IP-доставка vs спутниковая. Часть I

29.07.2014 16:56
Когда на рынке говорят о перспективности интернета для ТВ-отрасли, чаще всего речь идет об OTT или каких-то интерактивных возможностях. Однако, есть еще одна сфера применения интернет-среды, которую многие игроки находят интересной и перспективной... 
 
Речь идет об IP-доставке сигналов каналов до операторов, как об альтернативе спутникам. Надо сказать, что эта технология не является совсем уж диковинной или чуждой отечественному рынку платного ТВ. По подсчетам "Кабельщика", на текущий момент на IP-доставку контента приходится порядка 22% от общего объема рынка доставки. И есть основания полагать, что эта доля только возрастет в ближайшее время....
 
Такими основаниями могут служить интерес к транспортировке сигналов в формате IP как со стороны телеканалов, так и операторов. Допустим, относительно недавно телекомпания "Первый ТВЧ" сообщила о выводе своих каналов на точку обмена М9 (Московская междугородняя телефонная станция М9, входит в структуру "Ростелекома", — примечание редакции), дополнив тем самым основной способ доставки сигналов своих каналов — спутниковый — новым. В этой связи "Кабельщик" попросил гендиректора компании Николая Орлова рассказать — какие преимущества "Первый ТВЧ" получает от наземной передачи сигнала и можно ли считать использование данной технологии финансово обоснованной, поскольку общеизвестно, что IP-доставка зачастую дороже спутниковой и далеко не все операторы могут себе позволить ей воспользоваться. 
 
Николай выделил пять основных преимуществ IP-доставки для "Первого ТВЧ". Это:
 
1. Повышенное качество приема (увеличенный битрейт каналов — 5Мбит/c для SD каналов и 12 Мбит/с для HD телеканалов при кодировании MPEG4 (AVC)).
2. Невосприимчивость условий приема к любым акциям спутникового оператора "Триколор ТВ", как то: информационные рассылки оператора, рекламные компании, изменение нумерации положения канала в списке оператора.
3. Отсутствие проблем, связанных с кодировкой оператора на телеканалах телекомпании "Первый ТВЧ" (окончание подписки, поломка оборудования — модули, карточки, смена кодировки, потеря ключей дескремблирующим оборудованием).
4. Отсутствие проблем, связанных с погодными условиями приема телеканалов.
5. Отсутствие проблем связанным с частотным разносом телеканалов "Первого ТВЧ" по разным транспондерам спутника.
 
Что касается финансовой стороны вопроса, то здесь Николай Орлов ответил следующим образом: "Да, IP-доставка обходится дороже, если учитывать полную стоимость доставки, при условии, что спутниковый сигнал мы получаем "попутно" с абонентами "Триколора". Но если бы не абоненты "Триколора", то стоимость доставки через спутник кабельным операторам не была бы такой выгодной".
 
При этом Николай отмечает, что телекомпания не обязует партнеров брать сигнал с точки М9 или же со спутника. "Оператор сам в праве выбирать устраивающий его вариант. Мы же в свою очередь проводим работу с магистральными операторами, чтобы они организовывали доставку сигнала до своего региона и предоставляли сигнал на выгодных коммерческих условиях другим операторам региона", — пояснил Орлов.
 
Добавим, что посредством М9 и при помощи своих партнеров "Первый ТВЧ" доставляет сигналы каналов в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Сургут, Омск, Новосибирск, Томск и Кемерово. 
 
Что касается операторов, то интерес к IP-доставке в той или иной степени проявляют большинство кабельных игроков. Например, в "ЭР-Телекоме" "Кабельщику" заявили, что в настоящее время оператор использует "IP в качестве альтернативного способа приема ТВ-сигнала", и что сейчас данный способ занимает долю в 5% в общей структуре приема сигналов. При этом не исключено, что в ближайшие годы "ЭР-Телеком" увеличит долю IP-доставки. "В перспективе, через 1-2 года IP может стать для операторов основным способом, при условии наличия резерва через спутник. Доставка контента с помощью наземной инфраструктуры, начиная от студии, позволит решить проблемы, связанные с погодными условиями", — заявила пресс-служба оператора.
 
Своими планами на наземный прием сигнала с "Кабельщиком" поделился и "Акадо". "Акадо Телеком" пока не использует площадку узла М-9 для приема телевизионных сигналов в формате IP и подачи их в нашу кабельную сеть. Но в самое ближайшее время мы начнем получать с нее несколько HD каналов, тем более, что инфраструктура уже подготовлена, — рассказал Александр Косарев, заместитель директора Департамента эксплуатации станционных сооружений ГК "Акадо". — Кроме M9 после завершения модернизации платформы цифрового телевидения в течение месяца мы планируем более широкое использование IP-транспорта для организации агрегации контента. Одновременно с этим у нас появляется возможность дистрибуции телевизионных сигналов в IP в любом пакетном наполнении для наших партнеров, сторонних кабельных сетей и в рамках межстудийного обмена".
 
