ФАС. Дополнения к разъяснениям к ФЗ о рекламе

В начале октября ФАС России дала свои разъяснения по новой редакции закона "О рекламе", вводящей запрет на рекламу на неэфирных каналах. Однако, документ не дал ответов на все вопросы, в частности, о судьбе телемагазинов, о необходимости переоформлять лицензию, о возможности использования информационного сотрудничества, в связи с чем "Кабельщик" попросил антимонопольную службу предоставить некоторые дополнительные разъяснения.
 
Наша редакция направила в ФАС следующие уточняющие вопросы, ответы на которые дала заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.
 
Кабельщик: Как следует из положения ст. 14.1 ФЗ "О рекламе", не допускается распространение рекламы, в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется на платной основе, доступ к которым осуществляется на платной основе или с применением декодирующих устройств. При этом не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе или с применением декодирующих устройств, общероссийские общеобязательные общедоступные телеканалы, а также каналы, распространяемые на территории РФ с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания (т. е. имеющие лицензию на осуществление эфирного вещания). Таким образом, представляется, что телеканалы НЕ ИМЕЮЩИЕ лицензии на эфирное вещание относятся к категории платных телеканалов. 
 
Вместе с тем, ст. 13 ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" определяет порядок размещения информации в телепрограммах и телепередачах, "доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств". 
 
В этой связи возникает вопрос — корреспондируется ли понятие "платный телеканал" в вышеуказанных законодательных актах, и если нет, какие отличительные признаки платного телеканала должны присутствовать у телеканала-вещателя по мнению ФАС России?
 
Татьяна Никитина: Статья 14.1 закона "О рекламе" содержит конкретное указание на те телеканалы, на которых не допускается распространение рекламы (это прямая норма, а не отсылочная к нормам какого-то другого закона). Исходя из тех критериев, которые приведены в этой статье ФАС России на основе позиции Минкомсвязи России подготовил разъяснения о применении норм статьи 14.1 закона "О рекламе" с 1 января 2015 года.
 
К.: Согласно неоднократным выступлениям г-на Волина и опубликованным недавно разъяснениям, на платных телеканалах будет разрешено так называемое "информационное партнерство" в форме интеграции бренда в контент телеканала. Однако, закон "О рекламе" в существующей ныне редакции допускает лишь "органичную интеграцию в произведения науки, литературы и искусства", не являющуюся по сути рекламой, а лишь неотъемлемой частью контента. Следовательно, при наличии вознаграждения телеканалу со стороны брендо-обладателя мы имеем дело уже со скрытой рекламой, которая законом запрещена. Как быть с этим противоречием? Как оформлять подобные интеграции таким образом, чтобы это не считалось рекламой?
 
Как телеканалам быть уверенными в том, что их понимание "органичной составляющей" контента совпадет с пониманием ФАС? Не столкнется ли индустрия с массовыми исками со стороны ФАС после внедрения практики продакт-плейсмента в условиях запрета на рекламу?
 
Т.Никитина: Норма статьи 14.1 закона "О рекламе" запретит рекламу на определенных телеканалах с 1 января 2015 года. При этом в силу п.9 ч.2 ст.2 закона "О рекламе" не являются рекламой упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
 
Вопрос о том, является ли то или иное упоминание органично интегрированным, решается в каждом конкретном случае. Но если в передаче и т. п. будет привлекаться внимание к тому или иному товару, то такую информацию об этом товаре можно будет признать рекламой. Однако нормы Федерального закона "О рекламе" и в настоящее время применяются точно так же, и в этой части изменений в практике правоприменения со стороны антимонопольных органов не будет.
 
 
К.: В пункте 3 вещательных лицензий телеканалов, попадающих по новому закону под понятие "платные", но работавших до сих пор по рекламной модели, значится: "Рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о рекламе", а в свидетельстве о регистрации СМИ в "Примерной Тематике и (или) специализации" прописано: развлекательный, познавательный, реклама в соответствии с законом РФ". То есть каналы имеют право на размещение рекламы объемом 9 минут в час по лицензии и свидетельству СМИ, согласно действующему законодательству. При принятии поправок к закону "О рекламе" возникает противоречие между выданными ранее лицензиями и свидетельствами и принятыми поправками. Что приоритетнее в данном контексте — выданная лицензия или поправки к закону "О рекламе"? Как следует поступать таким телеканалам?
 
Т.Никитина: Это вопрос лицензирования. Он не относится к компетенции ФАС России. Закон о рекламе нельзя будет нарушать, а что делать с лицензией (и надо ли с ней что-то делать) целесообразнее задать вопрос в Минкомсвязи России или в Роскомнадзор.
 
К.: Коснется ли действие нового закона каналов-телемагазинов, контент которых состоит из рекламы на 100%, или нет? 
 
Т.Никитина: Телемагазины, согласно части 3 статьи 14 закона "О рекламе№, являются рекламой. Соответственно, порядок их распространения будет таким же как порядок распространения рекламы.
 
Согласно части 11 статьи 14 закона "О рекламе" требования, установленные частями 1 — 10, 14.1 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.
 
Часть 14.1 статьи 14 закона "О рекламе" — это запрет размещения рекламы в платных и кодированных каналах. Соответственно, если телеканал зарегистрирован в качестве рекламного и на нем более 80% всего вещания — реклама (например, тематический телеканал по телемагазинам), то такой телеканал может размещать рекламу.
 
К.: В п. 1 ст. 13 ФЗ "О защите детей от информации..." сказано, что "информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 — 5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, (Прим.: контент 18+) не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи (Прим.: маркировка информационной продукции).
 
В п. 14.1 ст. 14 закона "О рекламе" (в редакции вступающей в силу с 01.01.2015 года) говорится: "Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации".
 
Вопрос. Можно ли расценивать это следующим образом: отбирая право на распространение рекламы, законодатель, по сути, с 01.01.2015 года освободил лишенные рекламы телеканалы (телепрограммы телепередачи) от обязанности показывать контент 18+ только с 23.00 до 04.00?.
 
Т.Никитина: Закон о рекламе не вносит изменений в закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Однако порядок распространения рекламы определяется нормами именно закона "О рекламе".
 
К.: Спасибо!

В переводе на русский.
1. Тематический канал уведомляет об изменениях программной направленности (если нужно)
2. Запускает рекламу в виде "бегущей строки" под картинкой, таким образом более 80% рекламы на канале
3. Несет некоторые издержки (налоги, сборы)
4. Работает после 01.01.2015

Мнение Зам начальника по рекламным СМИ было бы неплохо увидеть в официальных документах ведомства.
У нас уже есть представитель РКН , таким же образом утверждающий, что рекламу между передачами никто не запрещает с НГ.