Рынок проводного ШПД: региональный рост

28.11.2013 16:45
Недавно "Кабельщик" публиковал показатели рынка спутникового ШПД в России, сегодня же мы хотим ознакомить наших читателей с данными рынка проводного ШПД (в частном сегменте). Этими данными сегодня поделилось аналитическое агентство iKS-Consulting
 
Согласно анализу, проведенному исследователями, выяснилось, что по итогам III квартала 2013 года в России насчитывается около 27 млн пользователей услугой широкополосного доступа в интернет. При этом проникновение услуги составило 48%.
 
Надо сказать, что наиболее высокие показатели по проникновению демонстрируют Центральный федеральный округ и Северо-Западный — по 56% каждый, следом за ними идет УФО (52%).
 
"При этом в 6 федеральных округах проникновение находится на уровне 43-56%. Самый низкий уровень проникновения — в Южном федеральном округе объясняется высокой долей сельского населения, а также невысоким уровнем развития услуги в ряде республик Северного Кавказа", — отмечается в исследовании.
 
Наибольшее число абонентов ШПД в России приходится на оператора "Ростелеком", у него их 9,11 млн (это на 11% больше, чем в третьем квартале 2012 года, когда у оператора насчитывалось 8,28 млн абонентов проводного ШПД). На второй строчке по количеству таких пользователей идет "ЭР-Телеком", у которого 2,63 млн подписчиков данной услуги (+ 16%), а на третьем — "ВымпелКом" с 2,3 млн пользователей. Кстати, по количеству абонентов ШПД к "ВымпелКому" уже вплотную приблизился МТС, чья база насчитывает по итогам третьей четверти 2,24 млн абонентов. Ну и, наконец, пятую ступень рейтинга занимает ТТК со своими 1,15 млн ШПД-абонентами.
 
"Компания МТС продемонстрировала неплохой прирост, не в последнюю очередь за счет успехов на московском рынке при подключении абонентов по технологии GPON. Абонентская база "ВымпелКома" на протяжении последних двух кварталов постепенно сокращалась, не выдерживая активной конкуренции со стороны других операторов, в первую очередь "ЭР-Телекома" на рынках крупных городов России. Можно ожидать, что расположение сил в пятерке лидеров рынка по итогам 2013 года снова изменится", — комментируют аналитики агентства результаты рейтинга. Также они указывают на то, что все операторы, показавшие рост по итогам третьего квартала, росли в основном за счет регионов.
 
 
 
К слову, по подсчетам iKS-Consulting на вышеуказанную пятерку игроков приходится 65% всех российских абонентов ШПД, остальные 35% распределились между менее крупными операторами.
 

В своем исследовании аналитики также сообщают, что столичный рынок ШПД в третьем квартале 2013 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А проникновение данной услуги в Москве превысило отметку в 85%. Лидером московского рынка проводного ШПД является МТС с более чем миллионом абонентов, а наименьшее число абонентов (среди операторов большой тройки) насчитывается у "МегаФона" — 363,5 тысяч абонентов.

Политическое влияние
 
Проникновение интернета в регионы рынок проводного ШПД, вероятно, почувствует еще сильнее в 2014-2016 годах. И частично этому будет способствовать поручение президента обеспечить "современными услугами связи" сельские населенные пункты, — об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на имеющуюся в их распоряжении копию данного поручения. И хотя в документе не уточняется — о каких именно "современных услугах связи" идет речь, судя по последним инициативам правительства, речь все же об интернете. 
 
В распоряжении также говорится о том, что финансироваться данный проект будет за счет средств фонда универсальной услуги связи. Интересно, какой именно бюджет будет выделен "Ростелекому" из Фонда на эти цели, учитывая, что правительство решило урезать его объемы на 2014-2016 года с изначально планировавшихся 14,5 млрд до 7,13 млрд.
 
В то же время, проблема с доступом в интернет очень актуальная для регионов, причем даже для тех, у кого он имеется. На проходящем в эти дни форуме Broadband Russia Forum 2013 замминистра связи Дмитрий Алхазов сообщил, что на сегодняшний день порядка "30 млн граждан так или иначе лимитированы в своих возможностях по пользованию услугой широкополосного доступа".
 
При этом Алхазов заявил, что эту проблему правительство пытается решить за счет переформатирования фонда универсальной услуги связи и рассматривает возможность использования его не только для предоставления непосредственно самой услуги, но и развития волоконно-оптических сетей в труднодоступных регионах.
 
Пока же в регионах операторы в силу экономических проблем и финансовой невыгодности не спешат решать эту проблему. Генеральный директор "ЭР-Телекома" Андрей Семериков в своем выступлении сообщил, что спрос на ШПД в регионах напрямую зависит от покупательской способности пользователей, а такая есть далеко не у всех, хотя желание пользоваться данной услугой изъявляют многие, но, опять же, не большинство. 
 
Хотелось бы добавить, что пока Минкомсвязи думает, как бы обеспечить население России проводным ШПД, Россвязь ставит перед собой иные задачи — сделать ставку на спутниковый ШПД. По мнению ведомства, это отличная альтернатива проводному интернету, подходит для труднодоступных населенных пунктов и является одним из самых перспективных направлений в сфере связи.
 

Именно развитие СШПД Россвязь поставит для себя как приоритетное направление в работе. И собирается активно прорабатывать его ввиду приближающихся запусков новых спутников связи — "Экспресс-АМ5″, "АМ6″, "АМ7″ и "АМ8″.