Также Косарев сообщил, что сейчас региональные подразделения ГК "Акадо" — "Акадо-Екатеринбург" и "ТКС "Нева" получают сформированные сигналы из центра агрегации ТВ-программ на Варшавском шоссе (головной офис "Акадо"). При этом для "Акадо-Екатеринбург" формируются и передаются в формате IP более 50 каналов, а для "ТКС "Нева" — около 200 каналов.
 
Преимущества
 
Как и "Первый ТВЧ", мы попросили операторов оценить — в чем они видят преимущества наземной передачи сигнала и можно ли эту технологию считать перспективной? Но прежде чем говорить о преимуществах, хотелось бы обозначить различие между IP-доставкой и обычной доставкой сигнала каналов через интернет, поскольку для некоторых людей эти понятия кажутся равносильными. 
 
"Передача ТВ-сигналов через интернет и транспортировка сигнала в формате IP- это разные вещи, — объясняет Александр Косарев. — Когда мы говорим об узле М-9, то имеем ввиду транспортировку сигнала в формате IP. А под интернетом подразумеваем организацию связи по публичным каналам между 2 точками в пространстве. Организовать online-трансляцию в публичном интернете, конечно, дешевле, чем организовать выделенный канал связи для транспортировки высокоскоростных потоков с гарантированным студийным качеством в формате IP". 
 
Ну а теперь, собственно, к преимуществам. Практически все наши респонденты высоко отзывались о качестве сигнала, которую дает IP. "Если сравнивать транспортировку в формате IP и спутниковую доставку сигнала, то первая, безусловно, лучше из-за возможности получения более высокого качества, возможности организации резервирования", — размышляет Косарев.
 
По его мнению, такой вид передачи сигнала наиболее выгоден IPTV-операторам и игрокам, использующим OTT-платформу. "В этом случае не требуется дополнительной обработки сигнала, а его раздача организуется простыми методами маршрутизации. Операторы экономят при этом финансовые средства. В частности, "Акадо Телеком", организуя стык на М-9 или в других точках, сможет не только принимать неограниченное количество каналов, но и обеспечить дистрибуцию контента в интересах третьих лиц", — дополняет Александр.
 
А вот в "ЭР-Телекоме" сделали акцент не на качестве и финансовой выгоде, а на независимости IP-доставки от всевозможных дождей и прочих погодных "выкрутасов". "Доставка контента с помощью наземной инфраструктуры, начиная от студии, позволит решить проблемы, связанные с погодными условиями", — прокомментировали "Кабельщику" в пресс-службе оператора.
 
Свою точку зрения на преимущество интернет-транспортировки нам изложил и гендиректор ООО "ВОДТВ" Алексей Петров, для которого подобная технология является даже не дополнительной, а основной для доставки дистрибутируемых им каналов по России. "В космосе канал Frenchlover транслируется через спутник Hotbird 8, 13° в.д.. Для вещания в Европе выбор этого спутника вполне понятен — это один из самых популярных у кабельных операторов бортов, и в России и в Западной Европе. Европу он охватывает прекрасно, там всем сигнал принимать удобно. А вот у нас он "светит" максимум до Урала. Несколько лет мы проработали в пределах европейской части России, но в Сибири и на Дальнем Востоке желающих тоже было очень много. Стали искать способы доставки. Поднимать Frenchlover на отдельный спутник только ради азиатской части страны смысла нет. Все-таки канал нишевый, его можно транслировать только в цифре. Даже если бы на следующий день канал подключили у себя абсолютно все операторы, это все равно, думаю, не окупило бы расходы на аплинк. Поэтому и задумались об интернете. 
 
