Мировые медиагиганты: Softbank

25.12.2015 14:58
Еще одним нетронутым уголком нашей телекоммуникационной карты до сих пор оставалась страна Восходящего Солнца. Не стоит и говорить о том, насколько необычна Япония. В ней, как в двуликом Янусе, сочетается неутолимая жажда к высоким технологиям и новациям с одной стороны, и строгая, порой слепая приверженность национальным традициям с другой. Говорят, находясь в Японии, что от первого, что от второго просто некуда деться.
 
Сегодня есть некий стереотип о том, что именно на территории японского архипелага берут свое начало и воплощаются самые смелые и амбициозные хай-тек-проекты. А поэтому нечего и удивляться, что такая вещь, как телекоммуникации, являются в стране суши и самураев вещью обыденной. Одним из крупнейших операторов в Японии является мультинациональная корпорация Softbank. Там у них вообще много корпораций. Тяга к организациям, построенным по принципу муравейника, у японцев, видимо, в крови.
 
Как и любая другая транснациональная компания, Softbank, помимо привычных ШПД, телевидения, мобильной связи и телефонии, имеет интересы в финансовой сфере, сфере электронной коммерции и медиа.
 
Знакомьтесь, Softbank
Компания основана в сентябре 1981 года, штаб квартира расположена в Токио, в престижном районе Минато. Как и положено брендам такого масштаба, базируется в собственном небоскребе Tokyo Shiodome Building. К маю 2015 года, то есть за 29 лет существования Softbank, или как его называют сами японцы Sofutobanku Gurūpu Kabushiki-gaisha, забрался на 62 место в списке крупнейших компаний мира по версии журнала Forbes. Доход компании составляет 8,67 трлн. Правда, не долларов, а йен. В понятных деньгах это не намного меньше — около $7 трлн.
 
Небоскреб Tokyo Shiodome Building
 
Вообще, Softbank — один из самых скромных медиагигантов нашего цикла. Несмотря на свои внушительные размеры, долгое время ареалом обитания Softbank являлась исключительно Япония. А о том, что происходит в этой стране, кроме самих японцев, мало кто имеет представление. Вот и на телекоммуникационном рынке с "Софтбанком" знакомы "шапошно". Тем временем на родине оператор зарекомендовал себя как агрессивный и решительный игрок, ослабляющий конкурентов суровым демпингом и высокобюджетной рекламой.
 
Говоря о рекламе, стоит упомянуть, что долгое время "лицом" компании были Бред Питт и Кэмерон Диас. Об услугах с экранов мониторов зрителям рассказывали говорящие кошки (простой и очень эффективный тренд продаж, который в России почему-то игнорируется). Ну, а мега-хитом стал белый пес Отосан, являющийся в рекламных роликах среднестатистической японской семье.
 
История
В 1981 году компанию основал Масаеси Сон, возглавляющий построенную им империю и по сей день. Как это часто бывает, Softbank имел к телекоммуникациям весьма опосредованное отношение. Компания занималась дистрибьюцией программного обеспечения, а также выпуском журнала, посвященного компьютерной технике. Так продолжалось десять лет, пока в начале 90-х компания не начала расширяться.
 
В это время Сон купил пакет акций только-только появившейся компании Yahoo. А спустя непродолжительное время увеличил свою долю в компании до 37%. Кроме того, одной из первых крупных инвестиций "Софтбанка" стала покупка издательства Ziff Davis и образование совместного предприятия с корпорацией News Corp. Той самой News Corp, которая принадлежит Руперту Мердоку, владельцу Fox.
 
В 2001 году в Японии стала появляться технология DSL. Ее популяризовал крупный интернет-провайдер Японии Nippon Telegraph and Telephone (NTT). В то же время и Softbank начинает предоставлять доступ к сети интернет через DSL, при этом ведя продажи на помеченной NTT территории. Играл Масаеси Сон грязно, выкатывая цены на аналогичные услуги вдвое меньше, чем предлагал NTT. Откровенно бандитская тактика, хотя о связях Масаеси-сана с якудзой редакции "Кабельшика" ничего не известно.
 
К самым маленьким ценам прилагалась и самая высокая скорость соединения. Кроме того, Softbank, несмотря на элемент Soft (с англ. — мягкий) в названии, вел довольно жесткую маркетинговую политику. Например, людям, согласившимся заключить договор через уличного промоутера, DSL-роутер передавался в подарок.
 
Смелая и агрессивная кампания мгновенно принесла свои плоды. Абонентская база провайдера быстро росла, в то время как другие конкуренты NТТ не решались на столь значительное снижение цен, оставаясь в образованном NTT диапазоне.
 
Статистика и строение
В период между 2009 и 2014 годами рыночная капитализация оператора увеличилась на 557%. Это четвертый мире показатель относительного увеличения за этот период. В 2015 году SB стал третьей по величине публичной компанией Японии, уступив лишь таким гигантам, как Toyota и Mitsubishi UFJ Financial.
 
