Съёмки огнестрельного оружия: безопасность превыше всего

Самое важное при съемках огнестрельного оружия для телепрограмм, конечно же, безопасность. Именно исходя из соображений безопасности принимается решение снимать ту или иную сцену или подавать материал каким-то иным способом. Группе специалистов на съёмках приходится продумывать всевозможные внештатные ситуации и проводить дополнительные тренировки.

Специально для "Кабельщика" группа специалистов экстремального канала "Точка отрыва" рассказала о том, как обеспечивается безопасность на оружейных съемках.

Планирование

Перед съемкой оружия весь будущий процесс обсуждается с ведущим, приглашенными экспертами и инструктором - старшим по безопасности. У каждого участника съёмок должно быть полное представление о сценарном плане, перемещениях и использовании техники, а также командах, которые будут отдаваться на площадке.

Инструктаж

Несмотря на то, что обычно в съемках участвует группа профессионалов, на площадке проводится обязательный инструктаж по безопасности. Правила повторяют, и проговаривают, что и где на площадке находится.

Внутренний инструктаж проводят эксперты, как правило ветераны силовых структур и мастера спорта по практической стрельбе. За общий инструктаж отвечает старший стрельбища или инструктор по безопасности, который всегда присутствует на площадке. С момента проведения инструктажа включается особый режим, и "безопасной зоной" считаются только помещения или территория вне тира или стрельбища. Оружие в зоне съемки появляется только после инструктажа.

  

Продюсер, параллельно с инструктором, преимущественно сосредоточенном на поведении стрелка, должен отслеживать всех членов съемочной группы. Решительно все должны быть в пределах видимости и перед командой "Огонь!" оповестить о том, что находятся на безопасных позициях.

Базовая безопасность

Основное правило: во время съемки все должны быть в защитных очках и наушниках. В закрытом тире или рядом со снайперскими винтовками и артиллерийскими установками очень просто получить легкую контузию и повреждение слуха. Кроме того, опасны вылетающие гильзы, пороховые газы, рикошеты и осколки.

На все объективы ставятся защитные линзы - практика показала, что это необходимый расходный материал, вне зависимости от расстояния и позиции камеры: рикошеты от гильз и разлетающихся предметов могут попасть в объектив. Человеческие глаза защищаются специальными очками.

В тире также все должны носить специальные шумоподавляющие наушники. Это добавляет еще одну команду в процесс: "Глаза - уши", означающую, что те, кто еще не надел очки и наушники, должны немедленно это сделать.

Бывает крайне неудобно, когда пишется сложный звук, и звукорежиссеру необходимо перекидываться с собственных наушников на защитные, но правила есть правила.

Особые случаи

Иногда героями программ оказываются практически "немые" сотрудники спецподразделений, которые не могут показывать лица и не хотели бы, чтобы их голос звучал в эфире. В работе с ними требуются особые формы коммуникации. Иногда общение идет исключительно через командира группы, иногда - через продюсера. Реже к процессу обсуждения могут подключиться напрямую режиссер и оператор. Тогда важно, проговорить, какие команды будут озвучиваться и определить все термины заранее.

  

Оружие всегда заряжено

Люди на площадке должны относится к любому оружию как к заряженному. Никто и никогда не находится перед "направлением ствола", даже если оружие разряжено или лежит на столе. Важно помнить, что "направление ствола" это не узкая линия, а конус в 60 градусов. Если кому-то необходимо пройти к мишеням или пройти перед стрелком, то об этом надо известить стрелка и инструктора. Только после их внятно озвученного разрешения и отведения ствола вверх можно начать движение.
При фронтальной съемке "дула" необходимо непосредственное присутствие инструктора.

  

Правило "90 градусов"

Никто не должен находиться ближе к мишеням, чем стрелок. При стрельбе за линией середины ствола не должно быть людей, во время съемки все люди находятся за спиной стрелка (в крайнем случае — под углом 90 градусов к нему).
Если камеру необходимо выставить за линией или фронтально к стрелку, то выставляется она до команды "Приготовиться".

    

Правило "двух проверок"

Ведущие и продюсеры стрелковых программ имеют большой опыт обращения с оружием, но, несмотря на это, после отстрела на камеру и проверку стрелком, в обязательном порядке еще раз проверяют оружие на отстегнутый магазин и на наличие патрона в патроннике, а также установку на предохранитель. Такую перестраховку обычно не показывают.
Человек перед камерой, невзирая на любой стрелковый опыт, может растеряться, что-то забыть и не заметить.

Патроны/снаряды отдельно, оружие отдельно

Во время съемок лучше соблюдать так называемое "кошерное правило": оружие и патроны должны находиться в разных местах, на разных столах и до команды "Приготовиться", желательно, у разных людей. Снаряжение происходит исключительно на огневом рубеже.
Об этом правиле необходимо обязательно сообщить участвующим в съёмке профессиональным военным, привыкшим снаряжать в "зоне боевого питания" в начале стрельбища.
Если во время обзора необходимо в кадре рядом с артиллерийским орудием продемонстрировать снаряды, после завершения съемки эпизода снаряды оттаскивают в другое место.


