Осторожно, окна закрываются!

20.09.2012 15:26

Пока операторы и вещатели вместе с обывателями дружно иронизировали над оценкой 18+ для «Ну, погоди!», важнейший пункт закона «О защите детей от информации...» остался незамеченным, хотя для отрасли он несёт куда большую угрозу, чем организация экспертизы или условности возрастных категорий.

Обратимся к первоисточнику. «Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 — 5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи», — гласит закон «О защите детей...». Согласно разъяснениям Роскомнадзора, в перечисленные пункты входит информационная продукция, которую необходимо маркировать как 18+.
 
В свою очередь контент, относящийся к возрастной категории 16+, не подлежит распространению в период с 7 часов до 21 часа по местному времени. За исключением всё той же платной трансляции с применением декодирующих устройств.
 
В переводе на доступный язык, это означает, что в период с 7 до 21 часа по местному времени показывать что-либо с маркировкой 16+ противозаконно! Также нельзя показывать контент с маркировкой 18+ с 4 утра до 23 часов. Казалось бы, все не так страшно, но если вспомнить, что наша необъятная Родина имеет 9 часовых поясов, то становится очевидно, что «окно для взрослых» — попросту схлопывается.
 
Часовые пояса России. Изображение с сайта rostovhotel.com
 
Когда, например, в Иркутске 23:00 и здесь можно показывать что-то 18+, в Москве еще только 7 вечера, и действует запрет. Но когда 23 часа в столице, в Забайкалье — 4 утра, и показывать взрослое кино уже нельзя.
 
Под раздачу попадают аналоговые сети, т.к. в законе есть оговорка про кодированный сигнал. Но от этого не легче: в аналоге до сих пор около 40% абонентов. Это те самые кабельщики, которые закупают каналы без дисконта за объём базы, принося каналам до половины выручки.
 
Плюс, есть платные телеканалы, которые входят в пакеты как спутниковых, так и кабельных операторов. И если, допустим, они в виде перестраховки промаркировали весь контент как 16+, то это, конечно, выход для цифры, но отнюдь не решение для вещания этого же набора передач в аналоге. В этом случае всё равно придётся либо маркировать всю продукцию плашками от 0+ до 12+, либо сдвигать время показа на соответствующее каждому часовому поясу время.
 
Наши опасения подтвердила Елена Гультяева, юридический советник АКТР: «В документе в первую очередь стоит обратить внимание на фразу „применение декодирующих технических устройств“. Буквально это означает, что часть каналов, особенно небольших, может просто исчезнуть за неимением технических средств для реализации этого пункта закона».
 
С её мнением согласен и Алексей Филонов, генеральный директор «Шарк-ТВ»: «Мне кажется, что данный закон защищает не столько детей от информации, сколько бизнес крупных отечественных телеканалов, которые могут себе позволить выпускать версии своих каналов с временным сдвигом и которым не выгодно перетекание рекламных денег от них в нишевые отечественные и западные телеканалы. Очень сильно конечно пострадают отечественные малобюджетные каналы, возможно, они даже закроются, но и не меньше них от этого закона пострадают западные телеканалы вещающие на Россию, ведь им теперь придётся не только добавлять русскую звуковую дорожку к каналу, но ещё и вводить знаки информационной продукции, а это без организации полноценного вещания, просто невозможно». 
 
А первому мультиплексу, и впрямь, волноваться не о чем. Крупнейшие федеральные каналы с государственным участием давно имеют по несколько часовых версий вещания. Делается это за счёт щедрых дотаций, которые они получает от государства на распространение и трансляцию своей продукции. Допустим, Первый канал за прошлый год получил субсидии в размере свыше 3,4 млрд рублей в качестве возмещения расходов по оплате услуг связи, предоставленных ФГУП «РГТС». Схожая ситуация и с ВГТРК, но как быть остальным телекомпаниям?
 
По мнению Алексея Филонова, у вещателей, которые столкнутся с этой проблемой, не остается никакого варианта кроме как вещать свои каналы в закодированном виде в специализированных пакетах «только для взрослых», а это возможно только в цифре, либо ждать изменения закона, платить штрафы и надеяться на чудо. «Теоретически, конечно можно дооснастить головную станцию устройствами с функцией „Time Shifting“ (см. нашу справку) со сдвигом по времени для разных часовых поясов, но, во-первых, это потребует колоссальных денег, не менее 1300$ за один канал и, во-вторых, необходимо увеличение площадей на головной станции, возрастёт потребление электроэнергии и системы кондиционирования помещения. Ясное дело, что этим никто из операторов заниматься не будет, даже крупных», — добавил Алексей.
 
