Спрашивали – отвечаем! Часть II

Продолжаем наш масштабный опросник, где спрашивают кабельные операторы, а отвечают им прочие участники телекабельного рынка, - и отвечают на любые вопросы, самые едкие и неприятные. В этой части обсуждаются смысл попадания телеканалов в "аналог", запуски каналами ОТТ-платформ, судьба World Business Channel и многое другое.

 
Вопрос (орфография автора сохранена):
 
Когда сотрудники телеканала (пусть неплохого) запрашивают немалую сумму за право его ретрансляции, они искренне верят в свой ох*ный контент и в то, что к нам абонент будет ломиться при условии включения их канала в сеть?
 
Сергей Пириев, "Центральное телевидение":
 
Когда мы (или наш дистрибутор) общаемся с операторами, то всегда объясняем, для какой именно аудитории предназначен наш канал, анализируем, есть ли у них каналы такого жанра (или есть ли они в природе вообще), и объясняем, в чем преимущество нашего контента для зрителя и почему он будет его смотреть. Не бывает общепризнанного крутого контента. Кому-то интересно смотреть свежие западные сериалы, а кому-то – ностальгировать с популярными людьми и узнавать много нового об истории своей страны и истории других стран. Все операторы знают, за какими телеканалами больше всего "ломится" абонент, и это выбор в пользу мультиплексов. Говоря о платных каналах и обращаясь к оператору... Он прежде всего должен знать своих абонентов, а мы всегда предложим ему качественный продукт для нашей аудитории.
 
Но если вопрос о том, искренне ли менеджеры верят в то, что контент, который они продают, хм, скажем, ох какой прекрасный... Зависит от менеджера и того, насколько ему хотя бы частично по душе то, что он делает. Если ему сильно по душе его продукт, коллеги, атмосфера, и он добивается результатов с этим продуктом, человек верит в него и в его прекрасность на автомате.
 
 
Вопрос:
 
Почему телеканалам до сих пор критически важно попадание в "аналог"? Доколе они (вещатели/каналы) будут пытаться воскресить то, что уже умирает и вскоре вообще сгинет?
 
Мария Губанова, генеральный директор "8 канала":
 
Не все телеканалы стремятся попасть в аналог. Некоторым, сугубо нишевым, он не нужен вовсе. Зачастую им необходимо проникновение в цифровые пакеты. Например, фильмовым каналам или красивым о природе и вовсе не место в "аналоге". Их гораздо приятнее смотреть на больших цифровых телевизорах.
 
На мой взгляд, в аналоговом пакете оператору стоит оставлять лишь тех вещателей, которые готовы ему платить. Все остальные пусть развивают "цифру".
 
Степан Ковалев, генеральный директор "Тайм Медиа Групп":
 
Данное стремление мне кажется вполне логичным. У большинства операторов (в основном региональных) число абонентов в "аналоге" составляет существенную часть базы, поэтому вещатель в надежде получить максимальный доход с каждого игрока рынка настаивает на "аналоге". Вспоминая цифры, случайно подсмотренные в отчетах для каналов-телемагазинов, он часто необоснованно рассчитывает, что увидит в отчетах полную базу... Стремится в "аналог", при этом рискуя не попасть никуда!
 
К тому же часть каналов размещает коммерческую рекламу, а измерения в нашей стране никто не отменял, и крупные рекламодатели обязательно обращают внимание на эти показатели. Здесь суммарная абонентская база имеет значение. Конечно, при условии, что канал интересен и зрители его периодически включают.
 
Думаю, через год данный вопрос уже не будет стоять настолько остро и возникать так часто, так как операторы активно переводят своих абонентов на "цифру", постепенно сворачивая "аналог". Если бы еще и показатель ARPU повысился... Всем участникам рынка жить бы стало веселее. Но над этим нам еще предстоит вместе поработать!
 
