STB приставки постепенно отдают рынок CAM-модулям

Когда преставятся приставки

Продажи CAM-модулей у операторов КТВ постоянно растут. А вот количество проданных STB, по прогнозам J’son&Partners, в 2012 году останется на той же отметке, что и годом раньше. Но означает ли это, что приставки «вымрут», как мамонты?

Новый телевизор без DVB-C модуля — редкость. Витрины и каталоги интернет-магазинов заполняют модели, в которых возможность просмотра цифрового ТВ без приставки уже заложена, и такая тенденция появилась не вчера.
 
Сейчас на «Яндекс.Маркете», среди 4,5 тысяч моделей телевизоров, такой ресивер имеет 1,5 тысячи моделей, но эти цифры не должны вводить нас в заблуждение — агрегатор фиксирует заявленный, а не фактический ассортимент интернет-магазинов. В реальности пропорция иная.
 
Например, в сети «М.Видео» первые телевизоры с DVB-C появились в продаже еще в 2007 году, и сейчас их доля в ассортименте ритейлера составляет около 70%. А в ассортименте интернет-магазина Utinet.ru, телевизоры появились в сентябре 2011 года, и, по словам Директора по коммуникациям «Ютинет» Михаила Ятковского, «абсолютно все они уже были оснащены встроенными DVB-C-ресиверами». 
 
Производители техники также не скрывают свою статистику. Компания Philips стала продавать телевизоры со встроенными тюнерами для приема цифровых кабельных сигналов в России с 2008 года. Тогда их доля составляла 10% от общей массы ТВ-приемников, через три года она выросла до 85%. Старший маркетинг-менеджер Philips TV Юлия Кордун сообщила: «К концу первого квартала 2012 года доля таких телевизоров достигла 100%, то есть любой телевизор Philips, продаваемый сейчас на рынке Российской Федерации, обладает функцией приема кабельного цифрового сигнала».
 
Подавляющее большинство продающихся сегодня телевизоров позволяют абонентам цифрового телевидения не покупать приставку, а просто приобрести у оператора CAM-модуль и наслаждаться просмотром. Для некоторых зрителей это наиболее оптимальный вариант. Аргументом для покупки дополнительного ресивера может стать лишь желание использовать интерактивные функции, предоставляемыеIPTV. Но, согласно статистике J’son&Partners, в 2011 году доля абонентов IPTV составляла всего 6% от общего количества пользователей платного телевидения в России. При такой низкой доле, обеспечивающей спрос (и без тенденции к взрывному росту), будущее традиционных STB под вопросом.
 
Что ожидает российский рынок ресиверов, расскажут наши эксперты.
 
Геннадий Авдеев, Директор по развитию «Телко Групп»:
«Сейчас производится не так много телевизоров со встроенным DVB-C-ресивером. И то количество, которое можно увидеть в магазинах, сильно отличается от количества тех же телевизоров дома. Нужно учитывать, что средний срок службы телевизора до переезда на кухню или на дачу составляет около пяти лет — это означает, что в домашнем пользовании, как минимум, 95% абонентов слотов для CAM-модулей еще не имеют. Хотя из регионов уже сообщают о тенденции снижения продаж приемников и росте продаж CAM-модулей. Однако надо учитывать, что многие операторы своим абонентам предоставляют приемники бесплатно или с оплатой в рассрочку, и это замедляет порывы бежать покупать новые телевизоры.
 
Вымиранию ресиверов с функциями медиацентров способствует оснащение современных телевизоров USB-разъемами с возможностями воспроизведения большинства медиаформатов. Особняком стоят абоненты IPTV, тут без ресивера пока никак не обойтись.
 
Рынок DVB-T/T2 приставок вообще „подвис“ в результате последних решений о переходе на DVB-T2 и публикации требований к абонентским приемникам. Несколько лет назад был запрещен ввоз в Россию телевизоров без встроенных DVB-T приемников, а теперь они все разом погашены. Хотя предвидеть переход на DVB-T2 можно было и ранее, тренд был очевиден. Теперь мало кто понимает, как относиться к новым требованиям, и что имеет смысл производить и покупать.»
 
Павел Полев, Заместитель главного инженера «ВАЗ ТВ»:
«В настоящий момент мы транслируем около 150 каналов в открытом виде, кодировать цифровые каналы мы начали только с 1 сентября. STB мы продаем с 1 января, а CAM-модули начнем продавать только с 1 июня. Но по опыту компании „УФАНЕТ“, в 2010 году продажи CAM-модулей в два раза превышали продажи STB. Мы думаем, что тенденция увеличения продаж CAM-модулей связана с постепенной сменой парка телевизоров и незаинтересованностью основной массы абонентов дополнительными возможностями STB.»
 
Олег Грищенко, Генеральный директор ЗАО «Лардо Телеком», Президент ассоциации «Уральские телевизионные сети»:
«На сегодняшний день соотношение продаж CAM-модулей и приставок примерно одинаково, но идет увеличение спроса на CAM-модули, так как растет парк телевизоров, поддерживающих цифровое телевидение. Это более удобное устройство для пользователя и в будущем оно будет более востребовано, чем ресиверы. При использовании CAM-модуля не требуется дополнительного места для ресивера, абонент может пользоваться только одним пультом, у него одно понятное меню на экране.
 
С CAM-модулем может конкурировать только устройство, которое будет предоставлять больше возможностей, например, интегрированная приставка, совмещающая несколько функций: медиаплеер, DVB-C/T/S-приемник, IPTV-приемник. Но с этим функционалом сейчас активно борются SMART-телевизоры.»
 
Алексей Амелькин, Президент ассоциации кабельного телевидения «МЕКАТЕЛ»:
«Наша компания „Теле-маг“ находится в г. Новомичуринске, Рязанской области. В данный момент мы транслируем в аналоге 12 каналов (соцпакет) и 65 в базовой цифре (12 аналоговых дублируются в цифру). CAM-модули у нас пока идут туго — в основном покупают приставки. Хотя ряд моих знакомых операторов говорит, что у них CAM-модулей уже продается намного больше.
 
Время приставок однозначно прошло. Одна из причин неудачи Платформы HD — упорное нежелание бизнеса уходить от заработка на приставках и попыток склонировать удачу „Триколора“ в HD. Интерактивные приставки до недавнего времени были очень дорогими, так как содержали жесткий диск, а на толковые приставки с записью на USB предложение ограничено.
 
Относительно интерактивных функций, предоставляемых IPTV, хочу сказать, что эта игрушка быстро надоедает — иметь ее вроде неплохо, но платить за это точно не хочется, особенно, когда это еще и начинает напрягать из-за сложностей. Люди выбирают простоту и удобство, а не интерактив, тут функциональная неграмотность и лень „рулят“ по полной: поверьте, никакой интерактив не перевесит удобства одного пульта.»
 
Конвергенция функций в современной технике — устойчивый тренд (посмотрите на свой мобильный телефон), и с большей долей вероятности, базовым устройством, которое объединит в себе функции мультиформатного приемного устройства и медиаплеера с интерактивными функциями станет, все-таки, не отдельная приставка, а поумневший телевизор. Причем рост предложения HD контента (как из интернета, так и из телесетей) будет лишь подгонять обновление парка телеприемников у абонентов, наращивая тем самым потенциальную аудиторию потребителей именно CAM-модулей, а не традиционных STB.