Секс, кино, туризм и дети. Часть III

Завершаем наш масштабный обзор новых телеканалов, вышедших на российский российский рынок в прошлом году.

 
Этот канал я не отсмотрел для обзора прошлого года, но "обещал вернуться". Вернувшись, обнаружил, в сущности, телемагазин в обрамлении "зелени-петрушки". Другими словами, никто прямо не указывает, что сие именно телемагазин, но этот формат контента очевидно преобладал во время несколькодневного отсмотра.
 
В промежутках я посмотрел довольно старую передачу о чудесно выживших в авиакатастрофах и архивные выпуски "Разрушителей мифов", которые создавались когда-то для Discovery, а потом пропутешествовали по познавательным каналам "второго эшелона". А также что-то астрологическое и пару серий из двух сериалов. Первый – украинская "Бывшая" 2007 года выпуска, второй – российская "Судебная колонка" ("мелодраматический детектив") того же года рождения.
 
В общем, телемагазины, которые не стесняются своей сущности, мне как-то ближе и понятнее.
 
 
 
Выход в телевизор крупных "бумажных" брендов на отечественном рынке имеет печальную историю. "Коммерсантъ ТВ", "Комсомольская правда", "Эксперт ТВ" не так давно закрытый Lifenews (тут цепочка была длиннее – газета "Жизнь" – Life.ru, Lifenews.ru – телеканал). Такие разные ковбои, и удивительно одинаковая судьба... Но не будем каркать, пускай "Известия" нарушат эту скорбную закономерность! Тем более, что канал сделан весьма достойно. Дикторов и говорящих голов здесь нет, часть новостных блоков идет а-ля "Евроньюс", часть подается расширенными сюжетами по актуальным для российского новостного пространства темам. Соответственно, традиционная для формата "новости нон-стоп" высокая частота повторов. Она отчасти компенсируется подробным освещением "желтоватых" сюжетов из жизни звезд, а также репортажами на темы сетевых скандалов. Я очень обогатился знаниями о том, кто с кем, когда и по какому поводу. Впрочем, народ это любит. Также канал отличается более подробным освещением разного рода официальных мероприятий с участием немногочисленных наших первых лиц государства. Выступления гаранта конституции, как правило, транслируются подробнее, чем это принято на каналах подобного формата. Из сюжетов на тему конфликтов, к которым Россия имеет отношение, всегда ясно из лексического набора и интонационных акцентов, кто "хороший", а кто "плохой". Но прямых искажений новостного пространства канал себе не позволяет.
 
На мой вкус, странноватый тон закадровых голосов. Впечатление такое, что они пытаются найти середину между спокойными "европейцами" и истерическими новостями на НТВ.
 
 
 
Начал я просмотр канала с программы про дельфинов, что меня несколько удивило. Может, я просто плохо думал о дельфинах? Нет, уточнил в энциклопедии: "Очень подвижные и ловкие, хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными". То есть не вегетарианцы. Но после дельфинов пошел репортаж с веганской выставки, и все наконец совпало.
 
В следующие несколько дней в эфире все в основном было про вегетарианское питание. От рецептов до научных исследований о полезной пище. Я убедился в том, что мой текущий рацион ведет меня ко всем "радостям": от сахарного диабета до болезни Альцгеймера.
 
 
В основе эфира – иностранный контент разной степени свежести про веганство, вегетарианское питание и общее оздоровление. Из отечественной телепродукции главным образом "живые рассказы" вегетарианцев о том, как они дошли до жизни такой, всевозможная готовка полезных блюд и репортажи с разного рода мероприятий, прямо или косвенно связанных с темой здоровья и соответствующего питания. На этих мероприятиях видно довольно много людей, а это все ж таки потенциальная аудитория канала.
 
Посмотрел, например, программу про "Бохо" и узнал ответ на вопрос, как связаны Бохо и вегетарианцы. Заодно узнал о том, что значит бохо. Это такой мультихиппи стиль в одежде.
Кстати, есть у меня версия и на тему трогательных фильмов про зверушек, которые встречаются в эфире канала. Видимо, это к тому, чтобы их не ели. Ну или чтобы зрители-вегетарианцы радовались тому, что они такую красоту не едят.
 
 
Собаки сами по себе существа исключительной телегеничности. А собачники и просто любители собак – аудитория исключительно обширная. Так что идею специального канала "Пёс и Ко" можно было только приветствовать.
 
