Пара юридических вопросов к законопроектам Зотова

04.07.2014 14:56
Исторически так сложилось, что нормативная база телевещательной отрасли развивалась на основе законов изначально предназначенных для регулирования эфирного наземного вещания или иначе бесплатного телевидения. Это объяснимо, так как закон о средствах массовой информации был принят в 1991 году, когда иного телевидения не существовало. Рынок менялся, появлялись новые субъекты, формировались принципиально новые отношения, которые, однако, не были отмечены законодателем. Несмотря на многочисленные изменения нормативных правовых актов, в том числе и закона о средствах массовой информации, мало что изменилось. Правовая регламентация отрасли все также невнятна.
 
На наш взгляд проблема заключается в отсутствии системного подхода в формировании правового поля отрасли. Каждая поправка в закон продиктована конкретной, пусть даже и суперважной задачей, а ее формирование осуществляется без серьезного анализа существующих нормативных правовых актов, отношений между субъектами деятельности и влияния на эти отношения.
 
Такое точечное законотворчество естественным образом формирует противоречивое правоприменение, что никак не способствует нормальному развитию отрасли. Так было, в частности, с введением обязательных общедоступных телеканалов. Когда возникла необходимость описать в законе правомочия вещателей и операторов обязательных телеканалов, никто не учел, что формулировка Указа Президента* "бесплатно для потребителей" говорит лишь о том, что это телеканалы бесплатного, а не платного телевидения. Понятий бесплатных и платных телеканалов тогда, как и сейчас, не существовало, и вместо того, чтобы их ввести в закон, законодатель, почему-то считая, что бесплатность или платность телевидения реализуется только наличием или отсутствием абонентской платы за услуги связи, и, понимая при этом, что полностью бесплатных услуг не может быть, сформулировал неоднозначную конструкцию, до сих пор доставляющую много проблем кабельным компаниям.
 
Еще встречаются случаи, когда не только абоненты, но и различные госорганы, далекие от специфики связной деятельности, предъявляют к операторам требования и о бесплатных услугах, и о выделении обязательных телеканалов в отдельный пакет.
 
Ровно такой же подход мы наблюдаем и сейчас при изменении ст.14 закона о рекламе. Было решено, что в платных телеканалах не должно быть рекламы. Как же это решение реализуется? Казалось бы, очень просто – вносятся короткие изменения в одну статью закона о рекламе – рекламная модель недопустима в закодированных телеканалах с платным доступом, за исключением обязательных телеканалов и всех иных, находящихся в наземном эфире.
 
Законопроект лаконичен, и в этом его ущербность. Здесь начинаются вопросы, ответы на которые, судя по печальному опыту регламентации обязательных телеканалов, будут зависеть только лишь от уровня творческого мышления конкретных представителей надзорных и судебных органов, рассматривающих жалобы абонентов к кабельным и спутниковым компаниям. 
  • Что такое "доступ к телеканалам исключительно на платной основе"?
  • Является ли плата, взимаемая с абонентов кабельными и спутниковыми компаниями, платой за доступ к телеканалам?
  • Какая часть абонентской платы может быть отнесена к оплате услуг связи?
  • Должна ли кабельная или спутниковая компания выделять в отдельные пакеты телеканалы с рекламой и без?
  • Как быть с эфирными не обязательными телеканалами, распространяемыми по кабелю с применением декодирующих устройств, ведь, как известно, в силу объективных причин жители всех крупных городов страны получают эфирные телеканалы преимущественно по кабельным сетям. Означает ли это, что эфирный телеканал должен выпускать две версии – с рекламой и без, для эфира и кабеля? Или он будет обязан запретить кабельщику трансляцию телеканала? Или кабельная компания в данном случае все же выполняет функцию некой системы коллективного приема, не требующей договорных отношений с эфирными вещателями и транслирующей телеканалы в том виде, в котором они находятся в эфире? 
 
Ответы на эти и иные, связанные с ними вопросы, должны быть даны до, а не после внесения изменений в закон о рекламе. Представляется, что принятие подобного рода законов невозможно без предварительных консультаций с представителями телекомсообщества. В противном случае получится как всегда, а не так, как хотели.
 
 
 
*Указ Президента РФ от 24.06.2009г. №715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах"
	 

Comments

У Яны траур! )))
Умеют же "юристы" из одной проблемы наворотить целую кучу... но за это им и платят.

