Конкуренция "из-под полы"

В "Кабельщик" обратилась группа региональных кабельных операторов с жалобой на действия компании "Ростелеком", направленные на "выдавливание" с рынка мелких операторов. В городах, где работают их сети — Липецке, Брянске, Рязани — федеральный оператор якобы устанавливает специальные контртарифы в 1,5-2 раза ниже среднего ценника по рынку, которые никак не коррелируют с себестоимостью услуги. Кроме того, эти специальные тарифы не фигурируют в федеральном предложении РТК (например, их нет на сайте).
 
 
Мы обратились к кабельным операторам в других регионах, и получили подтверждение того, что действительно проблема существует, хотя и далеко не везде. Более половины опрошенных операторов (а их было более 2-х десятков) не жаловалась на демпинг федерального конкурента. Есть претензии по поводу обходов и обзвонов их абонентов, в том числе с ложными заявлениями о закрытии альтернативного оператора, но этот метод конкурентной борьбы практикуется кабельщиками практически повсеместно — все недовольны, но привыкли, и отвечают тем же.
 
Однако несколько операторов подтвердили, что такие факты имеют место и в их городах. "Да, такие случаи были и достаточно много — предлагают тарифы "из-под полы", в официальном прейскуранте их не заявлено", — рассказал "Кабельщику" один провайдеров. Другой знает о подобных случаях по опросам своих абонентов, которые сообщили, что "Ростелеком" "предлагает тарифы ниже заявленных".
 
"У нас в городе ситуация с демпингом "Ростелекома" аналогична, — поделился беспокойством еще один собеседник. — Предлагают за 100 рублей получить комплект "интернет + телевидение". Правда, эта информация появлялась только на листовках с телефонами агентов".
 
        
 
Другой оператор пояснил происхождение таких тарифов тем, что из-за исключительных размеров РТК крайне сложно отслеживать злоупотребления так называемым тарифом "Родственники", по которому абонент на первые полгода получает 50%-скидку от любого существующего тарифа. 
 
Нам оказалось сложным представить, чтобы "родственная" схема таких масштабов могла остаться незамеченной — есть основания полагать, что в ряде случаев демпинговые предложения все же были оформлены иначе — и обратились за комментариями в "Ростелеком".
 
"Мы придерживаемся принципа, что не комментируем анонимные заявления. Однако готовы озвучить несколько соображений на тему, без привязки к таким заявлениям, — ответил на запрос "Кабельщика" Костарев Валерий, руководитель направления департамента внешних коммуникаций "Ростелекома". — Тарифы на оказание услуг платного ТВ не относятся к регулируемым, поэтому операторы вправе устанавливать любые тарифы в соответствии со своими бизнес-задачами. Рынок (конкуренция) в данном случае — лучший регулятор.
 
Как и другие операторы платного ТВ "Ростелеком" проводит различные маркетинговые акции с промо-периодом, когда услуга предоставляется по сниженным тарифам. Это связано с тем, что "Интерактивное ТВ" относительно "сложный" продукт, в функционале которого надо разобраться, и которым надо научиться пользоваться. Сниженная цена дается на определенный тестовый период знакомства с продуктом. Акции могут быть федеральными, региональными или местными, исходя из конкурентной ситуации на конкретном рынке.
 
  
 
Также "Ростелеком", подчеркивая свои конкурентные преимущества, активно продвигает пакеты услуг интернет+ТВ, интернет+ТВ+телефон (например, акция "Комплект 3 в 1″). В пакетах общая абонплата за услуги будет меньше, чем если использовать их по отдельности или от разных операторов.
 
 
Кроме того, продукт, который предоставляется по каналам передачи данных, некорректно напрямую сравнивать с услугой классического кабельного ТВ, которое предоставляется по специальному выделенному каналу: у них различаются возможности и базы для определения капитальных и операционных затрат.
 
Для "Ростелекома" услуги платного ТВ — один из драйверов бизнеса. Выручка компании от услуг платного ТВ выросла в первой половине года на 27% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) — до 7,0 млрд. рублей. Общая выручка от платного ТВ растет за счет расширения абонентской базы IPTV, а также за счет роста популярности дополнительных сервисов: подключение дополнительных, в том числе премиальных, пакетов ТВ-каналов, функции управления просмотром, видео-по-заказу и так далее".
 
