Кинотеатр в сельпо или персональный кинотеатр?

02.07.2013 02:58

Прошли те времена, когда об IPTV кричали на всех перекрестках, услуга плотно захватила большие города. Традиционные операторы предлагают ее в дополнение к традиционной услуге широкополосного доступа в интернет. На этом рынке в борьбу включились мобильные операторы связи. Учитывая отсутствие необходимости построения дорогостоящей последней мили, они имеют достаточно хорошие перспективы по времени окупаемости проекта внедрения услуг интерактивного телевидения и дополнительных услуг, таких как VoD (видео по запросу), Catch Up (отложенный просмотр) и других сопутствующих, но не менее интересных с точки зрения лояльности конечного пользователя услуг (как, например, LPVR — локальная запись).

В борьбу за своего пользователя включились совершенно неожиданные игроки. Так, например МГТС, традиционно предоставляющий услуги телефонной связи по медной паре, и в последнее время предлагающий услуги Интернет по технологии ADSL и телевидение в тандеме с МТС, решился на полное переоснащение своей инфраструктуры и вхождение к своему пользователю оптикой в квартиру. С учетом наличия телефона в каждой квартире - это новый вызов для тех операторов, которые уже давно считают данного пользователя своим.

А что же происходит в это время в российской глубинке? Отсутствие современной технической инфраструктуры, невысокие доходы населения, географическая разбросанность конечных пользователей делает сложным и дорогостоящим проект внедрения услуги IPTV. Демпинговые предложения со стороны ряда спутниковых операторов тем более осложняют жизнь традиционным операторам и операторам мобильной связи в ожесточенной борьбе за своего потребителя.

Многочисленные кабельные операторы провозглашают транспарантами на заборах о наличии ТВ в их предложениях. При этом неискушенный пользователь не понимает, что приобретает кота в мешке: отсутствие обратной связи у кабельного оператора, предоставляющего услуги по технологии DVB-C, не дает возможности получить весь спектр дополнительных услуг, превращая времяпрепровождение у телевизора в муку. Поверьте, пролистывание 70-100 каналов не доставляет никакого удовольствия! Человек, приходя с работы, имеет каких-то полтора часа на просмотр телевизора, и хочет получить то, что ему хочется посмотреть, и готов заплатить за это удовольствие.

Какие же схемы вхождения на региональный рынок возможны и возможны ли? На базе какой коммерческой модели операторы связи выходят на региональные рынки, где сильны позиции кабельных операторов.

Простые обыватели зачастую довольствуются крайне дешевыми предложениями спутниковых операторов, предлагающих за бесценок более 100 каналов и услугами домовых провайдеров, охватывающих интернетом всего несколько кварталов или микрорайонов того или иного городка. Предложения от спутниковых операторов имеют, на мой взгляд, свои особенности — спутниковый оператор зарабатывает единовременно при подключении и на оборудовании, и на STB. При этом стоимость данного оборудования завуалировано завышена. Дальнейшие минимальные ежегодные платежи от конечных пользователей навряд ли позволят поддержать рентабельность проекта на необходимом уровне, и проект развивается только на волне новых подключений — но ведь когда-то это закончится. Отсутствие обратного канала не позволяет повысить доходы с одного абонента и предложить весь спектр интерактивных услуг, какие предлагают IPTV-провайдеры.

Что же делать в этом случае? Выход один — необходимо переходить к гибриду, находя техническую возможность включения обратного канала с пользователем. Это потребует замены декодеров уже существующей базы и включения соответствующего декодера в конфигурацию для нового пользователя.

Что же в это время делают операторы IPTV, предоставляющие услуги по своей сети? Конечно же, экспансия в регионы уже включена в их стратегию продаж и идет активная скупка альтернативных кабельных операторов. При этом рассматривается возможность предоставления дополнительных интерактивных услуг по кабельной сети по гибридной схеме.

Война за пользователя в регионах еще далеко не закончена. Мало подключить как можно больше конечных потребителей услуг, важно научить их пользоваться данными услугами, дать возможность выбора между некачественной бесплатной услугой и качественной услугой за деньги. Насколько это возможно?

Об этом поговорим в следующей статье....

Comments

Извиняюсь, может самое интересное впереди, ведь Автор обещает продолжение.
Но начало несколько смущает.
Отсюда вопрос по первой части - Назовите пожалуйста те города России, где по Вашим словам IPTV плотно их захватила.

Статистика говорит - Доля абонентов IPTV в России - порядка 10%. Кто то называет - 7%.
Если Вы уже имеете в виду ОТТ - то да. Эта "зараза" растет быстрыми темпами. И помимо операторов связи.

Так же приведу простой и доступный гибрид (DVB-C+OTT):
- Это SMART-TV.
Линейное, кабельное цифровое ТВ - гарантирует стабильность и качество,
Интерактив обеспечивается за счет ОТТ.

Об авторе

Александр Черняев
руководитель направления интерактивного ТВ компании CTI