Sofutobanku включает в себя множество подразделений. Крупнейшими из них являются:
SoftBank BB, отвечающий за направление ШПД,
IDC Frontier, являющийся дата-центром SB,
GungHo Online Entertainment — интернет-компания, сферой деятельности которой являются мультимедийные онлайн-развлечения,
SB Creative — последний крупный кусок транснационального гиганта, занимающийся (чем бы вы подумали?) издательским делом.
 
Кроме того, оператор имеет интересы и в сторонних компаниях смежных направлений. Так, "Софтбанку" принадлежит около 35% японского подразделения Yahoo, 37% акций Alibaba Group, а также контрольный пакет (53%) крупного разработчика видео-игр Entertainment. Кроме того компании E-Trade, Ustream.tv, EF Education First и Morningstar также в разной степени являются зоной интересов Sofutobanku-сана. Плюс, оператор производит мобильные телефоны.
 
Также стоит отметить, что долгое время только "Софтбанк" являлся официальным представителем и поставщиком iPhone в Японию (во всю Японию!). Однако, после выхода модели 4S ситуация изменилась. Бренду мобильных телефонов au by KDDI удалось переломить ход "яблочной" истории в стране Восходящего Солнца. 
 
Также стоит отметить SoftBank Capital — венчурный фонд, основанный в 1995 году и делающий упор на инвестирование средств в американские и азиатские компании, участвующие в создании и продвижении перспективных технологий (Criteo, Gilt Groupe, OMGPOP, Betaworks, BuzzFeed, Buddy Media и др.). Основными направлениями инвестиций являются: онлайн-реклама, мобильные b2b и b2c-сервисы, электронная коммерция, социальные медиа, облачные вычисления, компьютерные игры.
 
Softbank Mobile 
В 2006 году "Софтбанк" вышел на рынок мобильной связи Японии. Несмотря на развитый японский капитализм, сделать это было довольно сложно, без определенного доверия со стороны правительства станы. Получив наконец карт-бланш, Масаеси Сон принялся наращивать преимущество в новой сфере. 
В тоже время японское подразделение Vodafone объявило об уходе с локального рынка. "Софтбанк" мудро расценил эту новость как хороший шанс расширения нового подразделения Softbank Mobile. Сделка о покупке прошла довольно быстро. В результате Softbank получил третье место на рынке Японии и серьезные долги, которые частично покрыла продажа части акций Yahoo.
 
ОТТ по-японски
С телевидением у Softbank запутанная история. После вхождения на рынок мобильной связи оператор намеривался создать сервис мобильного телевидения для своих подписчиков. В 2006 году японское правительство обещало помочь компании со свободными частотами для приобретения широковещательной лицензии. При этом оператор намеривался транслировать не более 16 телеканалов с максимально разнообразным контентом для широкой аудитории.
 
А теперь внимание! Этот сервис должен был запуститься в 2012 году. 16 каналов, 2012 год, мобильное телевидение.
 
Лишь в 2014 году "Софтбанк" запустил ОТТ-платформу, рассчитанную на владельцев мобильных устройств. Сервис получил название BBTV Next и начал свою работу 17 ноября. И, о ужас, BBTV Next содержала лишь три канала: Music Japan TV, Disney и BBC World News.
 
 
Не стоит и говорить о том, что три канала — это еще хуже, чем шестнадцать. Но прежде чем окончательно разувериться в передовых японских технологиях, предлагаю восхититься маркетингом. Да, количество каналов в России вызвало бы лишь смешок. Но руководствуясь самурайским аскетизмом, оператор подобрал каналы так, что в других, по сути, и нет необходимости. Это три самых смотрибельных телеканала Японии в своей категории. Вместе они объединяют широчайшую разновозрастную аудиторию. А если прикинуть ситуации, когда в принципе среднестатистический японец пользуется BBTV Next, то решение покажется оптимальным.
 
Реализовывает услугу дочерняя компания "Софтбанка" TV Bank. Цена пользования услугой составляла 1058 японских иен, что на тот момент равнялось 7,26 евро в месяц. Отличительной особенностью BBTV Next является возможность начав просмотр программы на одном устройстве, окончить его на другом. Разумеется, что после технического запуска услуги было анонсировано расширение пакета каналов до пятидесяти наименований.
 
Оператор затратил на запуск сервиса более $250 млн. Цифра не маленькая сама по себе. А если учитывать тот факт, что услуга появилась довольно поздно, то есть в то время, как космические корабли конкурентов уже давно бороздили просторы мобильных устройств Японии, то "выхлоп" от этой суммы был в разы меньше, чем мог бы (или должен был) быть. Выходом из ситуации для Softbank стала массовая закупка уникального контента и производственных студий (кино- и теле-). Японцы взялись за дело довольно агрессивно, скупая эксклюзивные права на продукцию топовых студии и сервисы.
 
