Мировые медиагиганты: Airtel

09.06.2016 16:46
Bharti Airtel Limited, или просто Airtel — это индийский оператор, интересы которого простираются на Южную Азию, Африку и даже на Нормандские острова. Всего Airtel работает в 20 странах мира. Штаб-квартира расположена в Нью-Дели. Количество сотрудников превышает 24,7 тыс.
 
"Эйртел" прежде всего известен как мобильный оператор. Он первый по величине в Индии и третий в мире. Количество подписчиков на услугу мобильной связи составляет 325 млн. Помимо мобильной связи компания предоставляет услуги фиксированной телефонной связи, IPTV, доступ к сети интернет и спутниковое телевидение. Также интересы "Эйртел" представлены и в телевещании.
 
Airtel придерживается стратеги "маленькая стоимость за счет больших объемов". Оператор считается одним из новаторов ведения бизнеса, так как одним из первых передал большинство бизнес-процессов на аутсорс. За собой "Эйртел" оставил маркетинг, отдел продаж и бухгалтерию. Позднее такую схему работы сочли приемлемой и другие операторы. 
 
За поставку и обслуживание оборудования отвечают три крупных партнера: Ericsson, Nokia Solutions and Networks и IBM. Более того, "Ерикссон" согласился на невероятные условия работы, заключающиеся в поминутной тарификации специалистов (US$0.02/минута).Такое мастерство можно встретить редко.
 
История
У Bharti Airtel любопытная история. Как мы все знаем, большинство телекоммуникационных компаний начинают свой путь с телефонии. И "Эйртел" тоже. В некотором смысле.
 
Все началось в 1985 году, когда Сунил Миттал начал собирать кнопочные телефоны, которые импортировала тайваньская фирма Kingtel. Миттал не прогадал. Бизнес успешно двинулся вперед благодаря тому, что очень уж многие его соотечественники хотели заменить старые громоздкие телефонные аппараты с диском. На том и заработал начальный капитал, после чего открыл свою компанию — Bharti.
 
Спустя некоторое время Bharti Telecom Limited (BTL) объединила усилия с немецкой компанией Siemens AG для выпуска кнопочных телефонов. Специализация Bharti на тот момент, а это начало 90-х, включала изготовление факсов и радио-телефонов. К чему было запускать линию аппаратов на кнопках — загадка.
 
В 1992 году он принял участие в конкурсе на получение лицензии на занятие бизнесом в области мобильной связи. Одним из наиболее строгих условий получения лицензии являлось наличие определенного опыта работы в телекоммуникационном бизнесе. Для того, чтобы обойти это условие, Миттал заключил договор о сотрудничестве с французским оператором Vivendi.
Услуги мобильной связи Миттал запустил в 1995 году, основав компанию Bharti Cellular Limited (BCL). Сразу же был представлен бренд Airtel. Услуга быстро набирала популярность и спустя некоторое время Airtel стал первым мобильным оператором, преодолевшим барьер в 2 млн подписчиков.
 
С 1999 года Bharti активно приобретает конкурентов. Были поглощены JT Holdings, Karnataka, Andhra Pradesh, Skycell Communications и Spice Cell. Компания получила статус Enterprises и в 2002 году вышла на бомбейскую и национальную биржу акций. Это вдохновило Миттала на дальнейшую экспансию и расширение бизнеса.
 
В 2008 году Эйртел начал переговоры о приобретении MTN Group, африканского оператора, представленного во многих странах региона. При этом аналитики отмечали, что для Airtel эта сделка бы была сродни удачному браку. Так как MTN Group обладает большим количеством подписчиков и более внушительной капитализацией. По всей видимости, это понимали и в MTN Group, так как не спешили падать в объятия индийских коллег. Встречи и консультации представителей двух операторов продлились год. Однако, так ни к чему не привели. 
 
Цены
Airtel предоставляет услуги ШПД и IPTV для 3,3 млн подписчиков в 87 городах. При этом отметим, что до 2004 года — под брендом Touchtel. Что касается цифрового телевидения, цифры заметно меньше. Тем не менее, за первые четыре года существования Airtel digital TV набрал 7,8 млн абонентов. К 2015 году абонентская база оператора насчитывала уже 10,07 млн домохозяйств.
 
Отметим, что Airtel digital TV — это спутниковое телевидение. За самый скромный пакет услуг (117 каналов) индийцы платят 270 рупий. За самый большой (249 канала) — 452 рупии в месяц.
 
 
IPTV не фонтан. Представлено всего два тарифа. В обоих основу составляет 196 SD-каналов. Добавка же в виде 12-ти HD-каналов присутствует лишь в одном. Стоимость этого тарифа составляет всего 100 рупий в месяц. Доступное же для тайм-шифта каналов одинаково и равняется 48-ми.
 
Если же говорить об интернете, то у Эйртел, как и в Индии в целом, с ним туго. Тарифы оператора делятся на три вида: быстрые, быстрее и самые быстрые. При этом максимальная скорость интернета от Эйртел составляет всего 40 Мбит/с, что по нашим меркам — в лучшем случае, середнячок. Эта красота стоит от 2399 до 3299 рупий в месяц. Напоминаю, что курс рупии к рублю 1,00/1,19. 
 
При этом разница в ценах на тарифы обусловлена доступным трафиком. Да-да! Вы не ослышались. Каждый из тарифов, представленных в линейке Bharti Airtel Limited, лимитный. После превышения трафика скорость падает до 512 Кбит/с, вне зависимости от выбранного тарифа.
 
Спонсорство
Российскому читателю наверняка сложно себе представить индусов, увлеченных каким-либо видом спорта, кроме йоги. Тем не менее, в 2009 году Bharti Airtel Limited заключили эксклюзивные права с футбольным клубом Manchester United на трансляцию игр команды.
 
Также "Эйртел" подписал контракт с ESPN Star Sports, в результате которого оператор стал генеральным спонсором турнира по крикету Champions League Twenty20. Договор был рассчитан на пятилетний срок и на данный момент уже недействителен. Место Bharti Airtel заняли Karbonn Mobiles.
 
В сезоне 2011 года оператор также выступил генеральным спонсором этапа Formula One Indian Grand Prix. Однако можно с полной уверенностью говорить о том, что спонсорство королевских гонок было для компании делом престижа, а не реальной прибыли. Если же говорить о других вкладах оператора в спорт, то можно предположить, что и они не принесли Bharti Airtel ожидаемого эффекта. 
 
Несмотря на то, что Индия долгое время оставалась британской колонией и переняла массу привычек англичан (взять хотя бы необъяснимое пристрастие к крикету и регби), темперамент и менталитет скопировать невозможно. А потому спорт в Индии явно не пользуется такой популярностью, как в англоязычных странах. Уж прагматичные индийские бизнесмены должны-то это понимать.

Об авторе

Кирилл Иваничкин
Обозреватель "Кабельщика"