MIPCOM’ 2012: что покупать и чего ожидать

30.10.2012 15:46

C 8 по 11 октября в Каннах состоялась ежегодная выставка контента MIPCOM. Участники мероприятия оценили новинки теле- и киноэкрана, обсудили перспективы «социального ТВ», место сервиса YouTube в нём, а также роль web-приложений в телеиндустрии.

Премьеры MIPCOM’а
 
Для начала давайте коротко пройдёмся по главным премьерам телевизионных сериалов и художественных фильмов, состоявшихся в рамках MIPCOM 2012. Стоит отметить, что в этом году к списку значимых дебютантов, традиционно состоящих в основном из американских и европейских картин, присоединился и контент российского производства. Но обо всём по порядку...
 
Телесериалы
 
Главной «мыльной» премьерой 2012 года стал сериал под названием «The Americans». Его действие разворачивается в Америке во времена Холодной войны. Основная сюжетная линия строится вокруг семейной пары — Филипа (Мэтью Рис) и Элизабет Дженнингс (Кэри Рассел). Они — агенты КГБ, их брак — лишь прикрытие, их собственные дети не знают об истинной сущности своих родителей. Со временем фиктивные отношения героев начинают перерастать в реальные, всё это происходит на фоне разведок, шпионажа и прочей агентской деятельности. Ну а в качестве интриги сценаристы «The Americans» предусмотрели появление по соседству с домом Дженнингсов некоего Стэна, который на поверку оказывается агентом ФБР, работающим в контрразведке.
 
Данный продукт создан по заказу Fox Television Studios и пока рассчитан на один сезон. В него войдут 13 серий, премьера первого эпизода должна состояться в Америке на телеканале FX в начале 2013 года. Дистрибуцией «The Americans» займётся Twentieth Century Fox Television Distribution.
 
Следующую заявку на успех оставил сериал «House of Cards». Он представляет собой ремейк одноимённого мини-сериала, выходившего в 1990 году. В новой версии сюжет будет тот же: британский политик Фрэнсис Уркхарт, обладающий информацией обо всех «тёмных делишках» своих коллег, намерен использовать все подручные ему сведения и средства для достижения главной цели — поста премьер-министра.
 
О том, какие это сведения и средства, зритель будет узнавать на протяжении двух сезонов. Учитывая, что пока не вышло даже пилотного эпизода, планы по выпуску 26 серий звучат весьма амбициозно. Тем не менее, заказчик «House of Cards» — компания Netflix, подписала со студией Media Rights Capital контракт именно на такое количество эпизодов.
 
Видимо, уверенности в успехе Netflix’у прибавляет участие в проекте оскароносного актёра Кевина Спейси, который исполнит главную роль, и не менее именитого режиссёра — Девида Финчера.
 
Выход первого эпизода нового сериала намечен на 1 февраля 2013 года. Дистрибутором «House of Cards» назначен Sony Pictures Television.
 
Ещё один дебютант среди TV-series — «Saving Hope». Этот продукт должен занять своё место в череде популярных нынче сериалов о медицинской практике. В нём речь пойдёт о впавшем в кому главе хирургического отделения Чарли Харрисе (Майкл Шенкс). По велению высших сил (читай «сценаристов»), пребывая в коме Чарли покидает своё физическое тело и в виде духа бродит по родной клинике, наблюдая за своими коллегами (среди которых есть и любовница) и комментируя все их действия со стороны.
 
Премьера сериала, созданного по заказу канадского канала CTV, состоится также в следующем году. В настоящий момент одобрено 12 эпизодов «Saving Hope».
Помимо этих продуктов на MIPCOM’е «засветился» третий сезон «Ходячих мертвецов»; новая криминальная франшиза «The Fall» с Джиллиан Андерсон в главной роли, созданная по заказу BBC Two студией Artists Studio; дебютный британский продукт «Primeval: New World», повествующий об учёных, изучающих животных и среду обитания, повлиявшую на их развитие, и прочие сериалы.
 
Фильмы
 
Вот тут начинается самое интересное. В категории интернационального контента особого внимания удостоились сразу две российские кинокартины — «1812» и «Белый тигр». Первый создан студией «Централ Партнершип» и повествует о войне 1812 года. По сюжету, накануне решающей битвы при Бородино, Наполеон получает от своего тайного шпиона план русского командования в Бородинском сражении. Об этом узнает молодой дворянин Алексей Тарусов (его роль исполняет Сергей Безруков) и спешит доложить о предательстве в штаб Кутузова.
 
