Региональные операторы за честные правила

09.02.2016 15:31
Чиновники, руководители объединений и ведущих компаний ежегодно предоставляют нам статистику, которая демонстрирует изменения на рынке: какой игрок прибавил, чьи позиции ослабли. И среди этих кусочков разноцветного пирога есть группа "другие" или "прочие", о которой раньше особо никто не говорил, а в последнее время говорят в отрицательном смысле. Вроде как они незаконные представители подпольного бизнеса, которые всех обманывают и не дают развивать экономику отрасли и страны.
 
Ассоциация "Ростелесеть" взяла на себя смелость представить собственную версию картины, осветить роль локальных игроков в формировании и развитии отрасли.
 
Вернемся к статистике. По данным ТМТ "Консалтинг", доля региональных операторов составляет 33% рынка ШПД по итогам III квартала 2015 года. Мы сверили детальные параметры по нескольким регионам и обнаружили некоторые несоответствия, которые скорее связаны с тем, что в отличие от федеральных игроков региональные операторы нечасто публикуют свои данные. "Ростелесеть" планирует совместно с ТМТ "Консалтинг" провести сверку с фактическими показателями операторов, с которыми у ассоциации более тесные связи.
 
По нашей оценке, доля региональных операторов составляет порядка 35%, а это около 10 млн абонентов, которые, несмотря на массированное продвижение со стороны федеральных игроков, остаются верны местному оператору связи. 
 
Региональные операторы сильно отличаются по масштабу, набору услуг, стратегии, профессиональному уровню, но при всем этом у них есть общие черты.
 
Самая сильная сторона региональных операторов — это территориальная и мировоззренческая близость к абоненту. Они свои, что называется родные, поэтому всегда лучше знают заботы местных жителей, могут оперативно принимать решения, отражающиеся на скорости и качестве обслуживания. 
 
В отличие от федеральных игроков, которые ориентируются на оптимизацию бизнес-процессов, региональные операторы имеют меньше формальных процедур, лучше отрабатывают живой контакт, мобильно принимают управленческие решения. Именно обратная связь от абонента является основным источником для принятия решений. Для многих абонентов важно пообщаться лично с руководителем, чтобы решить особенный вопрос, и операторы часто используют индивидуальный подход. Условно, самый быстрый способ загладить вину или нивелировать недовольство — подарить абоненту пакет мандаринов, персонально решить его просьбу.
 
Строительство сетей, бурение стояков, время проведения работ и последствия этих работ во многом определяются исполнителями. У федеральных компаний это подрядчики, которые приехали, выполнили работу и уехали, для них важны только сроки, а местные делают все с наименьшими последствиями, прислушиваясь к жильцам и учитывая их интересы. 
 
На предприятии работают местные жители, а руководителя местного оператора многие знают в лицо. Это, с одной стороны, доверие, а с другой — личная ответственность. Местный оператор вынужден работать по совести, отрабатывая оплаченные деньги и лично ощущая нагрузку при авариях или ненадлежащее качество услуг. Ну и занятость местного населения для небольших городов имеет огромное значение.
 
Техническая поддержка на месте играет важную роль. В колл-центре не будут уточнять, из какого города звонит клиент, там обладают оперативной и объективной информацией по состоянию сети, аварийной обстановке, профилактике и изменениям в контенте. В зависимости от проблематики могут выбрать для решения конкретной задачи инженера необходимой квалификации и профессионального уровня.
 
У многих федеральных игроков для расторжения договора и возврата оборудования абоненту требуется приехать в "самый центральный офис", зачастую в областной центр, а он может находиться в сотне километров. Причина такой процедуры вполне понятна — борьба с оттоком абонентов, но после у человека остается горький осадок. Местные операторы такие ухищрения не используют.
 
"Федералы" делают масштабные рекламные компании, из каждого телевизора доносятся ролики, город завешан билбордами с рекламой. У региональных операторов таких бюджетов, поэтому они вынуждены придумывать более оригинальные маркетинговые ходы, которые лучше откладываются в памяти у абонентов. При этом региональные операторы имеют более прозрачную ценовую политику, без *, скрытых платежей и штрафных санкций.
 
