Кабельное ТВ как навязчивый сервис?

31.01.2012 15:00

С декабря прошлого года «Национальные кабельные сети» включили оплату своих услуг в Единый платежный документ. Правда, как писали СМИ, «счет внутри ЕПД»получили и те, кто больше не абонент «НКС». О юридической стороне вопроса — в нашем материале.

В конце января один из бывших абонентов «Национальных кабельных сетей» де-факто обвинил оператора в незаконных действиях и обратился в СМИ. Его не устроило то, что Единый платежный документ на квартиру была возвращена строчка «антенна НКС».
 
В самом по себе факте, что оператор может включать счет за свои услуги в ЕПД, ничего незаконного нет. Он может включать в себя не только коммунальные, но и иные платежи. Дополнять ими единый платежный документ можно на основании договора кабельного оператора с Единым информационно-расчетным центром. Однако, есть нюанс. Как, например, следует из публичного договора об услугах оператора ОАО «Национальные кабельные сети» (доступен на сайте «НКС»), если выставить счет тем, кто их услугами больше не пользуется, но имеет доступ к сети, то, заплатив, они вновь станут абонентами оператора.
 
Важный вопрос: законно ли заранее предъявлять счета тем, кто не является абонентом? Незаконно, но за исключением специально оговоренных условий, считает юрист адвокатского бюро «Коренной и партнеры» Игорь Семянов. «Включение в ЕПД услуги по связи для целей телерадиовещания является правомерным в том случае, если оператором установлен и доказан факт пользования (или фактическое пользование) услугами связи», пояснил г-н Семянов. 
 
По словам эксперта, обязанность по оплате коммунальных и иных услуг возникает именно из факта пользования этими услугами. Тем самым, если оператор не может доказать, что, например, в конкретную квартиру самовольно протянут кабель, то выставлять никаких счетов он не имеет права. И, кстати, никакие «решения общих собраний ТСЖ» не могут заменять собой договоры с конкретным жильцом. Но если оператор доказать это сможет, то счет может быть выставлен на законных основаниях, в том числе и включенным в ЕПД. 
 
Представители оператора практику рассылки счетов всем подряд отрицают, настаивая практике выставления счетов именно по факту пользования услугами. При этом ошибкиединичны и возникают в результате некорректных итогов ревизии абонентских отводов, пояснила замгендиректора ОАО «НКС» по юридическим вопросам Марина Дозорцева. По ее словам, всем жильцам, у которых обнаружены самовольные подключения, направляют индивидуальные уведомления. И если после этого абонент обращается в ОАО «НКС» с заявлением, что отвода не имеет, проводят повторную проверку. В случае подтверждения ошибки «осуществляется корректировка начислений и перевыставление ЕПД».
 
Более того, "Национальные кабельные сети«регулярноразъясняют будущим абонентам все тонкости публичного договора. «Жильцам домов, в которых проложена кабельная сеть, используемая ОАО „НКС“, направляются письменные извещения с предложением воспользоваться услугами связи, которые предоставляет оператор. В таком извещении содержится информация об условиях присоединения к публичному договору, о тарифе на услуги и о порядке включения в ЕПД платы за них», отметила г-жа Дозорцева. 
 
Публичный договор, естественно, никого ни к чему не обязывает. «Публичная оферта является лишь предложением заключить договор и не создает для граждан никаких обязанностей и обременений. Граждане, которым направлена публичная оферта, имеют право акцептовать оферту или отказаться от акцепта в установленный срок», подчеркнула один из руководителей ОАО «НКС», — пояснила представитель оператора «С точки зрения гражданского законодательства, публичная оферта предполагает возможность заключения договора только после совершения человеком каких-либо действий, явно подтверждающих его намерение, например, путем совершения платежа, предусмотренного офертой», — отметила в свою очередь советник АКТР по юридическим вопросам Елена Гультяева.
 
Таким образом, «антенна НКС» — вовсе не одна из навязанных услуг ЖКХ. Тем не менее, еще один нюанс остается. Как показывает судебная практика, даже единичный случай оплаты счета за кабельное ТВ и наличие в квартире кабеля с сигналом де-факто означает, что её жилец согласился с публичной офертой. Если абонент заплатил просто по ошибке, а ТВ на самом деле не смотрел и вообще не был в курсе предоставления услуги, доказать это и вернуть деньги ему будет крайне сложно.