Елена Антонович, телеканалы "Феникс плюс кино", "Оружие" и "Анекдот ТВ":
 
На территории нашей страны до сих пор остается "аналог". Аналоговые сети, как правило, и есть базовый пакет, в котором наибольшая абонентская база. Нам важно, чтобы наши каналы были доступны максимально широкому кругу зрителей. Охват привлекает и рекламодателей. Кроме того, нам приходит масса откликов по каналу "Феникс плюс кино" и мы знаем, что среди нашей аудитории по всей России есть люди преклонного возраста, у которых еще остались старые аналоговые, даже ламповые телевизоры.
 
Иван Бехтев, телеканалы Travel+Adventure и Trick:
 
А нам неважно попадание в "аналог", так как у нас нет рекламы. Мы стремимся в базовую "цифру". Но надо понимать: "аналог" = рейтинги, рейтинги = доход от рекламы. Сами посудите, "аналог" – конкуренция с 50 каналами. "Цифра" – конкуренция со 150. Все делят одного зрителя.
 
Михаил Ерошин, телеканал "Диалоги о рыбалке":
 
Мы не стремимся попасть в "аналог", несмотря на то, что эта среда распространения у нескольких крупных операторов все еще имеет значительное число абонентов. Во-первых, сие, как правило, низкодоходная аудитория, и на оператора это ложится лишь дополнительными затратами на контент. Во-вторых, "аналог", что называется, не резиновый и нам это так же очевидно, как и операторам. В-третьих, это отмирающая технология. С трудом представляю себе массовый профиль домохозяйства, которое имеет телевизор с выходом в интернет, Smart TV и прочие "навороты", и при этом смотрит на нем аналоговый сигнал. Поэтому наш телеканал не относится к категории вещателей, всеми правдами и неправдами стремящихся попасть в "аналог".
 
Вопрос:
 
Очень многие операторы, особенно крупные, запускают свои ОТТ-платформы. Но не все. Почему этого не делают некоторые достаточно крупные операторы?
 
Сергей Труфанов, технический директор компании "Подряд", Владивосток:
 
"Подряд" отличается качественным подходом ко всему, чем занимается, и, конечно, запуск ОТТ-платформы также должен быть на соответствующем уровне. Предполагаемый уровень затрат на создание сервисов оказался несопоставим с уровнем возможных доходов, поэтому компания до сих пор не запустила подобные сервисы. Быть просто перепродавцом Ivi или Megogo – это не в стиле "Подряда". Но технологии не стоят на месте. Возможно, в ближайшем будущем в "Подряде" появится свой ОТТ-сервис.
 
Вопрос:
 
Правда, что у виасатовского решения TV1000 Play отток больше, чем приток?
 
 
 
Алексей Кроль, генеральный директор Viasat:
 
ViP Viasat Play – бывший TV1000 Play – дополнительный сервис для абонентов пакета ViP Viasat Premium, который они могут запустить на Smart TV, в приложениях Android и iOS на планшетах и смартфонах, когда не смотрят пакет ViP ViasatPremium или фильмотеку ViP через коробку оператора. Это означает, что у него не может быть оттока и притока – он сам и есть как некий "приток" у текущих абонентов ViP. При этом его могут смотреть и все те, кто не подключен к оператору, у которого есть ViP.
 
Вопрос:
 
Когда уже ПКВС и прочие крупные ребята начнут работать с ОТТ?
 
Сергей Пириев, "Центральное телевидение":
 
ПКВС и прочие крупные ребята, кажется, уже работают частично с ОТТ. И на то они и крупные, что диктуют правила игры. А правила игры неразрывны с законами этой страны. Так вот когда ОТТ будет наконец законно регламентирован в РФ, они начнут диктовать новые правила игры.
 
Вопрос:
 
Почему телеканалы в выходные дни составляют программу так, что большинство населения уходит в интернет?
 
Анна Кременецкая, "Мастер решений":
 
А разве только в выходные? Сейчас в телевизионной сфере в принципе остро стоит проблема перетекания целевой аудитории в интернет. В выходные дни она обозначается особо остро, и это понятно – новое время, новые технологии, люди хотят сами выбирать тот контент, который будут смотреть. Каждый предпочитает самостоятельно программировать свой досуг.
 
