Роскомнадзор уполномочен разъяснить

В ситуационном центре Роскомнадзора 14 декабря 2017 года состоялся семинар, посвященный вступающим в силу с 1 января 2018 года изменениям в законодательство о средствах массовой информации. Суть изменений законодательства, актуальных для телеком-отрасли, сводится к нескольким основным позициям.
 
1. Пополняется состав лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей СМИ (статья 7 закона "О СМИ"). В этот список добавлены лица, имеющие судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, или за совершение преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.
 
Статистика о том, насколько часто такого рода лица ранее подавали документы на регистрацию СМИ, отсутствует, однако представляется, что введение дополнения обусловлено не большим количеством подобных заявителей, а общей тенденцией изменения российского законодательства по борьбе с экстремизмом и преступлениями с использованием СМИ и интернета.
 
2. Подведомственность при подаче пакетов документов на регистрацию СМИ (статья 8 закона "О СМИ") изменяется следующим образом:
 
- если СМИ будет распространяться преимущественно на территориях двух и более российских регионов, заявление подается в территориальный орган Роскомнадзора в порядке, установленном Роскомнадзором. Как пояснила специалист РКН Светлана Солодовникова, если продукция СМИ будет предназначаться для распространения на территории двух регионов, входящих в один федеральный округ, заявление подается в соответствующее окружное территориальное управление (Управление по Центральному федеральному округу, Управление по Северо-Западному федеральному округу и т.д.). Если продукция СМИ будет предназначаться для распространения на территории двух субъектов, входящих в разные федеральные округа, заявление подается в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу. Приказ РКН, в котором об этом говорится, сейчас только проходит процедуру согласования, но предполагается, что логика в нём будет именно такая;
 
- подведомственность при подаче документов на регистрацию СМИ, предназначенных для распространения на территории России и зарубежных стран или на территории одного субъекта или муниципального образования, не изменяется.
 
3. Уточняется порядок подачи заявления о регистрации СМИ. Помимо традиционных способов подачи - непосредственно или по почте (почтовое отправление должно быть заказным, с уведомлением о вручении), добавлен способ подачи заявления и необходимых документов в электронном виде, но при этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, как напрямую, так и через единый портал госуслуг.
 
Использование ЭЦП в России до настоящего момента не стало массовым явлением, однако есть надежда, что подобные инициативы законодателя будут способствовать более широкому применению данного способа удостоверения документов.
 
4. Изменяется срок рассмотрения пакета документов на регистрацию СМИ. Если раньше он составлял 30 календарных дней, то теперь будет составлять 30 рабочих дней. Как пояснили в РКН, это решение обусловлено тем, что государственные служащие, равно как и иные работники, работают только в будние дни, а не в выходные.
 
5. Изменяется момент, с которого СМИ считается зарегистрированным. Если раньше таким моментом было принятие регистрирующим органом решения о регистрации, то теперь СМИ будет считаться зарегистрированным с даты принятия решения о регистрации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных СМИ. При этом закон устанавливает, что запись в реестр должна быть внесена в день принятия решения о регистрации.
 
6. Прекращается выдача свидетельств о регистрации СМИ. Это нововведение вызывает особенный интерес.
 
В выдаваемые в настоящее время свидетельства о регистрации СМИ вносится информация обо всех изменениях в связи с переоформлением СМИ и/или его перерегистрацией. Из опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проекта приказа об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных СМИ неясно, будет ли история "жизни" СМИ сохраняться в выписке. Как известно, в реестре зарегистрированных СМИ на сайте Роскомнадзора история не отображается.
 
Отсутствие истории изменений в выдаваемых после 1 января 2018 года выписках может существенно затруднить, в частности, взаимодействие между вещателями и операторами связи в рамках лицензионных договоров (в которых часто для идентификации СМИ указываются серия, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации СМИ), ведь нужно будет каким-то образом доказывать, что, скажем, произошла именно смена наименования СМИ, а не регистрация нового средства массовой информации.
 