По ощущению от сетки похоже на Animal Planet, только с собачьей заточкой. Например, по базовому набору программ: "Служба спасения", "Доктор Лайза", "Создавая собак" (Designed dogs), "Собачья работа".
 
Часть программ делается специально для канала. Отдельным форматом идет программа "Такая порода" – телегид по породистым собакам. Передача отечественного производства, и в ней показывают заводчиков и их воспитанников. Обращает на себя внимание и российская программа "Дог-STAR" про звезд разной степени известности и их питомцев. Собачки – это, конечно, хорошо, но некоторую "наколенность" собственного производства программ можно отметить.
 
Орнаментируют эфир врезки с роликов на YouTube, сопровождаемые комментариями в стиле "Сам себе режиссер". Формат плотно освоенный, но по-прежнему среди зрителей популярный. Плюс нежные межпрограммки с собачками. Попробуйте покритиковать картинку, с которой на вас смотрит собачья морда с выразительными глазами...
 

 
Продукт производит компания "Первый канал. Всемирная сеть", у которой нехватки туристического контента, разумеется, не ощущается. Один только архив популярных крыловских "Непутевых заметок" за несколько лет уже мог бы сделать половину эфира, но ими канал не ограничивается – есть передачи и посвежее.
 
Мое внимание, в частности, привлекла программа "Два дня в городе" – что-то вроде "выходных в Подмосковье". Два ведущих едут по двум маршрутам, и в результате получается классическая, недорогая, но милая передача из серии "покажите, что у вас тут есть хорошего". Во время просмотра программы я "посетил" Музей немецких антифашистов в Красногорске, мимо которого 20 лет ездил на дачу, но ни разу не удосужился зайти.
 
Программа "Маршрут построен" – примерно то же самое, только с одним ведущим, и маршруты по России более глубокие. С интересом посмотрел про Кабардино-Балкарию. В передаче "Поехали за талантами" диджей Катя Гусева и ее напарник Илья Чкан гоняют по России, чтобы знакомиться с жителями разных городов, которые "покажут свои родные места так, что туда захочется приехать". А в программе "Стажерка" ведущая активно ищет интересную вакансию и новые способы заработать.
 
В общем, концепция эфира вполне соответствует названию: изучение окружающего мира в непрерывном движении.
 
 
 
Канал "Ратник" поставил цель "патриотического воспитания молодежи в духе приверженности идеалам социального мира и согласия, любви к Отечеству и опоры на многонациональные традиции и ценности". А еще – отвлечь молодежь от соцсетей, которые есть зло. Не хотелось бы каркать, но почему-то мне кажется, что не отвлечет.
 
 
Для этого не очень подходит, к примеру, программа "Знай наших", про великих россиян (Пафнутий Чебычев, Иван Павлов и другие официальные лица). Это такое игровое шоу о деятелях отечественной науки с графикой в стиле "АБВГДейки" середины 80-х годов прошлого века. Я эту передачу смотрел когда-то на православном канале "Радость моя", а потому не сильно удивился тому, что практически все эти деятели на поверку оказываются добрыми христианами.
 
Военно-патриотическая тематика представлена передачей "Аты-баты". Этот цикл передач той же антикварной стилистики и все на том же канале "Радость моя" я видел лет семь назад. Насколько я понял, не сильно свежая и программа "На старт", с простым и понятным посылом – в здоровом теле соответствующий дух. Программа "Едем. Плаваем. Летим" тоже делалась 4–5 лет назад для канала "Радость моя" – в конце каждой передачи ведущий открытым текстом призывает писать в редакцию именно этого канала. Короче, детский православный канал стал основным поставщиком лежалого контента для канала молодежно-патриотического. Все это обрамляют старые отечественные фильмы. Например, "Великий утешитель" (1933 год) и "Подвиг разведчика" (этот почти новый – 1947 год, помните: "Вы болван, Штюбинг!").
 
Молодежь будет в восторге, ага.
 
 
С начала 90-х годов XX века большущая, преимущественно северная, страна каждый вечер жила страстями горячих латиноамериканских семей разной степени богатства. Неужели все эти не отлипавшие от экранов женщины променяли экзотические страдания на еще менее достоверные доморощенные? Я думаю, нет. И поэтому канал латиноамериканских сериалов должен найти своих зрительниц. Даже у меня, в жизни не досмотревшего ни одной серии до конца, что-то екает внутри, когда я вижу на экране доброе и печальное лицо Виктории Руффо – всероссийской "просто Марии".
 
