Платное ТВ - 2012: прогноз от «ВымпелКома»

01.02.2012 00:00

Тимур Аляутдинов, руководитель департамента маркетинга проводного интернета и ТВ услуг «ВымпелКом» — о системе «alacarte», перспективах OTT, миграции ТВ в интернет и других трендах в сфере цифрового телевидения. Представляем вторую часть интервью.

 
Какова емкость рынка платного ТВ в России, по Вашим оценкам?
 
По данным некоторых исследований, к платному телевидению в том или ином виде подключено в 50% домохозяйств. Казалось бы, цифры огромны, но, думаю, близки к реальности.
 
Аналоговое ТВ как направление бизнеса для вас еще может быть перспективным?
 
Мировая тенденция состоит в том, что кабельное аналоговое телевидение не то что умирает, но «падает» по оборотам и охвату, потому что происходит его замещение цифровым. С моей точки зрения, серьезных вложений в кабельные аналоговые сети больше не будет.
 
В целом или со стороны вашей компании?
 
В целом. И в нашей компании мы окончательно сделали выбор в пользу цифрового ТВ. Кабельные аналоговые операторы используют старую инфраструктуру, которая осталась еще со времен Советского Союза. Через аналоговый сигнал можно предоставить максимум 50 каналов, этого мало. Ни о каком HD речи не идет. Инвестировать сейчас в аналоговое ТВ — то же самое, что в сотовой связи вкладывать в стандарт DigitalAMPS. 
 
То есть, Вы ожидаете «HD-бум» по всей стране?
 
Как минимум, люди будут пристальнее смотреть на те пакеты каналов, которые они покупают, есть ли там HD. Самый крупный игрок на рынке цифрового ТВ, «Триколор», безусловно, продолжит наращивать свои объемы. Перед остальными игроками в области спутникового телевидения встанет вопросом о предоставлении ТВЧ. А вот провайдерам кабельного аналогового телевидения придется несладко — они своей инфраструктурой ограничены в возможностях давать «картинку» высокого качества.
 
Какие мировые тенденции развития платного телевидения вы считаете важными и знаковыми применительно к России? 
 
Во-первых, все больше контента уходит в интернет, и телеканалы не исключение, в том числе в России. Доля телесмотрения в интернете за последние 10 лет увеличилась в разы.
 
Во-вторых, люди хотят смотреть ТВ где и когда им удобно. Интерактивные функции (запись, перемотка) являются очень востребованными. В нашей сети этими услугамипользуются 80% абонентов. Это позволяет как минимум лучше планировать время. 
 
Третья важная тенденция — уже сейчас в Европе и США становится популярной возможность доступа к платному ТВ по системе «alacarte». То есть, не к пакетам, а к отдельным телеканалам. 
 
А как это повлияет на ARPU, если будет развиваться у нас?
 
Пока это очень тонкий вопрос. В России к системе «alacarte» еще никто не пришел, рынок к ней еще не готов. Предоставление ТВ-услуг — это бизнес, и в любой бизнес-проект закладывается определенный процент маржинальности, иначе он теряет смысл. 
 
Пока мы делаем ставку на переходный вариант: адаптированные пакеты телеканалов. Технологические решения, которые мы используем, позволяют в реальном времени фиксировать рейтинг любого канала, который смотрят зрители. Мы понимаем, что интересно в каждом городе, где мы предоставляем услугу. Москва вообще традиционно стоит чуть впереди, а регионы «подтягиваются» позже. Поэтому для региональных абонентов, в зависимости от конкурентных предложений, мы составляем наши пакеты таким способом, чтобы максимально соответствовать интересам пользователей и, безусловно, выдерживать маржинальность нашего бизнеса. Другими словами, предлагаем чуть-чуть дороже, но интереснее.
 
Какие тенденции нарынке будут помогать вашему развитию, а какие, наоборот, препятствовать?
 