 

Неприкосновенность оружия

Переноску оружия осуществляет инструктор или старший по безопасности. Зачастую даже ведущие, имеющие официальный статус "инструкторов по стрельбе и боевой подготовке", а также члены команды - охотники и специально прошедшие курсы стрелковых инструкторов, не допускаются к переноске. Любое легкое утомление и снижение внимания может привести к печальным последствиям.
Оружие стрелку подают только оружейник или инструктор.

  

Поиграть не дадим

Оружие и техника - красивые, манящие вещи со своей особенной энергетикой. Однако это вовсе не игрушки. На инструктаже обязательно объясняется, что все фото, просьбы "дайте потрогать" и прочее, могут рассматриваться только после завершения съемки и только с разрешения инструктора с продюсером.
При этом нельзя допускать "поиграться" человека, не умеющего правильно обращаться с оружием.
Новичков нужно отправить отдельно от съемок пройти базовые курсы в тирах. Нужно понимать механизм работы оружия и знать основные правила обращения: не класть палец на спусковой крючок, не направлять в сторону, в которую не собираешься стрелять и т. д. Многие не понимают, зачем нужны такие сложности, но это правило незыблемо.

Кто дает команды

Чаще всего на съемке присутствует уполномоченный представитель места съёмки (обычно это тир или стрелковый комплекс), который является главным по безопасности. Иногда съёмочная группа привозит такого профессионала с собой.
Любой вопрос – что можно передвинуть, куда и из чего можно стрелять, что можно включить, а что выключить - решается только через руководителя безопасности. Он понимает, что и на каком расстоянии можно выставить, чем и по каким мишеням можно стрелять. Он выполняет роль капитана на корабле, его команды обязательны к исполнению для всех. Режиссер вынужден спокойно отказываться от реализации какой-то творческой идеи, если она признана противоречащей безопасности.

Очень часто право основных команд группе передается режиссером стрелку. Это правильнее с точки зрения безопасности. Стрелку нужно собраться, получить разрешение на подготовку к стрельбе от инструктора, затем подготовиться. Поэтому операторам правильнее работать по его команде. А режиссер изначально выстраивает мизансцену, расставляет камеры и ставит задачи. Во время стрельбы, за продюсером и режиссером остается только команда "Стоп".

Стрелок, который уже уже знает принципы работы съемочной группы и ее правила, вполне может сам остановить съемку если, например, у него что-то заклинило или случилась иная нештатная ситуация.

Стрелки должны предупреждать о стрельбе и получать разрешение от продюсера (режиссера). Например, если они захотели пристреляться на соседнем рубеже, пока команда выставляет свет. Это важно, потому что перемещения во время выставления более хаотичны и за ними сложнее следить, человек в любой момент может оказаться в зоне поражения.

Основные команды, используемые на съемках:

- "Глаза - уши" - надеть очки и шумозащитные наушники
- "Прицелиться" - команда стрелку выставиться, так как он будет стрелять
- "Приготовиться" - вставить магазин или быть готовым к его установке
- "Огонь" - начать стрельбу (с этой командой все замирают)
- "Стоп" - остановить всем любые действия, в первую очередь стрелку, который по этой команде должен разрядить оружие
- "Стрельбу окончил" - команда стрелка о завершении стрельбы.
- "Разрядить оружие" - вытащить магазин, проверить на наличие патронов
- "Разрядил / Осмотрено" - подтвердить, что оружие безопасно
- "Разрешите пройти справа/слева/вперед и цель" - обозначение, с какой стороны и куда собирается направиться участник съемок
- "Разрешаю" - подтверждение на возможность совершить какие-то запрошенные действия

Пару слов о творчестве

Зритель стрелковых программ довольно специфичен. В России нет такой свободы владения огнестрельным оружием как, например, в США, хотя многим мужчинам довелось высадить один-два магазина из АК в армии. Для отечественного зрителя информативность кадра зачастую важнее художественной ценности: он хочет видеть каждый винтик, каждый стык деталей, почувствовать то, что, скорее всего, не сможет подержать в руках. Поэтому с точки зрения wow-эффекта рапид не работает, и используется только когда нужно показать правильное движение, точность техники стрелка или работу тех или иных механизмов. На съемках также отказываются от GoPro и других экшн-камер.

Особо бережно в специализированных программах подходят к использованию терминов и разного рода данных. Оружейные фанаты — народ педантичный. Любые маленькие, незначительные отклонения и различия будут обязательно замечены.

Авторы:

Всеволод Кущинский – главный продюсер телеканал "Точка отрыва"
Михаил Зельдин – креативный директор телеканала "Точка отрыва"
Дмитрий Воротилин – режиссер проекта "Мужские Игрушки"
Фотоматериалы проекта "Мужские Игрушки"