В принципе, экспериментов c доставкой сигнала по IP, насколько могу помнить, было много — еще даже, кажется, в начале 2000-х. Но они так и не перешли от экспериментов на уровень индустриального применения. Потому что эти технологии требовали аренды выделенной интернет-линии, и главное — внимание! — установки специального принимающего оборудования у оператора. Уже аренда линии делала затею не очень выгодной. А представьте себе выражение лица малого оператора, если ему сообщить, что он должен купить для одного канала какой-то специальный сервер! :) 
 
 
И тут подвернулось изобретение компании Apple. Они разработали стандарт HLS (HTTP Live Streaming) для своих плееров Quicktime и телефонов IPhone. В принципе, это точно такой же стриминг, как и YouTube, только у него обнаружилась интересная особенность. Оказалось, его можно использовать для ретрансляции телеканалов в профессиональных целях. Нужно было только организовать каким-то образом прием потока и ретрансляцию его в кабельную сеть. Этот вопрос элегантно решился благодаря бесплатному плееру VLC, — в нем есть такие функции. Аренды выделенной линии не нужно, трафик идет через обычное интернет-соединение (ведь это же тот же самый HTTP-протокол, как и обычные веб-страницы!). Для приема сгодится любой более-менее современный компьютер, вплоть до ноутбука. VLC (или программа, которую мы потом разработали специально) принимает поток и ретранслирует его в кабельную сеть по IP.
 
Причем HLS изобрели еще в 2008 году, а использовать его для КТВ люди додумались гораздо позже. Мы набрели на него в 2012 году, и тогда этот прием все еще выглядел новинкой. И до сих пор в России работа через HLS воспринимается как свежая идея, — люди с интересом слушают объяснения и поднимают брови. О широком применении на Западе, честно говоря, тоже не слышал. Возможно, потому, что там все новые технологии контента канализируются уже в сферу доставки контента напрямую к конечному пользователю, то есть к так называемым "кордкаттерам". А в традиционных системах доставки контента — сетях кабельного ТВ — все действует по старинке: подняли на спутник — забрали со спутника. Потому что отлажено и работает — зачем менять? У нас HLS нашел применение именно в традиционном платном ТВ. Во-первых, потому что для этого были свои экономические причины, а во-вторых, потому что "кордкаттеров" в заметном количестве в России в ближайшее время все равно не предвидится. 
 
HLS — это решение "лоу-кост". Оно значительно удешевляет доставку каналов операторам. HLS не лучше и не хуже традиционной спутниковой системы — просто это другое решение. Если у вас канал, который может войти в аналог, и тем более, если вы работаете по рекламной модели, в подъеме на спутник для вас вполне может быть смысл. Конечно, придется потратить год-два на полноценное вхождение в сети. Но возможно, вашему инвестору проще подождать это время, — зато потом все будет окупаться. А вот если канал нишевый и работает по платной модели, то тут пригодится система точечной доставки оператору. Освоив трансляцию через интернет, мы сэкономили деньги на спутнике. А значит, мы смогли предложить операторам более выгодные цены. В плюсе все. Особенно разница чувствуется при доставке HD-сигнала (канал Amoreyo у нас идет в HD). По цене тут HD-канал приближается уже к хорошим SD-каналам. Со спутниковой доставкой это было бы невозможно.
 
Да, тут операторам приходится повозиться. Нужно озадачить сисадмина, выделить для приема канала какой-нибудь ноутбук, подождать, пока там все настроится. Иногда нужно вместе с инженерами нашего сапорта маршрутизировать поток (от нашего сервера к оператору). Но зато потом все работает, и оператор получает то, что ему нужно, по выгодной цене. Авиалинии-лоукостеры не лучше и не хуже, чем British Airways. Просто там вам обеспечивают высокий уровень сервиса, а здесь вы экономите на хотдоге в полете, который все равно, возможно, не стали бы есть. Для кого-то важнее сервис и возможность вернуть билет, а для кого-то — деньги, сэкономленные здесь и сейчас на ненужном хотдоге. 
 
В перспективе HLS, думаю, поспособствует фрагментации контента на рынке платного КТВ. Если раньше для окупаемости вещателю нужно было делать канал с более-менее общим для разных зрителей контентом, то теперь можно подавать каналы для очень узкого сегмента аудитории. Раньше индустрия требовала большого вала и, соответственно, усредненного продукта. А теперь становится экономически эффективной более адресная работа. Только на Западе этот процесс фрагментации, как уже говорил выше, пошел на уровне BTC (business to consumer, то есть к конечному пользователю), а у нас — все еще на уровне BTB (business to business, к операторам). С точечной доставкой появляется возможность запустить у нас больше каналов или привести к нам больше каналов с Запада. Количество "кнопок" в пакетах операторов, соответственно, думаю, вырастет. В начале 2000-х годов нишевые каналы были для нас прорывом в мире телевидения. А сейчас мы переходим к ультра-нишевым. Скажем, наш канал Hunting-Action относится, в принципе, к группе каналов об охоте и рыбалке. Но внутри этой ниши канал занимает свою ультра-узкую нишу: в эфире почти ничего не говорят об охоте и рыбалке, а показывают только сам процесс".