Помимо тарифа "Родственники" и различных акционных предложений, о которых заявляет представитель "Ростелекома", по утверждению конкурирующих операторов, низкие цены федеральный оператор выставлял также в рамках акции "Раз и навсегда", информации о которой как раз-таки и нет на официальном сайте РТК. Ее описание от официального представителя оператора появилось на одном из региональных отраслевых форумов, участники которого активно высказывали недовольство действиями "Ростелекома". Впоследствии описание было удалено с форума, но легко обнаружилось в "логах", вот оно:
 
"Данные предложения представлены в рамках акции "Раз и навсегда": 
 
1. Тарифный план на услугу интернет со скоростью доступа до 50 Мб/с с ежемесячной абонентской платой 200 рублей. Подключение к данному ТП доступно для новых абонентов — физических лиц, не являющихся абонентами услуг ОАО "Ростелеком", при обязательном условии приобретения абонентом у ОАО "Ростелеком" необходимого для подключения оборудования (роутера FTTx/модема VDSL/модема GPON в зависимости от технологии подключения). 
 
2. Тарифный план на услугу интернет со скоростью доступа до 50 Мб/с + Один любой основной пакет телеканалов услуги "Интерактивное телевидение" с ежемесячной абонентской платой 300 рублей. Подключение к пакету доступно для новых абонентов — физических лиц, не являющихся абонентами услуг ОАО "Ростелеком", и для действующих абонентов — физических лиц услуги местной телефонной связи, при обязательном условии приобретения абонентом у ОАО "Ростелеком" необходимого для подключения оборудования (роутера FTTx/модема VDSL/модема GPON в зависимости от технологии подключения, а также ТВ-приставки). 
 
3. Тарифный план на услугу интернет со скоростью доступа до 50 Мб/с + Один любой основной пакет телеканалов услуги "Интерактивное телевидение" + "Телефония" с безлимитным тарифным планом и ежемесячной абонентской платой 500 рублей. Подключение к пакету доступно для новых абонентов — физических лиц, не являющиеся абонентами услуг ОАО "Ростелеком", для действующих абонентов — физических лиц услуги местной телефонной связи, при обязательном условии приобретения абонентом у ОАО "Ростелеком" необходимого для подключения оборудования (роутера FTTx/модема VDSL/модема GPON в зависимости от технологии подключения, а также ТВ-приставки). 
 
Данные предложения действительны для технологий FTTx, VDSL и GPON. Услуги предоставляются при наличии технической возможности. 
 
Для получения более подробной информации рекомендовано обратиться по номеру 8 800 450 0 450″.
 
Одним словом, понятно, что ничего не понятно.
 
 
С вопросом о том, как поступать операторам в такой ситуации, мы обратились к юристам. "Тарифы "из-под полы", также, как и обзвон абонентов конкурента с предоставлением недостоверной информации о них, нередки на рынке, однако разбирательства по таким делам до суда, как правило, не доходят. Чаще в судах рассматриваются дела на тему необоснованно высоких и необоснованно низких тарифов. Тем не менее, подобные ситуации — это повод обратиться в ФАС. Разбирательства случаев недобросовестной конкуренции находятся в их компетенции. Но при этом надо понимать, что для обращения в ФАС или в суд необходимо собрать доказательную базу, а в таком случае сделать это не так просто, — прокомментировал "Кабельщику" эксперт.
 
В свою очередь заместитель начальника Управления транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Елена Заева, пояснила, что в данном случае речь идет о таком нарушении, как установление монопольно низкой цены. И тут основная методологическая сложность — в определении себестоимости услуги связи. В принципе, себестоимость может определяться на основе имеющейся у компании отчетности — ее ФАС имеет право запрашивать у компаний, на которые подаются жалобы. Но в связи с тем, что часто себестоимость услуги регулятор не рассчитывает, провести работу по выявлению нарушений зачастую затруднительно.
 
"Так что если операторы считают, что их "выдавливают" с рынка, обязательно нужно обращаться в региональные и федеральные антимонопольные органы, — говорит Елена Заева, — но к заявлению прилагать максимально подробные обоснования с расчетами. Мы проведем расследования и, разумеется, если увидим признаки нарушения законодательства — примем все необходимые меры".


Не знаю как сейчас, а раньше такие развлечения по демпингу были исключительной инициативой региональных филиалов. Дело не чистое, но план выполнять помогает:)