Но не только старые-добрые мыльные оперы предлагает "Теленовелла" – в эфире идут мексиканские сериалы и последних лет. Надо сказать, что градус страданий и страстей в Латинской Америке за последние десятилетия ни на йоту не снизился. А диалоги все так же волшебны.
 
Кстати, те же мексиканцы, как я узнал на "Теленовелле", производят не только любовные мелодрамы, но и многосерийные драмы. Я, например, посмотрел пару серий "Отеля секретов", – мексиканский остросюжетный сериал 2016 года про убийства, происходящие вокруг небольшого отеля (любви там, разумеется, тоже навалом, куда без этого).
 
А после ухода с российского телерынка канала CBS Drama (кому-то, наверное, более известен как Zone Romantika) "Теленовелла" и вовсе занимает уникальную нишу.
 

 
Канал с особым взглядом на экстремальный спорт – тут уж отрыв, так отрыв. Горные лыжи (самые экстремальные их подвиды), парапланеризм, мотофристайл, каякинг, яхтенный спорт, все виды серфинга. Посмотрел мировую серию по клиф-дайвингу. Вы знаете, что это такое? Это прыжки в воду со скал – очень завораживает, особенно, когда девушки прыгают. Есть отдельная программа, посвященная флайборду (полеты на специальной доске, приводимой в движение за счет реактивной силы потока воды, нагнетаемого подключенным к нему гидроциклом) и аквабайку.
 
Или вот цикл "Стивен Редмонд и семь океанов" – про мужика, участвующего в марафонских заплывах в океанах. Семь океанов и семь проливов: Ла-Манш, Гибралтар, пролив Кука, Северный пролив, пролив Малакаи, пролив Катарина, пролив Цугару. Акулы, медузы, скаты, сильные течения, штормы и низкая температура. Уют малогабаритной квартиры особенно остро ощущается при просмотре таких программ. И, глядя на мужика, чуть не утонувшего в океане, задаешься простым вопросом: "Зачем?.." Потому что нам, не экстремалам, этого не понять, а канал сделан для тех, у кого таких глупых вопросов не возникает.
 
В общем, море адреналина во всех сферах и куча новой информации для таких непродвинутых, как я. И в целом – добротно скроенный экстремальный канал с качественной сеткой и хорошим переводом закупаемых программ.
 
 
Movie Classic (Классика кино)
 
Я нашел этот канал только на сайте производителя и в Vintera (такое приложение в Smart TV с эклектичным набором всякого разного). Судя по всему, идет действительно "классика кино", но где у него кнопка, с помощью которой можно узнать, что идет, я не отыскал. А в киноклассике оказался не так силен, как хотелось бы. Прибегнул к помощи телепрограммы в интернете – не помогло: "Номинанты премии „Оскар“", "Комики мирового кино", "Знаменитые американские комедии", "Великие режиссеры", "Шедевры романтического кино", "Легендарные экранизации". Впечатляет, но несколько обобщенно, вы не находите? Еще в программе были "Советские сказки". Не дошел до них, так что могу только предположить, что это, к примеру, классическая "Золушка" с Жеймо, Раневской и Гариным, а не выпуски "Международной панорамы" за 70-е годы прошлого столетия.
 
Кое-что я узнал. "Великую иллюзию" с Жаном Габеном, первую экранизацию "Грозового перевала" 1939 года, "Ивана Грозного" Эйзенштейна. Все перечисленное – несомненная киноклассика. Другими словами, в общем-то идея канала вполне даже ничего. Исполнение и распространение странноватые, мягко говоря. Раньше в этой нише был непереводной TCM (Turner Classic Movie), но после того, как его из страны выдавили, никто на его место толком не встал.
 
 
 
Вполне классический познавательно-страноведческий телеканал с недурным набором программ. Преимущественно отечественных, разной степени свежести.
 
 
Программа передач характеризует тематическое разнообразие: "Марш тысячи самураев", "Легенды Далмации", "Секреты кухни Камбоджи", "Невероятная реальность Мексики", "Израиль: колыбель религий", "Вьетнам: путешествие в страну 9 драконов", "Индийские йоги", "Возвращение к папуасам", "Сибирский ковчег: Алтай". Какие-то передачи были мне знакомы, какие-то я посмотрел впервые и с интересом.
 
Вполне приличный канал для любителей размеренного просмотра, подуставших от излишнего драйва в современном познавательном телевидении. При таком количестве российских документальных фильмов этот канал может даже частично компенсировать закрытие любимого многими 24_DOC. Вот только нашел я его тоже лишь в странноватом и скудном на описания smart-приложении Vintera. 
 