То, что сейчас происходит в бизнесе, связанном с услугами широкополосного доступа, отчасти повторяет то, что происходило в сфере сотовой связи около 10 лет назад. Я имею в виду процесс слияний и поглощений. Практически всех сотовых операторов, существовавших в отдельных областях, рано или поздно приобретали компании «большой тройки». То же самое продолжится и здесь. Другое дело, что сам процесс будет более затянут. Рынок ШПД гораздо существеннее концентрирован с точки зрения количества локальных игроков. Их в разы больше, чем на тот момент было сотовых операторов. В каждом городе есть два-три локальных провайдера. 
 
При этом стратегия любого маленького игрока, который хочет «продаться» — показать, какой у него эффективный бизнес и прекрасная база абонентов. Такие компании ведут очень жесткую"ценовую борьбу«, проводя безумные с точки зрения бизнеса акции, например, предоставляя интернет бесплатно в течение трех месяцев. Думаю, что именно в ценовом поле подобные «схватки за абонентов» продолжатся. В этой ситуации предоставление услуги ТВ абонентам очень важно, это снижает вероятность оттока. Абоненты уже не заинтересованы в том, чтобы переключаться между провайдерами ради временных акций и скидок. 
 
Потому что отдавать любимую приставку уже сложно...
 
Во-первых, поэтому. Во-вторых, абонент привыкает к услуге и к определенной абонентской плате за нее. Серьезным поводом для отказа от услуги может быть только ее низкое качество, поэтому крупные игроки будут наращивать инвестиции в инфраструктуру, чтобы услуга соответствовала ожиданиям.
 
Однако операторам будет все сложнее поддерживать баланс между инвестициями и обеспечением доходности. Не секрет, что интернет из года в год дешевеет, а объем трафика от абонентов только растет. Задача любого игрока — продавая дополнительные сервисы, как минимум поддерживать стабильность ARPU. 
 
Вы рассматриваете возможности выходить в сети других провайдеров как оператор цифрового ТВ на основе Over the Top решений при условии, что инфраструктура ШПД будет достаточно развита?
 
Мы тестируем технологии ОТТ, и рассматриваем их как следующий шаг. Сейчас «Билайн» предоставляет цифровое ТВ по технологии multicast. С точки зрения инфраструктуры это имеет безусловный плюс — количество абонентов, которых мы можем подключить, не зависит от ширины канала в конкретном городе. Ширина канала влияет только на количество транслируемых телеканалов. Будет один абонент или миллион — при запуске услуги капитальные затраты на транспортную сеть одинаковы. 
 
OTT-решения основаны на принципиально другой технологии — unicast. Здесь ширина канала напрямую влияет на количество пользователей, которые могут смотреть ТВ в данный момент. Когда смотрят 1-2 абонента — все хорошо, но если 10000 и все — HD, то нужен очень широкий канал. При сегодняшнем уровне ARPU срок окупаемости таких вложений может достигать нескольких десятков лет. Естественно, возникает вопрос, целесообразно ли делать это сейчас. 
 
Если сравнивать средний ARPU у нас с аналогичным в Европе или Америке, то Россия отстает. В Америке в среднем ценовом сегменте ARPU начинается от $40 и доходит до $100, различаясь от региона к региону. США — страна платного телевидения, там никогда не найдешь на общедоступных федеральных каналах столько блокбастеров, сколько есть у нас. 
 
То есть, бизнес на основе ОТТ в России невозможен?
 
Это не совсем так. Для различных операторов остается технологическая возможность объединить свою инфраструктуру в общую сеть, чтобы распределить инвестиции. Подобная практика существует в некоторых странах, но у нас вся инфраструктура, как правило, вертикально интегрирована. Поэтому пока я бы относился к Over the Top спокойно. Конечно, мы видим, что появляется достаточно много веб-порталов, которые начинают предоставлять доступ к контенту по технологии OTT. Но говорить, успешны они или нет, сложно, потому что точной информации нет.
 
Тем не менее, думаю, что бизнес на основе OTT все равно начнет развиваться. Просто как следствие миграции телеконтента в интернет. На этом поле появляются новые и новые игроки. Следующий год переломным не будет, но года через два-три — вполне.