РКН по этому поводу уточняет, что, во-первых, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ меняться не будут (по аналогии с номерами и датами свидетельств о регистрации СМИ), а кроме того, история изменений будет содержаться в реестре СМИ и в выписках из реестра.
 
Отметим, что к моменту публикации этого материала в проекте формы выписки из реестра СМИ не было графы для истории изменений СМИ.
 
Выдача выписок из реестра зарегистрированных СМИ будет производиться бесплатно, в течение пяти рабочих дней с даты подачи запроса. Получать их сможет любое лицо - не только учредитель данного СМИ.
 
На вопрос из зала о возможности подачи запроса в отношении нескольких СМИ представитель Роскомнадзора пояснил, что, безусловно, подача подобного запроса законодательству не противоречит, однако дал понять, что удобнее будет, если в отношении каждого СМИ будет подан отдельный запрос.
 
7. В связи с отказом от выдачи свидетельств о регистрации СМИ процедуры перерегистрации СМИ и уведомления РКН об изменениях в деятельности СМИ (статья 11 закона "О СМИ") заменяются на процедуру внесения изменений в запись о регистрации СМИ и уведомление регистрирующего органа.
 
При этом важно следующее:
 
а) ряд изменений по-прежнему возможен только при условии соблюдения процедуры, аналогичной процедуре регистрации СМИ. Это как уже известные смена учредителя, наименования, языка, территории распространения СМИ, так и новые: изменение примерной тематики или специализации, формы и вида периодического распространения СМИ;
 
б) в дополнение к уже имеющимся основаниям для уведомления регистрирующего органа необходимо будет подавать также сведения об изменении места нахождения учредителя, принятия решения о приостановлении, возобновлении и прекращении деятельности СМИ.
 
8. Уточняется процедура изменения сведений о СМИ. Так, внесение изменений в запись о регистрации СМИ не будет производиться, если деятельность СМИ приостановлена или прекращена.
 
9. Уточняется состав выходных данных для сетевых изданий. С 1 января 2018 года они должны будут содержать наименование издания, информацию об учредителе, фамилию и инициалы главного редактора, адрес электронной почты и номер телефона редакции, а также знак информационной продукции (как это предусмотрено 436-ФЗ).
 
На вопрос слушателя семинара, в какой части сайта соответствующая информация должна размещаться, представители РКН пояснили, что прямых указаний по этому поводу нет, но, очевидно, она должна быть доступна для всех заинтересованных лиц. В качестве примера приводился "подвал" главной страницы сайта.
 
10. Изменяется размер госпошлины, подлежащей уплате за регистрацию СМИ и за внесение изменений в запись о регистрации СМИ:
 
- 8 тысяч рублей в отношении СМИ, предназначенных для распространения на территории России, за ее пределами и на территориях двух и более субъектов России;
 
- 4 тысячи рублей в отношении СМИ, предназначенных для распространения на территории одного субъекта РФ или муниципального образования.
 
При этом повышающие и понижающие коэффициенты, обусловленные тематикой СМИ, остаются прежними.
 
Светлана Солодовникова рассказала также об изменениях, которые коснутся содержания заявления о регистрации СМИ:
 
а) появится графа СНИЛС в отношении учредителя СМИ - физического лица;
 
б) примерную тематику и специализацию СМИ нужно будет указывать отдельно, в разных графах;
 
в) появится графа, в которой необходимо будет указать реквизиты платежного документа об уплате госпошлины, а также реквизиты плательщика пошлины;
 
11. Изменяется состав документов, которые нужно предоставить при подаче заявления о регистрации СМИ или при внесении изменений в запись о регистрации СМИ. Список дополнен копией страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (если заявитель является физическим лицом). Новеллой является также необходимость предоставления копии приказа о назначении главного редактора или иного документа, подтверждающего его полномочия при внесении изменений в запись о регистрации СМИ в связи со сменой или изменением состава учредителей СМИ.
 
12. Начальник отдела анализа и координации деятельности территориальных управлений РКН Александр Ижко, выступая на семинаре, обратил внимание присутствующих на дополнение статьи 19 закона о СМИ нормой, согласно которой определяется перечень категорий лиц, не имеющих права выступать в качестве главного редактора СМИ. Собственно, все те же категории лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей СМИ, не могут занимать должности главного редактора.
 