 
"Телеканал „Глазами туриста“ – это та самая стартовая площадка, где любители путешествий могут реализоваться как создатели авторского кино", – сказано в пресс-релизе кабельной компании "Уфанет", команда которой вывела на телекабельный рынок аж три канала. То есть каждый, кто сделал видеофильм или ролик на тему путешествия, краеведения, истории архитектуры и т.п., может стать поставщиком "народного контента" для телеканала, загрузив свое видео через форму на сайте. "Снимите ваше путешествие, смонтируйте фильм. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд", – призывает редакция канала.
 
Результат соответствующий: есть в эфире хорошие съемки и внятные комментарии, а есть плохие с тусклым бормотанием за кадром. Есть даже очень хорошие (в их частном происхождении возникают очень большие сомнения), но и очень плохие тоже встречаются. Это понятно, "народная" же история. Все эти заигрывания на тему "контент 2.0" многим нравятся, а возможно, и среди зрительской аудитории находят поддержку. Но для телеканала это опасная история. Линейное телевидение – не YouTube, здесь качество изображения и звука – основы, без которых любой, даже самый захватывающий и эксклюзивный сюжет решительно проваливается. Но повторю, встречаются очень хорошо сделанные фильмы, особенно по российским регионам и городам. Просто трудно понять, каково реальное соотношение "зерен и плевел" и в какую сторону оно будет меняться по мере развития проекта.
 
Есть, правда, один момент, который может дать каналу дополнительную популярность. Разместить свое туристическое кино на видеохостинге или в соцсети – это не круто, это может каждый. А вот "послать на телик" и потом посмотреть, да и всем знакомым рассказать, что твое творение показали в "настоящем телевизоре" – это совсем другая история. С подобного, понятного всем, тщеславия канал имеет возможность собрать свой урожай.
 

 
БРИКС – это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Термин БРИК (тогда в списке еще не было ЮАР) предложил в 2001 году американский аналитик Джим О'Нил для наиболее быстро развивающихся крупнейших стран мира. Через пять лет по инициативе российских властей из этого сделали политико-экономический клуб – неформальное межгосударственное объединение. Если бы мне поручили придумать концепцию канала, посвященного этому виртуальному объединению, я бы сдался сразу. Так что снимаю шляпу перед теми, кто не спасовал, получив от жизни столь серьезный вызов.
 
Миссия телеканала, заявленная в описании – "посредством „народной дипломатии“, используя современные медийные инструменты способствовать улучшению взаимопонимания и кооперации между странами БРИКС". Для этого в эфире показывают новости про страны БРИКС, интервью с экспатами из этих стран и их жизненные истории, рассказы специалистов по истории, культуре, экономике и т.п. А также обзорные передачи о китайской опере, бразильских танцах, индийской музыке и т.д. Репортажи с культурных и спортивных мероприятий, выставок различной тематики, так или иначе связанных со странами БРИКС. Справочные вставки (праздники, памятники, персоналии и т.п.), цитаты из писателей и философов соответствующих стран.
 
Ничего плохого о канале не скажу, но при всем напряжении воображения аудиторию его я себе представить не смог. Зато теперь знаю, что ее можно назвать богатым словом "брикстеры" (слово почерпнуто из эфира канала).
 
 
НЕ ВОШЕДШЕЕ В ОБЗОР
 
Как всегда, какие-то каналы вышли в самом конце года и не попали в обзор просто в силу особенностей протяженной подготовки к выходу печатного издания. А кто-то мог недостаточно громко заявить о своем приходе на рынок и остаться нами незамеченным.
 
Два канала оказались мне просто физически недоступны.
 
Новый телеканал Moscow Hualiang TV, посвященный жизни Вьетнама. Как следует из релиза, его наполнение имеет традиционную для этнических проектов тематику: новости Вьетнама, программы о культуре, традициях, экономике, политике, религии, истории, природе этой страны, а также документальные и художественные фильмы о Вьетнаме. Но, может, и не страшно, что я пока канал не увидел, с вьетнамским языком у меня не очень.
 
Festival 4K – музыкально развлекательный телеканал в формате 4К объявил эфирный разброс от оперы, балета, симфонической и камерной музыки до рока, джаза, соула, хит хопа и "представлений с участием иллюзионистов". Заявка интересная, и я очень постараюсь отсмотреть этот канал к обзору следующего года. А сомнений в том, что такой обзор будет, нет никаких – на 2018-й уже заявлено множество новых каналов. Жизнь продолжается.