Кроме того, в настоящее время можно заметить, что сами каналы зачастую дублируют многие программы, создающиеся по одному формату, и ставятся в эфир по одной схеме – в соответствии с прайм-тайм. Это говорит о том, что размещение идет однотипно на всех телеканалах. В эфире многих каналов на экране можно наблюдать зачастую одни и те же лица, которые "перетекают" с одного телеканала на другой. Конечно, пока каналы находятся в стадии экономии, возможностей для больших финансовых вливаний в новый качественный и интересный контент, какого-то прорыва в программировании, создании отличающийся концепции вещания нет. Эксперименты в вещании - всегда дорогая статья расходов, на которую мало кто может осмелиться.
 
Региональные телеканалы, в свою очередь, имеют пару очевидных преимуществ. Первое преимущество – наличие местной повестки, которая интересна их аудитории, а также возможности, которую мы предоставляем нашим партнерам на выходные дни: какие-то новые фильмы для семейного просмотра и полнометражные мультфильмы. Второе преимущество в том, что их бюджет не настолько раздут, чтобы снимать дорогостоящие шоу с ньюсмейкерами по аналогии с федеральными каналами.
 
Николай Орлов, гендиректор компании "Первый ТВЧ":
 
Возможно, другие телеканалы и выстраивают сетку на конец недели таким образом, что зрители предпочитают интернет. В нашей же телекомпании выходные – это приоритетные дни, когда редакторы стараются представить лучшие проекты и премьеры, которых телезрители очень ждут. Но считать, что современной тенденции ухода телезрителей, особенно молодой аудитории, в digital не существует, тоже было бы ошибкой. Мы полагаем, что задача удержания телезрителей в услуге линейного телесмотрения совместная у телеканалов и операторов.
 
Вопрос:
 
Как изменился дальневосточный рынок после прихода туда еще двух спутниковых операторов?
 
Сергей Труфанов, технический директор компании "Подряд", Владивосток:
 
Конечно, основные потребители спутникового ТВ – это коттеджи и таунхаусы в крупных городах, а также частный сектор в небольших населенных пунктах, где к кабельному оператору подключиться очень дорого или невозможно. С приходом спутниковых операторов у потребителей появился новый выбор, а у кого-то и единственная возможность.
 
Изменения в крупных городах произошли небольшие, здесь представлены и классические кабельные операторы, и IPTV, и ОТТ сервисы, и конечно, бесплатный DVB-T2. Жители многоквартирных домов по-прежнему отдают предпочтение классическим кабельным и ШПД операторам.
 
Собственно, все изменения сейчас – это более сложный выбор для потенциального абонента, который пытается понять, у кого контент интереснее или более выгодный.
 
Вопрос:
 
Почему рекламируют то, что население со средней зарплатой 20-25 тысяч рублей себе позволить не может?
 
 
 
Алексей Байнов, эккаунт-директор рекламного агентства Deltaplan:
 
Вопрос дискуссионный. Если большинство населения не может позволить себе "мерседес", это не значит, что его не надо рекламировать. А если взять основную аудиторию пользователей платного ТВ (мы же о нем?), то она сосредоточена в крупных городах и является в большинстве своем экономически активной прослойкой. За скобками оставим "спутник", но и там далеко не все абоненты имеют указанный доход. Как-то развернуто прокомментировать заданный вопрос я не могу, но, если упрощать, рекламируют то, что людям может быть интересно, при этом подавляющее большинство пользователей смотрят каналы мультиплексов, и им этого хватает. И операторы, и телеканалы занимаются бизнесом, поэтому они рекламируют свои услуги аудитории, которая может купить.
 
Вопрос:
 
Есть ли на рекламу цензура?
 
Алексей Байнов, эккаунт директор рекламного агентства Deltaplan:
 
По поводу цензуры. Настоящей юридической цензуры я в этом году не встречал. Кроме контроля, чтобы на макете не было Шерлока с курительной трубкой. Есть некая "понятийная" цензура, когда эфирные телеканалы не берут к размещению рекламу каналов платных. Есть небольшое исключение в рамках "Национальной Медиа Группы" и ее каналов, но это скорее исключение, чем правило рынка. И "Цифровое телесемейство" Первого канала иногда рекламируется на Первом.
 
