М.Никитин: мы наблюдаем повышенный интерес к системам по защите контента

Как скоро формат Ultra HD станет массовым на российском рынке, как идет процесс перехода на облачные инфраструктуры и что хорошего происходит на российском рынке, обозревателю "Кабельщика" рассказал вице-президент компании Infomir по продажам в Европе Михаил Никитин.
 
Кабельщик: Как бы вы определили основные тенденции ближайших лет в телекоме?
Михаил Никитин: По моим ощущениям, рынок сейчас не очень быстро развивается, распространение новых технологий чуть-чуть притормозилось. Я общаюсь с телекоммуникационными компаниями в разных регионах и в целом видно, что несмотря на декларативные заявления и желание развивать UltraHD и HEVC, эти технологии по-прежнему слишком затратны для многих операторов, и потому в ближайшие два-три года они планируют в основном оставаться на Full HD. Да, есть ряд проектов, и их немало, в которых операторы запускают каналы вещания с использованием HEVC и Ultra HD, но это либо пробные проекты, либо ориентированные на более долгосрочную перспективу. В процессе обновления парка такие компании тестируют новые технологии, ищут недорогие, но совместимые устройства, и, вероятно, будут их закупать в ближайшее время, чтобы в течение двух-трех лет подготовить инфраструктуру и постепенно на них перейти. То есть полноценное вещание в формате 4К, судя по всему, начнется через два-три года.
 
К.: Некоторые спутниковые операторы уже приступили к вещанию в 4K.
М.Никитин: Это так, но в тех регионах, где мы преимущественно работаем (это достаточно низкоценовые рынки), есть некоторые задержки. Безусловно это перспективный тренд, но требуется время для его развития. 
 
Более того, мы очень плотно изучаем потребности развивающегося рынка, и даже в традиционных для нас регионах видим появляющийся интерес от операторов и телекоммуникационных провайдеров к технологиям, которые будут неразрывно связаны с развитием телевидения ультра высокой четкости — технологиям улучшающим изображение и видео, повышающим качество беспроводного подключения, совершенствующим качество сервиса. 
 
Мы разрабатываем сейчас несколько устройств, в которых применяются такие технологии. В частности, рассматриваем в качестве потенциального партнера компанию HiSilicon — достаточно крупного китайского производителя чипсетов для сет-топ-боксов. Они сейчас выводят на массовый рынок чипсет для сет-топ бокса Ultra HD с поддержкой технологий HDR, Dolby Vision. Нам это решение интересно, на перспективу, даже несмотря на то, что массового внедрения до сих пор нет. 
 
Повышенный интерес наблюдается к системам, повышающим уровень защиты контента, к системам аналитики абонентских предпочтений. К слову сказать, следуя именно этим веяниям, мы в ближайшее время выведем на рынок крайне производительное Ultra HD решение на базе микросхемы Broadcom, поддерживающее систему защиты с помощью "водяных знаков" (watermarking) и интегрированное с достаточно функциональной системой аналитики от известного вендора. 
 
Михаил Никитин, Infomir
 
Если говорить о ближайших перспективах, о предпочтениях операторов в Восточной Европе и России, то при выборе сет-топ-боксов операторы в основном по-прежнему смотрят на цену и пытаются использовать уже устоявшиеся решения. В то же время ряд операторов внедряет что-то свое: кому-то нужно решение с жесткими дисками, кто-то смотрит в область технологий Wi-Fi и начинает заботиться о качестве работы сет-топ бокса с беспроводными технологиями... Если раньше в сет-топ-боксах использовали Wi-Fi 802.11 n, то сейчас мы уже видим запросы на 802.11 ac. А вот перспективы технологии BlueTooth пока не очень понятны, она редко бывает востребована пользователями, в основном для подключения каких-то внешних устройств, и практически не продвигается. Пока это вопрос соотношения цены и возможностей приставки. Но опять же, с расчетом на будущее, мы будем внедрять эту технологию в нашем новом поколении приставок в качестве опции. 
 
В России, среди многих операторов все-таки бытует мнение, что нужны простые приставки без Wi-Fi, с минимальной ценой и с некоторым допустимым уровнем качества и надежности.
 
На программном уровне очень заметный тренд — это облачные технологии. Ряд наших партнеров-поставщиков middleware предлагают облачные решения — это достаточно интересная технология. Она еще не массово востребована, но к ней активно присматриваются и, возможно, в ближайшие два-три года она начнет доминировать. Основной смысл ее использования в том, чтобы сократить капитальные инвестиции и перенести расходы в операционные издержки за счет работы в облаке. Потребителю не важно, где идет формирование сигнала — ему нужен качественный надежный сервис. Облачные технологии дают преимущества оператору, который избавляется от необходимости поддерживать и развивать свою инфраструктуру и получает возможность возложить на стороннюю компанию организацию работы по вещанию контента, его агрегации, сбору аналитики от абонентов, обеспечению и мониторингу качества вещания и т. д. 
 
К.: Что вы скажете о технологии ОТТ? Она пользуется спросом у операторов?
М.Никитин: Пользуется. Мы ведем ряд проектов, в том числе в Восточной Европе — это растущая технология. Всплеск ОТТ сейчас наблюдается на рынке США и Канады: у них были очень развиты кабельные сети, а сейчас они начинают развивать ОТТ-сервисы. Американский рынок достаточно привлекателен, потому что там очень высокая маржинальность, высокая стоимость оплаты за интернет и телевидение и, соответственно, высокий ARPU. Конечно, там свои особые требования по обеспечению безопасности, сертификации и т. д., это все недешево и требует серьезных инвестиций, но, тем не менее, это интересный и динамично развивающийся рынок. 
 
К.: А как развивается ОТТ в России, по вашим представлениям?
М.Никитин: Рынок ОТТ сервисов растет, в частности очень хорошие результаты роста показывают онлайн-кинотеатры. В основном это обусловлено растущим числом пользователей приложений на смарт ТВ, планшетах, телефонах. ОТТ-сервисы телеком-операторов, на мой взгляд, пока развиваются медленно. 
 
К.: Как развивается ваш бизнес в последние годы, в частности в России?
М.Никитин: Как компания мы растем, расширяемся на разные рынки. В России прошедший год был сложным, главным образом в связи с общими кризисными явлениями в промышленности, но мы, тем не менее, стараемся удержать позиции.
 
Сейчас серьезные усилия предпринимаем для развития бизнеса в Восточной Европе, в Америке, в Африке и на Среднем Востоке. Развиваем и улучшаем собственные программные и аппаратные решения, готовимся к производству новой линейки приставок, специально разработанных для небольших IPTV и OTT операторов, интенсивно вкладываемся в повышение своей квалификации в области гибридных решений (в конце года выведем на рынок кабельные и спутниковые приставки с поддержкой технологий HEVC и Ultra HD), инвестируем в интеграцию со сторонними программными продуктами, в частности за последние полгода получили крайне интересный опыт интеграции с решениями крупных поставщиков middleware, широко представленных в сегменте операторов первого и второго уровней. 
 
К.: Какие-то улучшения ситуации на российском рынке вы замечаете?
М.Никитин: В ближайший год, наверно, будет все по-прежнему... Конкуренция обострилась, год будет интересный, насыщенный, но каких-то прорывных результатов по России ожидать сложно. Надо сказать, что наша компания не может развиваться взрывными темпами: на каждом из наших целевых рынков мы постепенно движемся вперед, есть определенный прирост и есть задачи, связанные с дальнейшим ростом. Верим, что все будет хорошо.
 
К.: Спасибо!
 
 
 
Беседовал Юрий Курочкин