год.
 
Что касается других планов, то, как и "НТВ-Плюс", "Триколор" и "Орион Экспресс" смотрят в сторону OTT. И если "НТВ-Плюс" только намеревается запустить подобный проект к концу года, то "Орион" уже осуществил это в конце 2015-го, представив сервис "Телекарта онлайн" (подробнее о проекте можно прочитать в разделе OTT), а "Триколор", по слухам, должен презентовать собственный OTT-продукт в первой половине 2016 года. Сам оператор пока отказывается комментировать эту тему.
 
Что до спутникового проекта МТС, у него в "загашнике" имеется "дочерний" OTT-сервис Stream, доступ к которому он предоставляет абонентам интерактивного спутникового ТВ. К слову, несмотря на это, а также на наличие еще энного количества интерактивных решений, более чем за год работы оператору удалось подключить к своей спутниковой услуге лишь несколько десятков тысяч домохозяйств. Это оказалось ниже прогнозов аналитиков. Как с такими темпами подключений DTH-игрок намерен добиваться поставленного плана выйти в лидеры спутникового сегмента за три года, непонятно. Собственно, мало кто в эти планы верил и верит в принципе.
 
Добавим, что стоимость базового предложения по спутниковому ТВ от МТС составляет либо 1200 рублей в год, либо 140 рублей в месяц за 128 каналов. Цена комплекта оборудования зависит от вида спутникового ТВ — традиционного или интерактивного, а также наличия либо отсутствия в нем спутниковой тарелки. Минимальная стоимость, включающая в себя подписку на месяц, составляет 3900 рублей, максимальная (с предоплаченной подпиской на год) — 9900 рублей.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"