Инвестиции в беспроводные технологии
Важной вехой в истории компании также можно считать инвестиции в Brightstar — компанию, оказывающую услуги в сфере коммуникационных беспроводных технологий. В 2014 году "Софтбанк" инвестировал в Brightstar $1,26 млрд, приобретя 57% акций. При этом по оценкам аналитиков доходность акций должна составить $7 млрд.
 
Генеральный директор Brightstar Марсело Клауре отметил: "Благодаря инвестициям от SoftBank наша компания укрепит свои позиции на международном рынке в качестве ведущего дистрибьютора и компании, предлагающей инновационные услуги в сфере беспроводной коммуникационной индустрии".
 
Наращивание уникального контента
В сентябре 2014 года представители оператора объявили о покупке студии Dreamworks Animation, известной широкой публике по циклам анимированных фильмов "Шрек", "Мадагаскар", "Кунг-фу панда" и "Как приручить дракона". Об этом со ссылкой на инсайдерскую информацию сообщил таблоид The Hollywood Reporter. В статье была названа и сумма покупки — $ 3,4 млрд. По информации The Hollywood Reporter японцы предложили $32 за акцию, в то время как реальная стоимость составляет лишь $22. 
 
При этом японцы ведут себя деликатно и не настаивают на кадровых перестановках. По озвученным условиям сделки Джеффри Катценберг, возглавлявший студию на тот момент, сохранит должность генерального директора еще в течение пяти лет. Чем вызвано столь щедрое предложение, неизвестно. Особенно если учесть тот факт, что при выручке $122,3 млн чистый убыток Dreamworks Animation во втором квартале 2014 года составил $14,5 млн.
 
Однако позднее "Софтбанк" отозвал предложение. Видимо, взглянув на экономическую статистику студии. 
 
Но уже спустя несколько дней оператор заявил о намерении выкупить от 7 до 10% акций киностудии Legendary Entertainment, приложившей руки к созданию ремейка легендарной Годзиллы. Сумма сделки выглядит весьма скромной — всего $250 млн. При этом в случае, если листья сакуры лягут как надо, японцы увеличат инвестиции до $1 млрд. к 2018 году. Также Softbank и Legendary Entertainment намерены создать совместное предприятие, целью которого будет продвижение кино-продукции и теле-контента студии на азиатском рынке. 
 
Отмечается, что наиболее вероятной причиной сделки с Legendary Entertainment является ее успешное сотрудничество с Universal и Warner Bros., а также контракт China Film Group. Дело в том, что в Китае действует ограничение на количество американской кинопродукции для проката на территории страны. Контракт с местной киностудией призван помочь устранить это препятствие. А продвижение на азиатский рынок видеопродукции является приоритетом как для Legendary Entertainment, так и для Softbank.
 
В октябре 2014 "Софтбанк" приобрел американский VOD-сервис DramaFever. Сервис позволяет просматривать контент с помощью iPad, iPhone, гаджетов на Android и Roku. Сделка прибавила к библиотеке "Софтбанк" 15000 документальных и художественных фильмов, телепрограмм и тв-шоу от 70 производителей.
 
Также с сентября 2014 года Softbank является официальным распространителем подписки Netflix в Японии. Кроме того, в рамках кампании по продвижению ОТТ оператор начал установку приложения Netflix на свои смартфоны.
 
Компания Netflix сообщила, что цена вопроса для японского рынка составит 650 иен (около $5.40) в месяц за формат SD; 950 иен ($7.80) за HD и 1450 иен ($12) для тарифного плана Premium, в формате 4K Ultra-HD.
 
Напомним, что Netflix — американская компания, являющаяся одним из мировых лидеров на рынке потокового телевидения. Услугами Нетфликс пользуются 50 миллионов человек в 41 стране мира. Фишкой компании является предоставление бесплатного просмотра контента в течение первого месяца со дня регистрации. С 2013 года контент доступен в формате Super HD, а на родине сервиса, в США — в 3D-формате. 
 
Тестостероновый шторм 
Вообще, учитывая драматические события середины прошлого столетия, у США и Японии на удивление тесные связи. Экономические и политические. Американцы повсеместно присутствуют в японском бизнесе и наоборот. Вот и Softbank в 2012 году смачно приложился к звездно-полосатому флагу, выкупив 70% акций американского мобильного оператора Sprint.
 
Многие аналитики скептически относились к сделке, так как на момент переговоров Спринт находился удручающем положении. Тем не менее, японцы предложили $20 млрд за хромую лошадь, явно не способную ни на какой спринт.
 
