Технологические компании на CSTB 2016. Часть 1

04.03.2016 16:34
На московскую выставку CSTB я хожу уже столько лет, что иду туда, как на встречу со старыми знакомыми. Это уже 18-я выставка, она меняется, меняется и сам смысл участия в ней. Если раньше компании искали здесь новых клиентов, демонстрировали новинки, то сейчас уже не откладывают презентации новых разработок до выставки: время терять нельзя, надо спешить с продвижением новинок, а подробности до всех заинтересованных донесет интернет. Клиенты тоже приходят на выставку уже подготовленными, и шансы неожиданно обнаружить нужное решение именно здесь становятся год от года все меньше. Тогда в чем смысл этих немалых затрат экспонентов, строящих красивые стенды, что они получают? И что получают посетители выставки? Что до меня, то я знаю точно, что здесь встречу много умных, знающих, опытных людей, которых могу расспросить о ситуации в их компаниях и в целом на рынке оборудования для КТВ. Со многими мы уже хорошо знакомы, а для журналиста это очень ценно: я представляю, чего ждать от них, они — чего ждать от меня, и мы беседуем откровенно и дружелюбно. С кем-то удается поговорить подробнее, кого-то — на минутку остановить на бегу, но это выставка, тут всегда так.
 
Всем я задавал однотипные вопросы: как прошел год, как компания переживает кризис, в каком направлении развивается и что привезла на выставку? И, конечно, спрашивал о впечатлениях от самой выставки.
 
"Контур-М" 
Первым, кого я увидел на CSTB-2016, был руководитель департамента перспективных технологий "Контур-М" Анатолий Барг. Он тут же познакомил меня со своим собеседником — Кшиштовом Виксореком (Krzysztof Wieczorek), директором по продажам в Восточной и Центральной Европе, России и СНГ шведской компании Cryptoguard AB. Компания — известный европейский поставщик решений для защиты контента, покрывающих такие области как DVB, IPTV и OTT. Ситуацию на нашем рынке Кшиштов оценивает оптимистично: "Здесь много крупных операторов, для нас это большой рынок. Конечно, много и конкурентов, и нам надо найти правильный путь, чтобы добиться успеха. Но напротив меня сидит наш лучший партнер в России, и я надеюсь, что Cryptoguard и "Контур М" в содружестве сумеют предложить экономически эффективные решения для ваших операторов".
 
Кшиштов Виксорек, Cryptoguard и Анатолий Барг, "Контур М"
 
Cryptoguard недавно появилась на российском рынке, и заказчиков у нее пока немного. "Этот рынок очень консервативный, — поясняет Анатолий Барг, — и операторы никогда не принимают молниеносных решений — например, поменять одну систему условного доступа на другую. Есть замечательная сентенция одного из представителей компании Conax: "выбирая систему условного доступа, ты выбираешь банк, которому доверяешь свои деньги"". Решения Cryptoguard интересны тем, что позволяют производить своеобразную конвергенцию между IP DVB, IPTV и IP OTT решениями. Имея базовый комплекс ПО и производя лишь определенные апгрейды — добавляя лицензии или немного аппаратного обеспечения, устанавливая дополнительные программные модули, — один и тот же оператор может использовать его для реализации все более широких задач: начав, допустим, с задачи кабельного ТВ DVB-C, можно двигаться в сторону IPTV и даже OTT. Конечно, для OTT инструменты защиты контента намного изощреннее ("sophisticated", как говорят в Cryptoguard), но тем не менее в OTT можно, например, использовать ту же самую имеющуюся у оператора систему управления абонентами, которая используется для DVB-вещания. К тому же, по мнению Анатолия Барга, у Cryptoguard очень разумная ценовая политика, приемлемая цена "входного билета".
 