Массовые батальные сцены, лошади, гусары, военные интриги — всё это привлекло внимание зарубежных компаний к нашему фильму, которые отмечают, что с каждым годом присутствие на выставке российских телекомпаний и производителей контента приобретает всё более весомый характер.
 
Что касается «Белого тигра», то эта картина режиссера и генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова. Фильм о Второй мировой войне и о загадочном немецком танке «Белый тигр» ещё в мае текущего года прошёл в кинопрокате в России, в сентябре был выдвинут в число претендентов от нашей страны на премию «Оскар» и вот сейчас представлен на MIPCOM’2012.
Помимо российских картин на мероприятии был представлен многосерийный французский фильм «Flight of the storks», основанный на одноименной новелле Жан-Кристофа Гранже.
 
Статистика, тенденции, прогнозы
 
Об основных премьерах мы рассказали, теперь предлагаем поговорить о некоторых цифрах и прогнозах. Для начала о тех, которые были озвучены в рамках «взрослого» MIPCOM.
 
На одной из пленарных сессий выставки спикеры подняли вопрос относительного будущего телевидения. Каким оно представляется участникам рынка? Дэвид Вертхаймер, глава цифрового подразделения компании Fox Broadcasting, сказал, что социальным. Речь в данном случае идёт о соцсетях, не выходя из которых пользователи всё чаще смотрят тот или иной контент. Мало того, социальные сети становятся неким проводником, ориентиром для многих людей при поиске информации об определённом фильме, сериале.
 
Согласно последним данным, порядка 25% зрителей в возрасте от 18 до 34 лет впервые садятся за просмотр нового телешоу из-за того, что увидели отзывы о нём в социальных сетях. Аналогичный показатель у аудитории возрастной категории от 15 до 17 лет составляет 30%.
 
По мнению Вертхаймера, в будущем не исключён вариант, когда при включении телевизора зрителю сразу будет предлагаться к просмотру передача или сериал, набравший за день наибольшее количество «лайков» среди его друзей по Facbook’у.
В этой же связи представитель Fox Broadcasting считает, что контент должен быть sharable. Благодаря такому функционалу станет возможным включать новых зрителей в просмотр того или иного продукта не постфактум посредством рекламы, а прямо во время его эфира по ТВ.
 
«Потенциальная выгода от 300 000 „лайков“ — это десятки миллионов просмотров... И дело тут не в привлечении вас к просмотру, а в возможности поделиться контентом с друзьями», — отмечает Вертхаймер.
 
Также на MIPCOM’е обсудили место YouTube в будущем телевизионного вещания. По мнению Тима Хинкса, президента Endemol Group, данный видеосервис будет играть значительную роль, а потому уже сейчас стоит задуматься об интеграции YouTube в свой бизнес. Тому есть как минимум две причины — возможность монетизировать контент и найти новую аудиторию.
 
«Предпочтения аудитории быстро меняются, и если вы хотите поспевать за ними, вам необходимо иметь собственный канал на YouTube», — поддерживает Хинкса вице-президент и глава глобального контента YouTube Роберт Кинцл.
 
Свой плюс в использовании данного видеосервиса видит и Даниэль Хиф, исполнительный вице-президент BBC Worldwide. «YouTube — это место, где мы можем экспериментировать с новыми формами творчества», — говорит он.
На MIPCOM Junior тоже был озвучен ряд интересных моментов. Так, выяснилось, что и для детей актуален вопрос социализации телевизионного вещания. Данный вывод основывается на статистике, согласно которой 68% детей в возрасте от 10 до 13 лет пользуются Facebook’ом, в два раза меньше, но всё же заглядывают в эту сеть 7-10 летние «цветы жизни» — 28%.
 
При этом порядка 58% детей в возрасте от 7 до 16 лет в той или иной степени используют смартфоны и планшеты, и аж 78% загружают различные приложения для них.
 
По мнению Джанин Стейн, представителя компании ContentAsia, цифровые девайсы и социальные сети становятся «второй натурой» для нового поколения: «Для детей это не цифровые технологии, это обычное развлечение».
 
