М.Воскобоев: главные тренды - это облака и анализ Big Data

18.04.2017 16:47
Среди операторов связи вновь набирает популярность услуга видеонаблюдения. Как здесь можно задействовать новые технологии, например, распознавание лиц, интеллектуальную обработку данных, "Кабельщику" поведал Максим Воскобоев, коммерческий директор компании Netris.
 
Кабельщик: Как бы вы определили основные тенденции ближайших лет в телекоме?
Максим Воскобоев: Общемировые тренды понятны: все идет в сторону технологической сингулярности и развития нескольких параллельных технологических веток: развитие искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и т. д. — и все это проявляется, в том числе, в прикладных областях. Если говорить о цифровом телевидении и цифровом видеонаблюдении, то все идет в облака и к широкому применению интеллектуальных методов обработки информации. В сегменте видеонаблюдения внедряется аналитика различных видов, которая все больше строится на нейросетях. В цифровом ТВ — обработка больших объемов данных (те самые Big Data), на основе которых строится профилированный портрет потребителя и различные рекомендательные сервисы, которые позволяют предлагать ему контент таргетированно, в зависимости от его конкретных потребностей и нужд. Я думаю, эти две тенденции — облака и интеллектуальная обработка данных — это самые главные тренды, которые в ближайшие годы должны расцвести.
 
Уходят технологии, которые по сравнению с текущими и будущими являются более закрытыми. Например, мы видим некий закат классического IPTV: сейчас Smart-TV + облачные технологии + стриминговые технологии — практически замещают классические системы цифрового ТВ и IPTV. Закрытые системы уходят, они сменяются открытыми системами, облачными системами, системами, основанными на открытых протоколах.
 
К.: И как это все отражается на вашей компании?
М.Воскобоев: Мы внимательно следим за всеми новыми технологиями и всегда стараемся одними из первых использовать их в своих продуктах. За последний год мы разработали много новинок и добавили много новой функциональности в уже существующие продукты, которые так или иначе связаны и с облачными технологиями, и с интеллектуальной обработкой данных. В частности, функционал нашей платформы видеонаблюдения Netris ССTV Platform мы расширили за счет внедрения технологии мобильного видеовещания Netris MobiStream, которая позволяет осуществлять передачу видеопотока в интернет с камер квадрокоптеров и смартфонов на базе iOS и Android. Кроме того, мы интегрировали в неё огромное количество видеоаналитики, построенной на современных методах интеллектуальной обработки данных — нейросетях и прочем подобном.
 
К.: То есть вы, не имея жесткого фиксированного алгоритма распознавания, берете нейронную сеть, которая учится сама. В ней что-то происходит, что затем дает качественное распознавание?
М.Воскобоев: Да, это некий черный ящик. Вот пример: недавно мы интегрировали в нашу платформу распознавание лиц, и сейчас в Москве на городском портале видеонаблюдения по программе "Безопасный город" есть пилотная зона — порядка тысячи камер, на которых обкатывается технология распознавания лиц. По городу в разных местах стоят видеодомофоны, подъездные, дворовые камеры, и, задав фотографию какого-то человека, можно отследить, на каких камерах он появлялся. Сейчас это опытная эксплуатация, которая по завершении будет переведена в боевую и будет активно использоваться нашими городскими службами.
 
К.: Что можете сказать о состоянии рынка, о его динамике в последнюю пару лет?
М.Воскобоев: Понятно, что тут две противоборствующие тенденции: с одной стороны, появляются совершенно новые рынки, которые до недавнего времени нельзя было даже вообразить или предсказать; с другой стороны, на это накладывается кризис, который приводит к сжиманию старых рынков: денег становится не очень много как у населения, так и у заказчиков (по сравнению с более тучными годами). Но, тем не менее, общий тренд все-таки на некоторое расширение, и мы очень неплохо себя чувствовали: при всех негативных явлениях мы последние два года вполне стабильны и неплохо существуем.
 
К.: Это в основном за счет госзаказов?
М.Воскобоев: Ну, нельзя сказать, что мы живем на госзаказах — у нас огромное количество частных заказчиков, и это балансирует, уравновешивает одно другое, поэтому мы довольно уверенно себя чувствуем. Понятно, что госзаказ вносит ощутимую лепту, но частные заказчики вносят ничуть не меньше.
 
К.: И как вы оцениваете тенденцию, есть ли просветы в плане роста рынка?
М.Воскобоев: Все зависит от общеэкономической, макроэкономической ситуации в нашей стране и в мире, но будем надеяться, что все будет хорошо. В современном мире все настолько быстро меняется и технологии настолько быстро развиваются, что классические отрицательные экономические факторы нивелируются тем взрывным ростом технологий и рынков, который наблюдается. Мы надеемся, что этот позитивный тренд победит негативный, к тому есть все предпосылки.
 
К.: Есть ли спрос на интеллектуальные технологии распознавания со стороны не только государственных, но и частных клиентов?
М.Воскобоев: Да. Эти технологии очень активно используются — например, в маркетинге, в ритейловых сетях...
 
К.: Когда постоянного клиента узнают и говорят: "Для вас, Петр Иванович, у нас есть предложение..."?
М.Воскобоев: Например, так. Можно еще строить так называемые "тепловые карты" — определять наиболее посещаемые места в рамках данного помещения и ставить туда какой-то определенный продукт. Можно анализировать перемещения продукта по залу, даже если он не оборудован RFID-метками — просто на базе внутриобъектовой системы видеонаблюдения. Можно отслеживать траектории перемещения посетителей внутри определенной территории и использовать эту информацию. Применений много — не только для государственных заказчиков, но и для частных тоже.
 
К.: А кто пишет софт для ритейла?
М.Воскобоев: Есть несколько компаний — наших партнеров, которые разрабатывают системы аналитики, заточенные под различные сегменты и различные задачи. Мы с ними интегрированы и, соответственно, под каждую задачу подбираем ту или иную систему и предлагаем заказчику. Они делают универсальные базовые разработки: геометрия, пересечение периметра, движение в том или ином направлении, классификация объектов (животное, человек или машина), распознавание цветов. А уже на более высоком уровне благодаря интеграции с аналитическими системами могут решаться самые разные задачи — например, слежение за службами ЖКХ: убирают ли они вовремя снег, вывозят ли мусор и т. д. Такие прикладные задачи иногда требуют доработки стандартных алгоритмов, и эти доработки выполняются по отдельному заказу.
 
К.: Как пережил ваш бизнес последние два года?
М.Воскобоев: Мы достаточно уверенно и стабильно этот период пережили и не заметили серьезного ухудшения положения. За последние два года наш штат вырос больше чем в полтора раза — у нас сейчас около ста сотрудников. Большая часть из них — разработчики и инженеры. У нас небольшой и эффективный менеджерский состав, который умудряется всем этим рулить, не раздувая штата, а основные ресурсы мы вкладываем в разработку, в R&D.
 
К.: Где, кроме России, вы еще работаете?
М.Воскобоев: В основном в СНГ, мы больше ориентированы на внутренний рынок.
 
К.: Как на вас повлияли санкции и кампания по импортозамещению?
М.Воскобоев: В нашем случае это нам даже помогло: мы полностью отечественная компания, и все разработки у нас отечественные. На волне импортозамещения это часто является дополнительным аргументом в пользу выбора нас как поставщика, так что это нам сыграло на руку. А поскольку мы софтверная компания — мы не часто пересекаемся с поставками оборудования, и поэтому санкции напрямую нас не задели.
 
К.: Понятно. Спасибо!
 
 
Беседовал Юрий Курочкин