О ситуации на рынке мой собеседник говорит осторожно: "Позитивная ее сторона заключается в том, что мы все-таки продержались на плаву, хотя год был очень тяжелым. Огромная проблема для нашей индустрии — текущие валютные курсы, поскольку 95% оборудования в ТВ- и видеоиндустрии — это оборудование из Европы, США и отчасти из КНР, и все продается за доллары и евро. Приобретать все это стало накладнее и сложнее, тем не менее продержались и интеграторы, и операторы. Очень мало кто собирается уходить с рынка — я не вижу такого тренда. И мы видим, что есть определенный запас живучести и устойчивости. 
Сокращаются инвестиции в новые проекты, очень много проектов заморожено, топ-менеджмент смотрит на общую ситуацию с осторожностью... Тем не менее абоненты никуда не уходят, абонентская база сохраняется, соответственно сохраняются и потребности операторов в железе и ПО. Конечно, для развития бизнеса закупают не так много, как в прошлые годы, но бизнес не остановился. Понемногу развивается импортозамещение, есть интересные вендоры, такие как томский производитель софта Elecard, питерский производитель оборудования для телестудий Profitt, челябинский "Планар", который делает как измерительное оборудование, так и оборудование широкого профиля для КТВ. Конечно, отечественные производители покрывают дай бог 5% потребностей рынка, но тренд есть. В России много талантливых инженеров и программистов — я думаю, выживем. Надо пережить предстоящие два-три года, а там изменится ситуация с этими злосчастными санкциями (высокопоставленные люди говорят, что это вопрос одного года), появится доступ к международным финансам, инвестициям... и ситуация может обернуться своей противоположностью: очень низкий курс рубля по отношению к международным валютам означает привлекательность для инвесторов — надо только, чтобы они пришли. А пока есть задача продержаться, выстоять. Несмотря ни на что, мы видим интерес к новым технологиям, к новым форматам компрессии, таким как HEVC (High Efficiency Video Coding), к ОТT-проектам, к проектам UHD... Никто пока не торопится инвестировать в это большие деньги, но мы видим, что крупные игроки берут оборудование и ПО на тестирование, прикидывают, смотрят. Когда будет чуть-чуть легче с валютой и будет чуть больше уверенности в завтрашнем дне, может произойти даже некоторый взлет индустрии. Так что не все так плохо".
 
 Анатолий Барг, руководитель департамента перспективных
технологий "Контур-М"
 
— А что скажете о новинках в вашей экспозиции?
 
"Мы представляем здесь широкий спектр вендоров. В этом году, например, начали плотно сотрудничать со шведской компанией Net Insight. Несмотря на кризисную ситуацию, ее оборудование достаточно востребовано. Оно позволяет быстро, "с колес", организовать ответственные трансляции спортивных и политических мероприятий, эстрадных представлений. ТВ-сигнал с места событий передается в телестудию через сеть общего пользования или сети IP-операторов, при этом используется целый ряд инноваций, позволяющих преодолеть характерные для IPTV-сетей проблемы: пропадание пакетов, нарушение их чередования, джиттер, нестабильность фазы — все, что приводит к замерзанию картинки, ее разваливанию на мозаику, к заиканию звука и т.д.
 
Что еще? Мы представляем много компаний — например, голландскую DecTec, которая производит разнообразный инструментарий для анализа DVB, IPTV и OTT-решений. Есть инструменты для анализа качества сетей и качества передачи цифрового сигнала, для осуществления захватов, сбора статистики и т.д. В частности, программный продукт Xpect Mosaic позволяет вывести на большой экран множество картинок и анализировать ситуацию визуально и по объективным критериям согласно DVB-шаблону TR 101 290, который устанавливает приоритеты проблем высокого, среднего и низкого уровня. Если возникает отклонение от стандарта, можно посмотреть, на каком канале это случилось, записать фрагмент этого потока, перенести его с удаленной головной станции на центральную, собрать статистику и провести долговременные анализы — это позволит планировать качественную и стабильную работу вещателя".
 