Помимо того, что цифровой контент и его социальная составляющая важны для детей всех возрастов, на MIPCOM Junior обсудили вопрос необходимости создания приложений на базе различных телешоу и сериалов.
 
Речь идёт о случаях, когда на основе успешного телевизионного продукта создаётся какая-нибудь игра или интересное приложение, или, наоборот, успешные web-apps находят своё продолжение на ТВ.
 
У участников выставки не сложилось единого мнения насчёт того — надо ли каждому телешоу или телесериалу иметь подобные приложения. Кто-то призывает заниматься этим, ссылаясь на повсеместное проникновение интернета в телевидение и на успешный опыт таких каналов как Disney или Cartoon Network.
Другие, апеллируя аналогичными фактами, наоборот, советуют не торопиться с такого рода решениями. Ведь рынок магазинов с web-приложениями и так переполнен предложениями, и тягаться с продуктами из разряда Angry Birds или Cut the Rope феноменально тяжело даже таким гигантам как Disney и Cartoon Network, не то что более мелким фирмам.
 
Впечатления
 
Мы опросили нескольких спикеров на тему — что им больше всего запомнилось на MIPCOM’е и какие мировые тенденции, озвученные в рамках мероприятия, они могли бы выделить. 
 
Кириллу Филиппову, генеральному директору SPB TV, на выставке особо запомнились канадцы: «Больше всего поразила невероятная активность канадцев, представленных и производителями контента, и продюсерами и даже сотовым оператором Bell, который с удовольствием делился своим опытом запуска мобильного/ОТТ ТВ для канадского рынка. Последнее время и на европейских, и на азиатских выставках контента канадцы — одни из лучших. Конечно, большую роль здесь играет разносторонняя поддержка государством производителей контента: снижение налогов, спонсирование. Канадский рынок контента сейчас необычайно развит».
 
Отдельно Филиппов выделил российский фильм «1812». На премьере данной картины Кириллу побывать не удалось, однако его впечатлила реклама, развёрнутая в поддержку фильма. 
 
Алексею Петрову, генеральному директору ООО «ВОДТВ», тоже запомнилась эта кинолента: «Поразило обилие русского контента. Его было действительно много — больше, чем раньше. Чего стоила одна громкая презентация фильма »1812″. Интересно, что Central Partnership выбрал для премьерного показа именно MIPCOM, а не Каннский кинофестиваль«.
 
Вообще, практически все спикеры отмечают возросшую активность отечественных теле- и кинокомпаний. «Безусловно, год от года российские производители занимают всё больше пространства на MIPCOM, в этом мы видим положительные тенденции в экспорте российского программного продукта, как нового (ВГТРК), так и классики (Ленфильм)», — комментирует гендиректор SPB TV.
 
К другим тенденциям мирового телерынка Кирилл Филиппов отнёс следующее: «Контент становится всё более глобальным, границы между потреблением медиа всё больше размываются. Растёт количество телеканалов, которые имеют разрешение на трансляцию по всему миру, а не в конкретном регионе. Производители контента и продюсеры также стремятся иметь права на вещание на большинство известных платформ/экранов, чтобы быть со своей аудиторией повсюду: дома, в пути, в отпуске. Мобильные телефоны и планшеты всё больше оказываются в фокусе — как в рамках мультиэкранного ТВ, так и в качестве „второго экрана“, превращающего телевидение в развлекательный интерактивный сервис. Можно сделать вывод, что в ближайшее время развернется нешуточная борьба за зрителя на всех территориях и экранах. Победит тот, кто сможет предоставить ему самый качественный продукт, с точки зрения и технологий и контента. В конечном счёте, всё делается для потребителя, а он уже голосует рублём/долларом/евро, если речь о подписке, или своим не менее ценным временем, если речь идёт о рекламной модели».
 
Вадим Бекер, и.о. начальника отдела обеспечения телевизионного контента «Вымпелком», отметил развитие 3D и увеличение спроса на HD контент, а также интеграцию мультимедийных и медиа-сервисов в сервисы IPTV.
 
А вот по мнению Олеси Коноваловой, начальника отдела контентных продуктов "Ростелекома", никаких новых тенденций на MIPCOM’е не озвучили: «Честно говоря, всё также как и было на выставке в апреле. Разве что никого уже не удивляют вопросы по правам на мультиэкраны и загрузку».

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"