В отличие от федеральных игроков, у которых заемные средства могут превышать годовой оборот, региональный оператор, как правило, развивается на свои деньги, с незначительной долей заимствований, поэтому финансы распределяются более эффективно.
 
Важной особенностью является собственное средство массовой информации или сотрудничество с местными эфирными телеканалами. К многих операторов есть легальные собственные СМИ, которые вещаются только в кабель, в том числе новостные блоки местного значения, имеющие большую популярность и немалое социальное значение. Часто это единственный источник информации о жизни города для его жителей. 
 
Региональные операторы больше вовлечены в социальную жизнь города, а многие крупные из их числа создают уникальные проекты, которые мы далее стараемся масштабировать внутри ассоциации. "Уфанет" создал проект "Дети — наше будущее 2015″, во всех уфимских школах были сфотографировано 10 848 первоклассников, и устроен для них праздник. Эстафету приняли многие региональные операторы. Проект "Весенний бал выпускников" имеет большой резонанс в регионе, как и социальный проект челябинской компании "Интерсвязь" "Помни меня" с созданием аллеи славы участников Великой Отечественной войны. Подобные проекты требуют больших усилий, но и дают горожанам яркие эмоции.
 
Для бюджета города важно, чтобы налоги оставались на местах, а не уходили в центр. Малые операторы платят налоги своему региону.
 
В последнее время звучат открытые претензии к региональным игрокам. Их обвиняют в пиратстве, в том, что используют серые каналы интернета, и не обеспечивают безопасность, а также ссылаются на применение льготных режимов налогообложения.
 
Мы можем с уверенностью сказать, что все участники нашей ассоциации имеют контракты с вещателями (правообладателями), и считаем, что никто не имеет права голословно обвинять участников рынка. Если есть нарушители, пусть правообладатель выявляет эти факты и в соответствии с законом наказывает этих операторов. Мы против пиратства и периодически сами информируем вещателях о злоупотреблениях. 
 
Операторы, предоставляющие услуги передачи данных, имеют согласованные планы СОРМ. Без данного пункта невозможно сдать сеть Роскомнадзору и оказывать услуги.
 
Еще более загадочными выглядят обвинения в серых каналах доступа в интернет. Думаем, данный вопрос легко отследить надзорным органам. Основными поставщиками трафика для региональных операторов являются Ростелеком, Транстелеком, Мегафон и другие магистральные игроки. 
 
Право применения систем упрощенного налогообложения регулирует налоговая служба. Если она разрешила, значит, региональные операторы имеют полное право ее использовать, а вот наличие "длинных денег" у федеральных игроков работает часто на разрушение рынка. Имея огромные кредиты, основные лидеры проводят демпинговую политику. Мы повсеместно ощущаем давление лидера рынка, который устанавливает тарифы ниже себестоимости регионального оператора.
 
При этом федеральные компании забывают сказать, что цены на контент и трафик для них и региональных игроков отличаются на порядок, а имея принципиально иную себестоимость и не справляясь с конкуренцией, начинают ронять цены и включать административный ресурс.
 
Именно демпинг крупных федеральных игроков рушит рынок и снижает инвестиционную привлекательность, о которой они так любят говорить.
 
Практика показывает, что регионы, где нет сильных региональных игроков, имеют существенно худшие показатели по качеству услуг и уровню сервиса относительно среднерыночных. Именно конкуренция заставила многих федеральных игроков идти в ногу со временем. "Убийство" региональных операторов — это путь к одному оператору, дорогим услугам, плохому качеству и сервису.
 
Мы призываем к честной конкуренции, открытой политике трансформации рынка в интересах всех участников, без искусственных ограничений и административных барьеров. 
 
Региональные операторы сыграли ключевую роль в формировании высоких показателей проникновения услуг связи по всей России. За нами стоят миллионы граждан страны, довольных сервисом и качеством услуг. Так пусть они сами выберут лучшего, а не навязанного оператора!

Об авторе

Олег Грищенко
президент Ассоциации "Ростелесеть"