 
В экспозиции на CSTB компания стремилась показать, что готова сотрудничать с операторами любого уровня и может поставить все, что им нужно — начиная от коннектора и кабеля и кончая такими высокотехнологичными продуктами, как многопрофильные и многоканальные транскодеры для ОТТ и современные профессиональные вещательные энкодеры, которые удовлетворяют требованиям спутниковых операторов с точки зрения надежности, резервирования и экономии полосы. "В то же время, — отмечает Анатолий Барг, — мы не торговый дом, занятый коробочными продажами — мы прежде всего интеграторы. Оператор приходит к нам с постановкой задачи, мы помогаем ему эту задачу сформулировать, подбираем решение, предлагаем железо, какие-то льготные финансовые условия сотрудничества, берем часть финансовых рисков на себя. Этим мы и интересны.
 
О выставке могу сказать, что посетителей много. В то же время видно, что выставка немножко скукожилась, хотя и не в той пропорции, в какой скукожилась российская валюта — вовсе не в 2,5 раза. Да, посетителей, может быть, на четверть меньше, но я думаю, что это не трагедия. Прорвемся".
 
Net Insight
Шведская компания Net Insight, которую упомянул Барг, занимала кусочек стенда дистрибьютора. Здесь мы побеседовали с Юрием Сержантовым, региональным директором по продажам в России и странах СНГ. "Оборудование нашей компании представлено на рынке давно, его интенсивно используют крупные международные компании на всех континентах, в частности, такие как компании как Eurovision, Globecast, TeliaSonera давно используют оборудование Nimbra и на территории России. Наше оборудование продается под брендом Nimbra, по нему нас даже больше знают, чем по названию компании. Непосредственно на российский рынок мы вышли четыре года назад, в преддверии Сочинской олимпиады, и первыми нашими заказчиками стали ВГТРК и "Ростелеком". Им требовалась гарантированная доставка контента из Сочи в Москву, а наша компания обеспечивает ее по любым типам наземных сетей со 100%-ным QoS".
 
 
Юрий Сержантов, региональный директор Net Insight по продажам в России
и странах СНГ
 
Кризис, по мнению моего собеседника, повлиял на работу не только иностранных, но и российских вендоров: бюджеты многих коммерческих организаций и госструктур либо сокращены, либо заморожены, курс рубля упал, и компании не могут приобретать оборудование, цены которого привязаны к доллару и евро. Net Insight страдает так же, как и другие производители. Тем не менее проекты идут (хотя и не с такой скоростью, как хотелось бы компании) — в частности, Net Insight выиграла тендер и запускает большой проект развития наземного цифрового ТВ на всей территории Узбекистана.
 
На выставке компания представляла решение для передачи в реальном времени видео- и аудиосигнала по сети интернет с гарантированным качеством. Его можно также использовать для распространения контента IPTV и ОТТ по незащищенным сетям с гарантией доставки и качества сигнала.
 
Satellite Ltd. 
Юрий Стрижак, заместитель генерального директора и руководитель отдела продаж, ситуацию на рынке оценивает скептически: "Конечно, мы заметили по своим доходам, что рынок изменился не в лучшую сторону, продажи серьезно уменьшились. Мы практически на 100% зависим от импорта, так что повышение курса валют на нас заметно сказывается. Начало этого года никаких положительных тенденций не выявляет, становится еще хуже. Даже если клиентам что-то надо, они выжидают более удобной ситуации для приобретения. Сохраняется интерес ко всем решениям, но в отношении дорогих дальше интереса дело не идет: все интересуются, куда движется рынок, что ждет в их в будущем, но на данный момент ищут решения бюджетные. Нам приходится подстраиваться, потому что должны же мы что-то продавать. Пытаемся найти бюджетные варианты, подтолкиваем наших производителей к разработке бюджетных решений. Где-то получается, где-то — нет.
 