- Что такое "доступ к телеканалам исключительно на платной основе"?
и что здесь не понятно? наверное, это каналы, которые доступны исключительно за деньги, а не на халяву со спутника или эфира! )))

- Является ли плата, взимаемая с абонентов кабельными и спутниковыми компаниями, платой за доступ к телеканалам?
а чем же иначе это может быть? но необходимо понимать, что есть телеканалы транслируемые со спутника в открытом формате и в кодированном: в первом варианте об оплате абонентом канала речи не ведётся. поэтому здесь имеет смысл говорить больше о кабельных компаниях. вообще же данный пункт коррелируется со следующим

- Какая часть абонентской платы может быть отнесена к оплате услуг связи?
для того, что бы произвести такое разделение, необходимо продавать каждый канал отдельно, а не пакетами, в которые запихивают, как рейтинговые, так и не очень каналы, вынуждая абонента оплачивать то, что ему не нужно. хотя и с пакетами сие не проблема, но необходимо менять принцип функционирования отрасли.

- Должна ли кабельная или спутниковая компания выделять в отдельные пакеты телеканалы с рекламой и без?
ИМХО: Должна! За пакеты телеканалов с рекламой, абонент должен оплачивать только услугу связи, т.е. затраты оператора на доведение такого пакета до абонента, при этом отчисления вещателю с платежей абонентов не предусматриваются. Но здесь может быть и другой вариант: эти затраты оператору может компенсировать и телеканал, а абонент получает канал бесплатно.

- Как быть с эфирными не обязательными телеканалами, распространяемыми по кабелю с применением декодирующих устройств, ведь, как известно, в силу объективных причин жители всех крупных городов страны получают эфирные телеканалы преимущественно по кабельным сетям. Означает ли это, что эфирный телеканал должен выпускать две версии – с рекламой и без, для эфира и кабеля? Или он будет обязан запретить кабельщику трансляцию телеканала? Или кабельная компания в данном случае все же выполняет функцию некой системы коллективного приема, не требующей договорных отношений с эфирными вещателями и транслирующей телеканалы в том виде, в котором они находятся в эфире?
ИМХО: Что бы не возникало подобных вопросов, необходимо восстановить существовавшую в СССР систему коллективного приёма телевидения. Пусть абонент сам решает идти ему к оператору КТВ или смотреть только эфирные каналы посредством СКПТ!

ИМХО: Перевод всего телевещания в цифровой формат и изменение правил взаимодействия вещатель-оператор-абонент легко разрешит все проблемы!

P.S. Яна, займитесь сайтом, если хотите, что бы он стал полноценной площадкой для обсуждения проблем отрасли, а не был ущербным недоделком.
Можем оказать помощь!

"ИМХО: Что бы не возникало подобных вопросов, необходимо восстановить существовавшую в СССР систему коллективного приёма телевидения. Пусть абонент сам решает идти ему к оператору КТВ или смотреть только эфирные каналы посредством СКПТ!
ИМХО: Перевод всего телевещания в цифровой формат и изменение правил взаимодействия вещатель-оператор-абонент легко разрешит все проблемы!"

Чудненько. Только может быть, сначала стоило бы «восстановить систему СССР» или «перевести все телевещание в цифровой формат»?
Бред, бред какой-то... ((((

Я уже делал комментарий на одном ресурсе, но он скорее новостной, а тут попался тематический. С небольшими корректировками повторяюсь:

"Как оператор кабельного ТВ могу сказать по опыту, что благодаря ударной работе Триколора наша деятельность стала реально убыточной. Абоненты не хотят платить за кабельное вещание. Говорят, зачем нам отдавать даже 200 рублей в месяц, если за 50-75 мы получим 150 каналов от Триколора, включая 20 высокой четкости?

Сейчас мы должны по договору обычному (не HD) каналу отчислять в среднем от 2 до 7 рублей в месяц за абона, и от 15 до 20 (если HD канал), при этом надо насобирать минимум 60-70 каналов (чтобы хоть как-то конкурировать по контенту с Триколором) и умудриться продать все это хотя бы за 100 рублей. Получается так, что кабельные операторы - это самая низкая ступень в этом бизнесе - они должны в убыток, бесплатно или за копейки создавать массовку - аудиторию, среди которой каналы продают рекламу.

