GS Group: зарубежный опыт

В последние годы российский холдинг GS Group активно развивает зарубежные проекты в сфере платного телевидения. Опыт компании не мог не заинтересовать нас, и "Кабельщик" решил узнать некоторые тонкости ведения PayTV-бизнеса компании за рубежом, для чего побеседовал с Сергеем Долгопольским, директором по зарубежным вещателным проектам холдинга GS Group.
 
Кабельщик: Почему компания GS Group начала развивать зарубежные проекты именно с рынка Камбоджи?
 
Сергей Долгопольский: Холдинг GS Group одновременно разрабатывает достаточно большое количество проектов в разных странах, первым из них был реализован One TV в Королевстве Камбоджа. Стоит отметить, что One TV был запущен в рекордный для подобных проектов срок — менее 1 года, во многом благодаря нашему партнеру Royal Group of Companies. Официальный запуск One TV состоялся в сентябре 2012 года. Проект One TV в Камбодже подтвердил, что создание национального цифрового телевещания силами коммерческих, а не государственных структур — реально.
 
К.: Дайте, пожалуйста, общую оценку местного рынка платного ТВ? Каково его текущее состояние и ближайшие перспективы?
 
С.Д.: Современный рынок Pay TV в Камбодже в основном представлен кабельными ТВ-операторами. В большинстве своем они не национальные, а региональные. Наиболее развитым является PPCTV, который представлен в регионе Пномпень. По официальной статистике, количество его подписчиков составляет примерно 100 000 человек, это самый крупный оператор в стране. Другие кабельные операторы в среднем имеют 20 000 подписчиков. 
 
Помимо операторов кабельного ТВ в Камбодже присутствуют нелегальные тайские и вьетнамские DTH-операторы (DTV Thai, VCTV).
 
 
К.: Как вам помогло сотрудничество с Royal Group Companies при запуске One TV? Рассматривали ли вы вариант выхода на данный рынок без партнера?
 
С.Д.: Для запуска такого рода проектов требуется лицензия на вещание. В любой стране, включая Россию, получение необходимого разрешения — сложный и очень длительный процесс. Работа в партнерстве с локальной компанией во многом упрощает эту процедуру. У нашего камбоджийского партнера Royal Group of Companies имеется лицензия на вещание, что существенно сократило временные и финансовые затраты выхода на рынок.
 
К.: Расскажите, пожалуйста, каковы особенности проекта One TV и какое у него преимущество перед другими ТВ-операторами?
 
С.Д.: На камбоджийском рынке GS Group представил технологическое решение, которое позволило преодолеть две основных проблемы абонентов — ливневые дожди и частое отключение электричества. Ливни в Камбодже создают серьезные проблемы для приема сигнала DTH-операторов, и поскольку кабельные операторы часто используют этот сигнал для ретрансляции, дожди приводят к срывам и пропаданию изображения в кабельных сетях.
 
Помимо ливневых дождей другая распространенная проблема Камбоджи — регулярное отключение света. При "блэкаутах", которые случаются до пяти раз в сутки, местным кабельным операторам не удается обеспечить непрерывную трансляцию, и их абоненты не могут пользоваться своим платным телевидением в среднем около двух часов в день. Иногда перебои электричества не дают сигналу дойти до зрителей по кабельной сети, хотя сам телевизор при этом работает. 
 
One TV как эфирный оператор позволяет избежать подобных проблем. Его абонент при наличии электричества всегда может принимать сигнал. При временном отключении электропитания требуется лишь включить собственный генератор, который имеется у многих камбоджийцев.
 
К.: А каковы последние цифры по проекту One TV? Сколько у оператора абонентов, какие пакеты и по какой цене он предоставляет, сколько стоит комплект оборудования и подключение к услугам One TV?
 
С.Д.: По соглашению с нашим локальным партнером, мы не разглашаем количество абонентов, но можем сказать, что зона покрытия One TV составляет 70% территории Королевства и включает в себя 9 провинций и столицу страны — Пномпень.
 
Комплект оборудования стоит 56$ или 26$ при условии лизинговой покупки. 
 