На данном этапе если у кого и были планы серьезного развития и вложений в КТВ бизнес, они приостановили активную деятельность и выжидают, пытаясь как-то сохранить свои средства. По моей оценке, в этом году никакого улучшения ситуации ожидать не приходится. Может быть, к середине следующего года рынок как-то утрясется и начнет восстанавливаться". 
 
Юрий Стрижак, заместитель гендиректора и руководитель отдела
продаж Satellite Ltd. 
 
Наиболее интересная из новинок компании — современная универсальная цифровая головная станция европейского производства DS800, выпускаемая под брендом diSat. Станция комплектуется входными модулями для приема в форматах DVB-T/T2/C/S2, модулями декодирования с одним или двумя интерфейсами CI и выходными модулями форматов DVB-T/C/IP. Ее отличает возможность введения в принимаемый канал информации из сторонних видеоисточников (прерывается вещание любого канала и вводится своя информация — видеофайл может закачиваться во время вещания). Еще одно ее преимущество — наличие модулей — четырехканальных HDMI-энкодеров для введения в сеть собственных каналов. По цене это довольно бюджетное решение. В компании подсчитали, что вариант для кабельной сети небольшого коттеджного поселка, гостиницы или группы домов, позволяющий предлагать абонентам 30-45 каналов (20 каналов DVB-T2 из эфира, 10 −15 каналов со спутника с возможностью раскодирования на CAM-модуле) обойдется примерно в 3500 евро. Получается порядка 100 евро на канал — это недорого и будет интересно строителям небольших кабельных сетей.
 
 
По первым впечатлениям Юрия Стрижака, выставка проходит живее, чем предыдущая, когда ощущался спад количества посетителей. Вопреки ожиданиям, интерес к выставке повысился — пусть даже это чисто теоретический интерес.
 
"Подряд"
Стенд дальневосточной компании стал меньше, чем в прошлые годы, но народу здесь по-прежнему много. Главный инженер цифрового ТВ Сергей Труфанов поясняет: "Выставка очень дорогое дело, все цены в евро, и многие компании просто ушли. Я думаю, потому, что операторов становится здесь все меньше, а цены все выше, и возникает сомнение, стоит ли в выставке участвовать. Но мы решили работать, хотя ситуация на рынке стала сложней, народ труднее тратит деньги, заказчики стали экономить. Но конечные пользователи на телевидении и интернете особенно не экономят, так что мы работаем, и довольно успешно. Что касается выставки, то операторов больше, чем мы ожидали. Кстати, когда у нас стенд был большой, кто-то, возможно, боялся подходить — дескать, ребята крутые, наверное дорого берут. А сейчас смелее подходят, и народу много. Может быть, еще и потому, что наших конкурентов среди участников стало меньше.
 
 
Каких-то революционных новинок у нас нет, но есть много интересных бюджетных решений — оборудование, на котором можно сэкономить. Мы по-прежнему работаем с Китаем, а китайское оборудование дорожает не так сильно, как западное. Качество продукции у них за последние три-четыре года значительно выросло, они подтягиваются к европейскому уровню, активно скупают европейские фирмы... Работаем и с тайваньскими фирмами — они производили для нас сварочные аппараты по нашим требованиям. Кстати, у континентального Китая с Тайванем очень тесная кооперация.
 
Клиенты в этом году очень интересуются технологией GPON, оптическими приемниками и всем, что касается стыка GPON и телевидения, но в основном абонентским оборудованием. У нас есть, например, абонентский роутер, который по одному оптическому кабелю получает и ТВ, и интернет, а на выходе у него ТВ-сигнал и раздача Wi-Fi внутри квартиры. Очень много внимания привлекают компактные оптические абонентские приемники, которые ставятся непосредственно в квартире". 
 
 Сергей Труфанов, главный инженер цифрового ТВ компании "Подряд"
 
Еще один тренд, подмеченный Сергеем Труфановым, это превращение операторов в мультисервисных: интернетчики становятся еще и кабельщиками, и наоборот. По-другому уже трудно удержаться на рынке.
 