Но чаще всего операторы связи дают услугу бесплатно, т.к. ценовая конкуренция невозможна в принципе, а не будешь давать кабельное ТВ в довесок к Инету - он уйдет к другому оператору связи. Спрашивается: когда Триколор обваливал рынок, почему он не думал ни ком, кроме себя?

Этот закон рубит его в первую очередь, т.к. выбор у каналов несложный. Стоимость лицензионных сборов за вещание скатилась к плинтусу (благодаря тому же Триколору и не без помощи каналов!). На плате за вещание они ничего толком не потеряют. Думаю, выбирать будут рекламу и бесплатное распространение. А бесплатно распространять будет кто? Кабельные операторы, т.к. они и так это делают последние 2-3 года."

P.S. Поднимать плату с операторов - это просто мечты. Ну кто из них захочет увеличивать свой убыток просто за то, чтобы этот канал был у них в сетке или пакете?
А ведь еще надо умудриться получить деньги с привыкшего к демпингу абонента.
Да, количество каналов уменьшится, останутся те, кто выпускает нормальный контент, а не лабуду, и кто сможет организовать бизнес-модель с большим количеством зрителей и ударным рекламным отделом.

Когда нет аргументов некоторые (Кабельщик-скептик) начинает истерить! )))
В стране давно демократия, а вы так и не научились пользоваться её плодами!

Девушка, это вы бредите! Вы в СССР жили, или так, только родились? Из прошлого надо брать всё лучше, а не обгаживать. Как там у классиков: если в прошлое выстрелить из пистолета, то будущее ответит вам из пушки!

К демпфингу приложил лапу не только Триколор, но и Ростелеком, и другие крупные операторы, а телеканалы повелись на их угрозы...или посулы...
Понизить цену леХко!!! проще простого!!! а вот теперь привести её к реальой стоимости ой как не леГко будет!!! Многие на этом деле погорят, особенно главные зачинщики демпинга.
Работать в кабельной отрасли, это не про фуршеты, устраиваемые каналами, писать!

P.S. Яна, займитесь всё-таки сайтом, а то дребедень получается, а не обсуждение. За пример возьмите хотя бы maxpark.com

Про СКПТ:давно я этим не занимался,а тут позвали проконсультировать.Мин.обороны в Рязани строит громадный ЖК и у них все строго по проекту-антенна на подъезд.Подрядчики тоже все сделали по проекту,получили ужасный результат.На ОРТПЦ 3 передатчика-5кВт,2 по 100вт,остальные 9(включая 1 мультиплекс) от 500вт до 2кВт.Хорс,как Вы понимаете,выровнить эти 14 каналов,с разницей в мощности в 50раз,задача непростая(а потом еще раздать на 22этажа),и сделать это дешево невозможно.Дальше еще хуже,СКПТ вошла в общее имущество дома и деньги на ее содержание(включая амортизацию) входят в содержание жилья,цифра какая то невероятно большая,во всяком случае тарифы КТВ у всех операторов в городе ниже.Подключаться к ней никто из жильцов не подключается,а платят за нее все без исключения.Вывод сделайте пожалуйста сами.Теперь про "Кабельщик",ничего лучше чем этот сайт для кабельщиков на рынке нет.Когда Вы хаете его создателя-это плевать в колодец из которого Вы только что попили воды.

Странно, у меня всё прекрасно работает (3 прд по 5 кВт, 6 прд по 1 кВт, 2 прд по 2,5 кВт, и в завершение 1 на 100 Вт), причём местность ну нисколько не равнинная. И плюс в кабеле ПЧ спутниковых каналов ))). В особо сложных местах лучше делать антенна на дом. А с 15 года вообще никаких проблем не предвидится, а ценник в разы дешевле кабельных. Так что сказки о чьей-то жадности рассказывать не надо!
Что касается сайта, не передёргивайте! Я писал, что система обсуждения не отработана, и попросту она отсутствует!!! Для того, что бы иметь представление какой она должна быть, посетите например maxpark.com.
З.Ы. Вот именно из-за недоделанности фунуционала вы скорее всего это сообщение не увидите, если сами не зайдёте, отыскав статью в оглавлении.

Об авторе

Елена Гультяева
главный юрисконсульт Ассоциации кабельного телевидения России