Конечно, все материалы, поступающие к размещению, проходят проверку юридического департамента, который выдает заключение о соответствии или несоответствии материалов Закону о рекламе. Проверка двухуровневая: сначала оценку дают юристы агентства, а потом юристы подрядчика, который эти материалы размещает, будь то интернет-ресурсы, владельцы наружной рекламы и т.п. На моей практике не было прецедентов, чтобы в размещение ушли материалы, которые впоследствии привели бы к санкциям со стороны регулирующих органов. Несколько раз просили дать разъяснения по использованию, например, символики Олимпиады или еще какого-то мероприятия, которое транслировалось на каналах, но у каналов всегда были разрешающие документы от правообладателей.
 
Вопрос:
 
Рейтинги – основа программной сетки?
 
Алексей Кроль, генеральный директор Viasat:
 
Рейтинги – это, прежде всего, результат программной сетки, а потом – либо основа для пересмотра закупочных планов и переделывания программной сетки, либо основа для премиальных выплат ответственным сотрудникам.
 
А на рынке платного телевидения России рейтинги – еще и спор во время переговоров о том, кто их собирает и как обрабатывает :)
 
Вопрос:
 
Телеканалы-"консервы", созданные из старых программ эфирных каналов – НТВ, ЦТ, появляются чуть ли еженедельно. Зачем их создают? Это что, финансово успешно?
 
Михаил Ерошин, телеканал "Диалоги о рыбалке":
 
Я называю это вторичной монетизацией, которая в ряде случаев весьма финансово успешна. Стоимость производства у них невелика. Скорее, это производство более глубоко утилизирует уже существующий продакшн. Если в качестве наполнения выбран востребованный и рейтинговый проект (Comedy Club, КВН и так далее), он, очевидно, легко находит свою аудиторию, которую легко можно монетизировать по любой из моделей. При этом наполнение таких каналов происходит автоматически, за счет производства новых программ для "основного" канала. Есть, на мой взгляд, и оборотная сторона. Такие каналы заменяют собой контент по запросу, который в будущем мог бы сформировать более объемный рынок. А так они продолжают поддерживать парадигму "бесплатного телевидения", появляясь в базовых пакетах без увеличения их стоимости. На вторичном контенте можно и нужно приучать зрителя платить. Прошло в эфире, не успел посмотреть - пожалуйста, заплати. За PVR, VoD, неважно, в какой форме.
 
Сергей Пириев, "Центральное телевидение":
 
Ну, во-первых, по такой логике ставший уже федеральным телеканал ТНТ4 – тоже "консерва"? Нет.
 
Мы планировали запуск телеканала с лучшими архивными программами "ТВ Центра", потому что их любят и помнят и потому что в библиотеке "ТВ Центра" гигантское количество документальных программ, исторических циклов, программ о разных городах и странах мира, сериалов и фильмов, закупаемых нами давно, но имеющих спрос до сих пор у других федеральных каналов, концертов известных артистов, программ о науке, медицине, кулинарии и прочем, программ-интервью, где ведущие – такие известные люди, как Дибров, Прошутинская, Ноткин, Ширвиндт и т.д.
 
Все эти программы с шагом в максимум минус два года лежат почти без толку и могут сформировать познавательный канал для аудитории 40+, особенно женщин и домохозяек, а также пенсионеров, проводящих жизнь у телевизора. Весь этот контент вполне можно монетизировать. У нас это получилось и в РФ, и особенно за рубежом, где такую ностальгию хочет смотреть вся диаспора 40+ или 50+.
 
В России такой канал также является лакомым кусочком для операторов, которые добавляют на него много своей рекламы, монетизируя это сполна в своей сети среди своих абонентов и делясь ею с нами.
 
Архивный канал – это в первую очередь крутой контент, которым надо уметь пользоваться.
 
Мария Губанова, "8 канал":
 
Думаю, что запуск подобных каналов – не слишком удачный маркетинговый ход. Ведь большинство популярных фильмов и сериалов, которые много лет с успехом выходили в эфир на федеральных телеканалах, зритель и так уже знает наизусть. Да и в интернете сейчас есть доступ к любым самым излюбленным кинофильмам. А посему мне непонятно, зачем оператору платить за подобный контент. И уж тем более за программы, которые давным-давно морально устарели.
 
Вопрос:
 
Что происходит с World Business Channel (WBC)? Они закрылись, агонизируют или планируют возрождение?
 
Ольга Трубачева, генеральный директор WBC:
 
Современное телевидение – это вид контента, а не способ передачи сигнала. Зрителю (пользователю) неважно, где и как он потребляет интересующий его контент, ему важен сам видеопродукт. И далее – удобство его потребления – дистрибуция во всех средах. Это два основных вывода 2017 года и одновременно стратегия телеканала WBC на 2018-й.
 
Мы убеждены, что будущее за медиа, которые производят контент, а не закупают сотни часов далеко не премьерных программ или фильмов. Поэтому в среднесрочной перспективе мы будем инвестировать именно в создание уникального российского контента.
 
По-прежнему это есть и будет нишевый тематический контент. Но наша задача усложняется: необходимо даже в пределах ниши, по типу платформ электронной коммерции, предлагать зрителю его контент, учитывая модель потребления в целом. Конечно же, это возможно только для нелинейного телепотребления. Именно поэтому объем оригинального контента в эфире телеканала в 2018 году должен вырасти в 2–2,5 раза. Если сейчас мы производим примерно 180 часов в год, то планируем нарастить объем до 400 часов. И речь не идет о новостных программах. Кроме того, будет контент, который дополняет эфирный на digital-платформе. Это ни в коем случае не замещение, это именно дополнение.
 
Мы как производители, а в нашем эфире стопроцентно российский контент, будем расширять линейки программ, форматы и по-разному упаковывать контент для вещания онлайн во всех средах и для отложенного потребления в рамках библиотеки программ, к примеру.
 
 
Другой вопрос, что в связи с развитием вещания без границ стоимость контента для конечного потребителя снижается (большое количество ресурсов, которые изначально не работали как операторы, дистрибуторы, теперь предлагают потребителям пакеты телеканалов, а есть предложения фильмовый контент + телеканалы), при этом затраты на единицу контента, наоборот, возрастают. И нужно искать, развивать новые формы монетизации. Это тоже один из вызовов для нас.
 
В сентябре 2017 года в эфире WBC стартовално четыре новые программы: "Инвестиции" (для инвесторов и тех, кто хочет привлечь капитал и партнеров), "Вызов" (о тех, кто делает прорыв в кризис и развивается, несмотря ни на что), "Бизнес. По существу. Кино" (беседы с признанными лидерами киноиндустрии) и "Искусство жить. Путешествие" – (беседы с путешественниками, раскрывающими новые маршруты).
 
Кроме того, мы запустили линейку программ в тематике "Индустрия гостеприимства". На данный момент это четыре проекта: отельеры, события отельной отрасли, индустрия гостеприимства, отели мира, но уже в феврале в эфире появятся не только новые выпуски этих программ, но и еще два новых проекта. Все без исключения премьерные выпуски сопровождаются минутным тизером. Опять же, мы тестируем новые способы доставки этого контента.
 
Все проекты касаются бизнеса, где-то это больше b2b-контент, где-то, наоборот, b2c. И это не случайно. С одной стороны, мы даем возможность предпринимателям узнать действующих реальных российских инвесторов, связаться с ним, с другой – посмотреть на опыт равных тебе, чтобы примерить на себя, где-то прочувствовать. Ведь сила телевидения еще и в эмоции, и в картинке, ни один другой вид контента не дает возможности понять ответ, даже если собеседник отказался отвечать.
 
Весь контент производится исключительно в Full HD, и мы рассчитываем, что и дистрибуция как минимум на 70% будет в формате HD на всей территории России.
 
В 2017 году мы получили несколько предложений о партнерстве и развитии телеканала в странах СНГ, а также создании линеек регионального контента в крупнейших городах России. В 2018 в эфире появятся уже известные программы регулярного эфира, произведенные в регионах, а также выйдет цикл интервью с самыми известными предпринимателями мира, разговор будет о взлетах и падениях, первых шагах, видении трендов, ценностях, семье. Ведь WBC – это площадка для людей бизнеса, тех, кто что-то создает, каждый день принимает непростые решения, и мы хотим быть им полезными, нужными в жизни. Мы всегда открыты для проектов и новых идей. И благодарны тем, кто с нами совместно новые проекты и идеи реализует.
 
И связи с этим у меня есть к операторам два встречных вопроса.
 
1) Они не хотят рассказать, когда будут делиться с телеканалами информацией об абонентах и их телесмотрении? Измерения и аналитика у всех операторов есть. И это помогло бы развитию индустрии в целом.
 
2) Мы в России так много говорим о необходимости производства отечественного контента, но ничего не делаем для стимулирования этого. Фильмовые каналы, которые так любят операторы, становятся все более невостребованными, учитывая развитие отложенного телесмотрения через библиотеки и сервисы. Даже индустрия кино понимает, что нужно внутри формировать среду для генерации национального контента. Какова стратегия операторов в этом направлении?
 
Вопрос:
 
Почему наши не снимают качественно? Например, украинские сериалы очень похожи на западные, и атмосферой и поведением актеров. Наши могли бы снять не хуже…
 
Станислав Прибылов, эксперт:
 
Парадокс заключается в том, что в России именно сегодня телеканалами руководят очень профессиональные телевизионщики. Зная многих из них лично, без тени иронии могу сказать, что, если им поставить грандиозную задачу, типа создать шоу про полет на Марс или сериал по Шекспиру, они выполнят это на мировом уровне.
 
Однако они тоже в меньшинстве.
 
А кто же в большинстве? В большинстве – российская телеаудитория.
 
Демографически ядро этой аудитории – провинциальные и малообеспеченные, малообразованные, зачастую одинокие женщины, старше 45, а с ними иные социально близкие к этим характеристикам группы. Статистика и демография – вот он, печальный, но, как говорится, медицинский факт.
 
Тут вот что важно: эти зрители не виноваты, что в силу непростых жизненных, возрастных и социально-экономических обстоятельств хотят смотреть только "ванильные" истории про золушек, которые приехали в столицу и нашли благородного олигарха. Они давно, под давлением бед и проблем, расстались с критическим мышлением. Даже детектив – это для них уже слишком сложно. Проще, если сотрудник правоохранительных органов просто за кем-то следит в течение многих серий, кого-то преследует и кого-то задерживает. Им не нужно сложностей сюжета. Эта аудитория не желает задумываться, зачем, почему, каков мотив и где логика. Ни в сериалах, ни в новостях.
 
На российском телеэкране давно уже царствует эмоция. Она предельно нарастает по праздникам "под оливье и селедку под шубой", когда в телевизоре "поют" под фонограмму известные любимцы все той же целевой аудитории. Просто: приливы и отливы настроения. То безудержная радость, то гордость, то гнев.
 
Почему другие снимают лучше? Потому, что у них другая аудитория. Если вы с интересом смотрите "их" шоу и сериалы, это означает, что вы относитесь к их целевой аудитории. А здесь, на российском телепространстве, вы в меньшинстве. Во всяком случаев, в настоящее время.
 
Еще раз: если вы наберетесь терпения, то однажды увидите и потрясающе интересные российские шоу, и российские сериалы с закрученными сюжетами, и российские фильмы, от которых невозможно будет оторваться. Но не ждите этого сегодня. В конце концов, даже Моисею понадобилось 40 лет, чтобы его "целевая аудитория" сама изменилась.
 
Хотите увидеть – постарайтесь дожить.
 

 

Как мы уже отмечали в первой части, вести эту рубрику нам очень понравилось, так что ждите следующих "опросников". И, конечно, сами присылайте нам свои откровенные, едкие, наболевшие вопросы. Наш емейл - report@cableman.ru.