Существует 2 базовых пакета: Mongkol (30 каналов) и Oudom (60 каналов) — и Full Package (80 каналов, включает все каналы базовых пакетов + все каналы A-la-Carte). A-la-Carte: Serey (6 каналов), Aka (6 каналов).
 
К.: Не могли бы вы уточнить стоимость пакетов One TV и озвучить, какие из них наиболее популярны среди подписчиков?
 
С.Д.: Mongkol (30 каналов) — 4$, Oudom (60 каналов) — 6$, Full Package (80 каналов, включает все каналы базовых пакетов + все каналы A-la-Carte) — 10$, A-la-Carte: Serey (6 каналов), Aka (6 каналов) — 1$ каждый. Наиболее популярный среди камбоджийцев пакет — Oudom, с ним часто подключают A la carte (Serey или Aka).
 
 
К.: Входят ли в пакеты One TV региональные каналы, и как в целом обстоят дела с местным/региональным ТВ в Камбодже?
 
С.Д.: One TV Камбоджа не только транслирует местные и мировые каналы, но и производит собственный телевизионный контент на кхмерском языке, пользующийся большой популярностью у зрителей. Так, по многочисленным просьбам зрителей в новом пакетировании был запущен новый канал собственного производства — Karaoke Modern. Пение в караоке — одно из любимых развлечений камбоджийцев.
 
В дополнительных пакетах One TV камбоджийцам также доступны тайские и индийские телеканалы о спорте и кинозалы. 
 
К.: Какие телеканалы вы предлагаете a-la-carte, и оправдана ли эта услуга в Камбодже?
 
С.Д.: A-la-carte мы предлагаем два пакета: Serey и Aka. Эти пакеты были запущены в декабре 2013 года и разделены по гендерному признаку. Маркетинговые исследования и социальные опросы показали, что мужчины и женщины в Камбодже предпочитают смотреть отличный друг от друга набор телеканалов: женщин интересуют кинозалы и рецепты (Serey), мужчин — боевые искусства и спорт (Aka). Каждый пакет стоит 1$, что не является большой финансовой нагрузкой на потребителя.
 
Ранее у One TV существовал только один дополнительный пакет под названием Moha. Он был ориентирован на абонентов с высоким доходом и предоставлялся за 4$ в месяц. Однако абоненты базового пакета с меньшим доходом тоже проявляли интерес к дополнительному пакетированию. Было проведено исследование, в результате которого в линейку были запущены Serey и Aka.
 
Для жителей Камбоджи телевидение — это чуть ли не единственный источник информации и развлечений, поэтому камбоджийцы не скупятся на расширение возможностей телесмотрения.
 
К.: Как было развито эфирное телевидение в Камбодже до прихода GS Group? И можно ли было говорить о своего рода конкуренции платного ТВ с эфирным?
 
С.Д.: В Камбодже присутствуют кабельные, спутниковые и эфирные операторы. Но аналоговые эфирные и кабельные операторы распространены в регионах, они не вещают на всю страну. One TV — первый и единственный национальный оператор эфирного цифрового платного ТВ, покрывающий 70% территории страны. 
 
Доступность аналоговых эфирных телеканалов (всего их 15) в разных провинциях разное: в одной может быть доступно 5, в другой — 10. Качество вещания — низкое. У One TV преимущество перед прочими операторами в качестве и стабильности вещания.
 
 
К.: Хотелось бы понять, как в Камбодже обстоят дела с заработками местного населения, каков средний доход? И на какой минимальный и максимальный уровень ARPU в этой стране может рассчитывать оператор платного ТВ?
 
С.Д.: В среднем, ежемесячный доход аудитории составляет 200-300$ в месяц на домохозяйство. Самый популярный пакет One TV среди абонентов — Oudom, стоимостью 6$. На примере этих цифр мы можем сказать, что One TV доступен среднестатистическому жителю Камбоджи.
 
Данные по ARPU мы пока не можем раскрывать по договоренности с нашим локальным партнером.
 
К.: После запуска One TV GS Group говорил о планах выхода на рынок Индонезии, а затем в Пакистан и Бангладеш. Но в итоге ваши планы были несколько скорректированы по времени. Почему? 
 
С.Д.: Планы холдинга по отношению к Индонезии и Пакистану не меняются. В Пакистане находится постоянно действующее представительство нашей компании. Мы готовимся к выходу на рынок этих стран.
 