Софтбанк вступил в права с помощью трехступенчатой схемы: во-первых, приобретет облигации на $3 млрд; во-вторых, совершит покупку новых акциq Sprint Nextel за $5 млрд; ну, а в-третьих, заплатит $12 млрд за старые акции. Оставшаяся сумма будет находиться в свободном обращении. На новостях о сомнительной сделке акции компании на токийской бирже взлетели на 10%.
 
По словам генерального директора SoftBank Group Corp. Масаеси Сона, оператор отдает себе отчет в том, что Sprint Nextel не в лучшей форме, и вновь поставить американскую компанию на ноги будет очень не просто. Лишь за 2013 год потери Спринта составили почти $3 млрд. Кроме того, это первый выход Softbank на рынок Соединенных Штатов, и четкого понимания, как на нем действовать, у Масаеси Сона нет. 
 
Но если вы думаете, что сам поступок выглядит странно, то от его объяснения — просто носки слетят! Сон заявил: "Я мужчина. И стремиться быть первым — это часть моего мужского эго!"
 
Как эти две вещи между собой связаны — покупка загнанной кобылы и мужское эго связаны, он не объяснил. Но если Масаеси-сану интересно, то мы можем подсказать ему еще несколько способов, как потешить свое мужское эго. На выбор: облизать в суровую студеную зиму фонарный столб, потаскать бенгальского тигра за хвост и усы или, на худой конец, отстаивать права геев у центральных фонтанов в день ВДВ. Но, как второму самому богатому человеку Японии, ему, конечно же, виднее. Нам же остается ехидно подметить, что пока Масаеси-сан будет совершать столь "выгодные" покупки, "номером один" ему не стать.
 
Как бы там ни было, несмотря на слухи, что Sprint Nextel поглотит кто-то из американских конкурентов, сделка состоялась. Она стала крупнейшей среди зарубежных сделок Softbank’а за двенадцать лет. Многие отмечают, что возможно, решающим фактором стало личное знакомство Сона и гендиректора Sprint Nextel Дэна Хесса. Они познакомились в первой половине 00-х, когда Хесс возглавлял TeraBeam Networks, доля которой как раз принадлежала японцам.
"Перед нами сейчас открываются самые широкие как внутренние, так и внешние возможности за все время моего пребывания в Sprint. Sprint не прочь повторить на своем домашнем рынке восхождение, подобное тому, какое совершила компания Softbank. Здесь нам есть чему у них поучиться", — отметил генеральный директор компании Дэн Хессе во время новостной конференции в Токио.
 
Аналитики также отмечают, что эта покупка может стать плацдармом для приобретения MetroPCS Wireless.
 
Pepper
Статья о японской компании не была бы полной без материала в стиле "меха", так любимом тамошними аниматорами. Странноватая страсть японцев к роботам то и дело находит отражение в мировых новостных лентах. То они создадут человекоподобный прототип, то механизированную рок-группу. Ну, а уж фильмов, комиксов и мультфильмов на эту тему — просто не счесть. Softbank также принял участие в создании одного из антропоморфных механоидов.
 
Разработка велась совместно с компаниями Foxconn и французской Aldebaran Robotics. Будущее детище получило имя Pepper. Одной из отличительных особенностей Пеппера является способность различать и распознавать различные эмоции человека, затем обрабатывать полученную информацию и действовать, что называется "по ситуации". Если надо подбодрит, если надо развеселит. 
 
Для этого в корпусе робота присутствует множество всевозможных датчиков и камер. Также в нем расположены ультразвуковые сонары, гироскоп, датчик столкновения, лазеры, датчик прикосновения. Вес изделия при этом равен всего 28 килограммов при росте 120 сантиметров. Одним словом, грамотно нашпиговали. Передвигается Пеппер с помощью шасси. Также робот имеет руки с "суставами" и подвижными пальцами, что расширяет функционал машины.
Робот знает 4500 слов, распознает язык жестов. Наличие искусственного интеллекта обеспечивает изделие способностью к обучению. Пеппер будет запоминать вашу реакцию на те или иные действия, а затем корректировать свое поведение с учетом этих данных. То есть, за то, что будет ходить мимо лотка, можно не волноваться.
 
Разработчики намерены использовать Пеппера в торговле. Якобы он способен лучше "аналогового" консультанта распознать настроение покупателя и определить его потребности, а также сопроводить к прилавку и тщательным образом проконсультировать. Как нетрудно догадаться, первым делом роботы начнут работать в магазинах Softbank’a, а уж потом доберутся до всех остальных.
 
Для робофобов в спецификации уточняется, что максимальная скорость Пеппера составляет всего 3 км/ч, а заряда хватит всего на 12 часов. В российском сегменте сети Интернет уже можно приобрести Пеппера. Он нашим любителям роботехники он обойдется в 119 000 рублей.

Об авторе

Кирилл Иваничкин
Обозреватель "Кабельщика"