Этот вариант решения проблемы может быть реализован операторами, но далеко не каждая компания готова так вкладываться в оборудование ради сохранения каналов. В России уже были случаи субсидирования каналами кабельных операторов (СТС), но не факт, что история повторится.
 
Т.к. потенциальным нарушителем закона является телеканал, ему проблему и решать. Самый простой выход - это раскошелиться на создание дополнительных версий вещания. Это по силам далеко не каждому каналу, но некоторые вещатели наверняка решат вложиться во избежание потери части бизнеса. 
 
Канал «2×2» предпочёл именно этот вариант. «Наш телеканал традиционно подвергался критике за контент, так что в условиях обновленного законодательства мы решили действовать на опережение претензий регулятора. Т.к. часть нашего контента можно по формальным признакам отнести к категории 18+, с 17 сентября телеканал 2×2 запускает дополнительную версию +2 (ABS 1) и сдвигает версию +4 на +5 (Экспресс МД1). В результате на территории РФ в часовых поясах от 0 до +7, а это основные регионы нашего присутствия, канал »2×2″ не будет нарушать закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию». К сожалению, часовые пояса −1 (Калининград) и +8 (Камчатка) попадают в зону возможного нарушения Закона, поэтому мы вынуждены расторгнуть договоры с операторами из Калининграда и Камчатки. Впрочем, возможное решение — это введение родительского контроля для канала«, — прокомментировал ситуацию нашему порталу Сергей Исаков, директор департамента дистрибуции ООО «ПрофМедиа Бизнес Солюшенс».
 
Однако, далеко не всем удастся воспользоваться третьим вариантом. И дело даже не в финансовых затратах, а в спутниковой ёмкости. Состояние рынка в этом плане — удручающее. «По нашим оценкам свободной ёмкости над Россией сейчас практически нет. Действующие спутники „Газпром космические системы“ — Ямал-201 и Ямал-202 — вот уже как несколько лет полностью загружены. С тем, чтобы поддержать рынок в период до новых запусков, мы в прошлом году перевели в нашу новую орбитальную позицию 55 градусов восточной долготы спутник Astra 1F глобального оператора SES. Потребности в стране процентов на 20-30 превышают предложение», — прокомментировал ситуацию нашему порталу Игорь Кот, заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию «Газпром космические системы».
 
Также он добавил, что до конца года планируется запустить ещё два спутника «Газпром космические системы»: Ямал-300К (90 градусов восточной долготы) и Ямал-402 (55 градусов восточной долготы). Если всё пройдёт удачно, то это хоть немного, но сократит дефицит спутниковой ёмкости в стране.
 
Но, как говорится, на запуск спутника надейся, а сам не плошай. И хотя новое законодательство предписывает волноваться по этому поводу только вещателям, операторам тоже стоит держать ухо востро. А то, ненароком, получат «письмо счастья» от Роскомнадзора с просьбой приостановить трансляцию канала, который не успел решить данную проблему — навряд ли такая ситуация бесследно пройдёт для оператора. «Если в данном случае будет признано нарушение, то это нарушение вещателя, а не кабельного оператора. Однако, мы будем вести переговоры с каждым каналом индивидуально и в рамках правового поля содействовать достижению консенсуса между вещателем и законом», — поделилась Светлана Сысоева, руководитель направления КТВ-контент ЗАО «Эр-Телеком Холдинг».
 
Наша справка
 
Мы решили подробней разузнать об устройствах с функцией Time Shifting, которые позволяют решить проблему «схлопывающегося окна». Для этого мы обратились к фирме «Окно ТВ» — поставщику профессионального телевизионного оборудования. Там нам рассказали, что подобное оборудование выпускает компания SkyLark Technology. Оно представляет собой медиа-сервер, способный организовывать региональное вещание с временным сдвигом и региональными врезками.
 
Если примитивно описать механизм работы данного устройства, то он будет выглядеть следующим образом. Аудио- и/или видеосигнал попадает на сервер, в котором посредством специального софта записывается, а затем через заданный промежуток времени уже в записи подаётся в эфир.
 
По словам Юрия Михайловского, заместителя генерального директора «Окно ТВ», если брать подобный сервер вещания в целом, то он стоит дорого. Сэкономить можно, заказав апгрейд уже существующего у вещателя сервера. Но и это, в зависимости от требований, будет стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"
Алексей Бырдин