Проект в Бангладеш реализуется так же в сотрудничестве с локальным партнером — бенгальским мультиотраслевым конгломератом Beximco. GS Group выступает как основной производитель и интегратор технологических решений для создаваемого в стране цифрового платного оператора, а также управляет проектом. Основной вклад партнера — лицензия на DTH-вещание, инвестиции и содействие на государственном уровне и в других сферах внутри Бангладеш.
 
К.: Расскажите, пожалуйста, о специфике проекта в Бангладеш.
 
С.Д.: Его специфика заключается в том, что проект российского холдинга станет первым в стране, где сегодня не существует ни одного легального оператора цифрового спутникового телевидения. На данный момент телезрителям доступны только услуги аналоговых кабельных операторов и пара каналов эфирного телевидения, также лишь аналоговых. Принимать сигнал индийских DTH-операторов возможно только нелегально, кроме того, они не транслируют каналы производства телекомпаний Бангладеш. Однако спрос на легальную услугу существует — население страны превышает 160 миллионов человек, что позволит привлечь значительный объем аудитории, сосредоточенной на небольшой территории. 
 
Сейчас ведутся работы по построению сети и подготовке тестового запуска проекта.
 
К.: Можно ли уже говорить об успешности ваших зарубежных проектов? 
 
С.Д.: Зарубежные вещательные проекты GS Group, в первую очередь One TV Камбоджа, — пример успешного выхода российских высоких технологий на мировой рынок. GS Group выступает не только инициатором и инвестором, но и техническим интегратором. Серьезная экспертиза и высокий уровень компетенций GS Group были успешно применены в Королевстве Камбоджа. 
 
В июне 2013 г. проект One TV был представлен на крупнейшей в Азии отраслевой выставке Broadcast Asia в Сингапуре, где получил высокие оценки экспертов исследовательских агентств и был назван "моделью цифровизации для стран Азии".
 
Запуск One TV стал настоящим прорывом, на несколько лет опередив планируемый государством переход от аналогового телевидения к цифровому. Официально переход планировался к 2015 году, но One TV осуществил его на три года раньше.
 
К.: В последнее время GS Group активно приобретает зарубежные активы, так или иначе касающиеся ТВ-бизнеса и видеоконтента. Связано ли это с тем, что вы не видите для себя интересных перспектив на отечественном ТВ-рынке? 
 
С.Д.: Корпоративный венчурный фонд холдинга GS Venture был создан в июле прошлого года и ориентируется на поддержку проектов в сфере ТВ, микроэлектроники, наноматериалов по всему миру. Команды проектов должны быть заинтересованы в успехе на глобальном рынке и страновая принадлежность для GS Group не играет большой роли. Одним из вложений корпоративного венчурного фонда GS Venture было в финский ТВ-стартап Tellyo, сумма сделки составила 200 000 долларов. Это сервис, который позволяет делиться ТВ-контентом и размещать понравившиеся моменты в социальных сетях. Он набирает популярность среди активных интернет-пользователей. 
 
Зарубежные стартапы интересны с точки зрения как опыта команды проекта и отстроенных бизнес-моделей, так и развитости самого ТВ-рынка. Команды стартапов не только знают, что и как они будут делать, но и сразу видят модель монетизации. При этом, инвестируя в иностранные команды, мы имеем возможность перенести их опыт на нашего потребителя. Так, за рубежом привыкли платить за телесмотрение и дополнительные ТВ-сервисы, а у нас этот рынок находится в стадии формирования. Когда популярность ТВ-сервисов придет в Россию, Share-The-Moment (сервис, предложенный Tellyo) уже станет отработанной на зарубежном рынке моделью сервиса, который можно будет предложить абонентам в нашей стране. 
 
К.: Судя по последним новостям от GS Group, компания не исключает возможности выхода на западноевропейские рынки. Какие еще территории представляют для вас интерес?
 
С.Д.: GS Group интересны рынки многих стран мира. Страну для создания вещательного проекта мы отбираем по нескольким критериям, а именно: количеству населения, проникновению телевидения, развитости сектора коммерческого телевидения в стране, покупательной способности населения, уровню открытости экономики страны для иностранных инвестиций.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова