Стагнация или трансформация?

07.10.2016 16:52
Уже не первый год представители российской телеком-отрасли говорят о стагнации на рынке — платежи снижаются, ARPU падает, проникновение услуг близится к максимальным показателям... В общем, поводов для радости мало, особенно если вспомнить о целой плеяде законодательных инициатив из разряда "за гранью добра и зла".
 
Но, как известно, пока одни в кризис загибаются, другие ищут точки роста. Где можно нащупать последние, и есть ли они сейчас в принципе — обсуждали на прошлой неделе в рамках "Телеком форума — 2016″, организованного РБК.
 
Участники дискуссии на тему стагнации старались самого слова "стагнация" избегать. Да, стагнация есть, признает член правления МТС Игорь Егоров, но касается она лишь голосовых услуг. А на фоне их падения все операторы активно развивают новые сервисы. Хотя и "старые" нельзя сбрасывать со счетов. У того же МТС, к примеру, как утверждает Егоров, год к году растут платежи от sms.
 
Гендиректор "Акадо" Сергей Назаров с коллегой согласен, что стагнирует не отрасль в целом, а лишь некоторые услуги и определенные провайдеры. При этом сама отрасль подстраивается под новые реалии и задачи, и переходит к системам виртуализации, к облачным центрам, к предоставлению услуг под ключ.
 
"Телеком-отрасль перестает быть классической телеком-отраслью. На текущий момент мы не стагнируем, мы находимся в точке существенной трансформации, когда банки идут в телеком, телеком идет в банки, в интернет-сервисы, идет "уберизация" — мы наблюдаем кардинальную перестройку всего телеком-бизнеса", — поддержал мнение Назарова директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС Дмитрий Кулаковский. 
 
За примерами далеко ходить не надо — "МегаФон" и МТС вовсю тестируют банковские карточки, "Орион", NetByNet и тот же МГТС открыли для себя охранные услуги, домашнее видеонаблюдение.
 
А вот гендиректор МТТ Евгений Васильев не столь оптимистичен в оценке точек роста. Да, они есть, безусловно, но в современных условиях классическим игрокам становится все сложнее оказывать телеком-услуги, чем любому стартапу (речь о всевозможных мессенджерах и прочих сервисах, оказывающих телеком-услуги без наличия собственной сети). Им приходится преодолевать барьеры в виде затрат на инфраструктуру, и в виде каннибализации своей же базы. "Да, новые возможности есть, но смогут ли традиционные операторы воспользоваться ими — еще вопрос", — говорит Евгений.
 
Тем более остро он встает на фоне все снижающихся цен на связь и низкого ARPU, по сравнению с зарубежными странами. Для понимания — у тех же "Акадо" и МГТС ARPU за услуги интернет-доступа составляет 400 рублей, а за телевидение от 200 (у МГТС) до 400 рублей (у "Акадо"). При этом, в США средний чек как за ТВ-услуги, так и за интернет, составляет от $60.
 
Тут хотелось бы сделать небольшое отступление от рассуждений спикеров, и напомнить, что в Америке ARPU хоть и продолжает расти, но цены на услуги тоже снижаются. В ТВ-сегменте, например, в Штатах набирают популярность так называемые skinny bundles — пакеты с минимумом телеканалов. Причина проста — более низкая стоимость. По этой же причине народ мигрирует на OTT VOD-сервисы, такие как Netflix, Amazon, Hulu.
 
Что касается ценников в России, то хоть операторы и жалуются на низкие тарифы, любителей халявы, засилье безлимитных тарифов и маленький ARPU, но когда им резонно напоминают — "А кто же до этого рынок довел?", умолкают, и стараются переключиться на более позитивные темы.
 
Например, Дмитрий Кулаковский заверил собравшихся, что деньги у населения есть (да, траты сократились, но они коснулись других услуг, отдыха, еды), и в этом плане операторам есть куда расти, в особенности, если подключить smart-маркетинг.
 
Куда же без OTT?
Вслед за классическими услугами, перешли к обсуждению современных, проще говоря, к OTT. Открыл эту часть конференции гендиректор SPB TV Кирилл Филиппов, который презентовал отчет основных трендов потребления видеоконтента. Доклад основывался на онлайн-опросе 50 тысяч пользователей по всему миру — зрителей SPB TV, а также подписчиков "Амедиатеки" и Mobilink.
 
К каким выводам пришли? Что основной аудиторией данных сервисов являются люди в возрасте от 41 до 50 лет (18%) и от 24 до 29 лет (также 18%). Чуть меньше на этих площадках лиц возрастной категории 30-35 лет (17%), 18-23 лет (15%) и 36-40 лет (13%).
 
Главным "орудием" видеопотребления для OTT-пользователей является смартфон — им пользуются 80% респондентов. Следом идут ноутбук и ПК (61%), планшет (48%) и Smart TV (24%). К слову, обычным телевизором, не подключенным к интернету, пользуется только 20% опрошенных, а всевозможными приставками, консолями и другими connected-устройствами — 18%.
 
Что смотрят пользователи разных платформ — можете посмотреть на графике.
 
 
Также SPB TV проанализировал — как пользователи относятся к рекомендациям контента. По словам Филиппова, здесь ситуация серьезно поменялась, и уже бОльшее число людей (47%) довольно тем, как данные системы работают. Хотя, примерно треть пользователей (33%) по-прежнему считает, что такой функционал нерелевантен реальным запросам, и чаще всего рекомендации не соответствуют предпочтениям зрителя. Еще 10% элементарно не нравится, когда им что-то рекомендуют, оставшиеся 10% никогда не слышали о системах рекомендации контента.
 
Переходя к контентной составляющей, Филипов не стал останавливаться на том, что чаще смотрят OTT-пользователи, а рассказал о том - что они хотели бы видеть на OTT-сервисе. Первую строчку заняли фильмы и сериалы по запросу (71%), вторую - телеканалы (63%), третью - музыка (44%), четвертую - новости и статьи (41%), пятую - персональные заметки и напоминания (15%).
 
Среди прочих пожеланий респонденты озвучили онлайн-покупки, функции "умного дома", домашнюю охранную систему, возможности по управлению бытовой техникой и прочее.
 
46% пользователей проголосовали за отсутствие рекламы, 45% - за возможность останавливать просмотр, а затем возобновлять его с того же места, 14% хотели бы видеть персональные рекомендации. Ну и, наконец, 28% респондентов заявили, что они не будут платить за ТВ и видеосервис.
 
Вслед за Кириллом Филиповым своими данными с участниками конференции поделилась PR-директор онлайн-кинотеатра TVzavr Олеся Теплова. Она рассказала о проекте "Русское кино", запущенном в первой половине 2016 года, и призванном распространять российский контент за рубежом. По словам Тепловой, за 4 месяца работы сервис установило на телевизоры LG Smart TV более 1 млн пользователей. Правда, другими данными она не поделилась, хотя было бы интересно узнать не столько о количестве установок приложения, которые мало о чем говорят, сколько о количестве транзакций (напомню, сервис доступен за рубежом исключительно по SVOD-модели).
 
Свои зарубежные планы не стал озвучивать и ivi, хотя известно, что данный онлайн-кинотеатр также выходит на международные рынки и уже тестирует в ряде европейских стран свой сервис. Меж тем, компания обещает организовать через полтора месяца конференцию, на которой откроет информацию по своей работе в этом направлении. 
Темы