Ижко также напомнил, что в настоящее время ведется автоматическое наблюдение за деятельностью СМИ с использованием специального программного обеспечения. Он порекомендовал, в частности, учредителям сетевых изданий привести выходные данные в соответствие с изменениями законодательства, не дожидаясь 2018 года, поскольку уже с 1 января 2018 года наблюдение будет осуществляться с учётом новых требований.
 
Поскольку в последнее время Роскомнадзор особенное внимание уделяет социальной рекламе, направленной на ограничение потребления табака и табачных изделий, Ижко призвал присутствующих в обязательном порядке размещать в таких сообщениях предупреждения о вреде курения.
 
Вопросы слушателей семинара (в ситуационном центре в Москве была организована телеконференция, благодаря которой в семинаре смогли принять участие представители других регионов России) касались не только изменений в законодательство о СМИ, но и иных актуальных вопросов.
 
Так, один из слушателей задал вопрос о том, насколько правомерно в отношении информационной продукции, предназначенной для детей, например, от шести лет, проставлять знак информационной продукции "16+" - "для страховки". Ижко ответил, что законодательно данный аспект не урегулирован, но знак информационной продукции в любом случае не должен быть ниже соответствующей категории информационной продукции.
 
Слушатель из Приволжского федерального округа попросил уточнить как должен выглядеть знак информационной продукции в сетевом издании. Чиновник пояснил, что знак должен быть размещен в доступном месте таким образом, чтобы его можно было сразу увидеть при получении доступа к ресурсу, поскольку иначе не достигается цель закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
 
Один из слушателей семинара, представитель Северо-Западного федерального округа, спросил, следует ли размещать социальную рекламу о вреде табака в случае демонстрации трубки мира, а также если включение подобных эпизодов в состав телеканала было осуществлено сетевым партнером, а не вещателем.
 
Ижко на это ответил, что социальная реклама подлежит размещению в случаях, когда демонстрируется процесс потребления табака (например, виден табачный дым). При этом ответственность за содержание телеканала несет его вещатель, хотя Роскомнадзор обычно принимает во внимание, что соответствующая информация (такая, как демонстрация употребления табачных изделий) была включена в состав телеканала сетевым партнером.
 
В семинаре также приняли участие руководитель отдела контроля Российской книжной палаты филиала ИТАР-ТАСС Валентина Николенко, которая рассказала о порядке предоставления информации в Книжную палату, а также заместитель начальника управления рекламы и недобросовестной конкуренции - начальник отдела Федеральной антимонопольной службы Ирина Василенкова. Она разъяснила отдельные вопросы, касающиеся рекламы в СМИ.
 
Так, она напомнила, что разрешенное время рекламных сообщений должно быть пропорционально времени вещания передачи в течение часа, а не пропорционально часу. При этом чиновница уточнила, что, поскольку правовое регулирование обычных рекламных сообщений и социальной рекламы различается, объем социальной рекламы не принимается во внимание при решении вопроса о соблюдении рекламораспространителем требования о максимально допустимом объеме размещения рекламы в эфире СМИ.
 
Выступление Василенковой вызвало массу вопросов, преимущественно у слушателей, участвовавших в семинаре посредством телеконференции. При этом наибольшая часть вопросов касалась проблем толкования ФАС тех или иных сообщений в части относимости их к категории рекламных или информационных сообщений.
 
Василенкова отметила, что каждый случай является уникальным и его нужно разбирать отдельно, однако пояснила, что значение имеет цель размещения соответствующего сообщения.
 
Хотелось бы отметить, что семинар, проведенный Роскомнадзором, не только позволил участникам отрасли получить информацию о позиции контролирующего органа в свете изменений законодательства в сфере СМИ, но и продемонстрировал, что этот орган государственной власти заинтересован в диалоге с сообществом и готов отвечать на возникающие в правоприменительной деятельности вопросы.