Huawei
Один из ведущих вендоров и стенд выстроил масштабный, и организовал прямо на стенде серию презентаций для прессы. Впрочем, идея не самая лучшая: сквозь выставочный шум докладчика на открытом стенде еле слышно, на диктофон записывать почти бесполезно. Хорошо, что я успел занять позицию в двух метрах от ведущего менеджера компании Александра Черняева, который рассказал о разработках в области видеосервисов — это одно из главных направлений департамента программных решений. У компании впечатляющий опыт реализации проектов мирового уровня (их около 80), а общая инсталлированная абонентская база интерактивных пользователей составляет около 40 млн активных абонентов по всему миру (половина из них — в Европе и Южной Америке).
 
"Чтобы двигаться дальше, — говорит Александр Черняев, — мы концентрируемся на создании максимально открытой к разработке и интеграции со сторонними системами платформе на базе Open API, ведь даже нам не хватит ресурсов, чтобы делать и поддерживать индивидуальные проекты для каждого клиента.
 
Заказчик получает полнофункциональный инструмент, позволяющий самостоятельно либо силами сторонних локальных разработчиков поддерживать и развивать видеоплатформу и концентрироваться на предоставлении сервисов и вопросах бизнеса, а не на технической составляющей". 
 
Александр Черняев, ведущий менеджер Huawei
 
В центре внимания разработчиков сегодня проблема привлечения клиентов и приучения их к платным сервисам, поэтому новый видеопортал Real 8 нацелен на то, чтобы оценить предпочтения пользователя и предложить ему персональные рекомендации. Система интегрирована с социальными сетями, и как только подключается новый абонент, платформа получает доступ к его открытой информации и уже на первом этапе достаточно много узнает о его пользовательских предпочтениях и интересах, о его окружении, и т.д. . В платформе заложены инструменты, которые позволяют создать разнообразные пакетные предложения и таким образом стимулировать потребление абонентом новых интерактивных сервисов, добиваясь в конечном итоге повышения APRU. Учитывая психологическую неготовность клиента платить за дополнительные услуги, ему можно предложить дополнительный контент бесплатно на ограниченное время, с расчетом на то, что он привыкнет и затем согласиться платить за потребление такого рода контента. 
 
Александр Черняев рассказал, что похожую модель использует компания Sichuan Telecom: она предлагает пользователям подписку на услуги Интернет, телефонии, и ТВ с предоставлением 4К-телевизора, 4К приставки и комплекта аудиосистемы для домашнего кинотеатра при условии заключения контракта с оператором на определенный период. В предложение включена также бесплатная библиотека из 300 фильмов 4К. По истечении данного периода все оборудование переходит в собственность конечному абоненту. Конечно же, в этом случае оператор получает лояльного абонента, готового в дальнейшем продлять с ним контракт. 
 
В решении Huawei ставка делается на интерактивные сервисы, на возможность легкого доступа к ним. "Только когда вы удовлетворяете интересы пользователя, можно говорить о деньгах, — подчеркивает Александр. — Пользователю не нужно просто 200 или 300 каналов, ему это не интересно и платить за это он не будет. Мы уходим от концепции телесмотрения и делаем ставку на интерактивные сервисы, стараемся предоставить ему больше таких сервисов: видеозвонки, онлайн-покупки и прочее. В частности, у нас на портале есть телемагазин, где разработчики в режиме онлайн могут продавать свои продукты. В нашем решении есть технология контроля качества с выдачей оператору оповещения о нарушениях; предусмотрена расширенная статистика и аналитика, которая позволяет оператору отслеживать, что происходит в сети.
 
Запуск новой маркетинговой кампании на нашей платформе организуется очень просто: например, собирается пакет из двух десятков тематических телеканалов, плюс сотня фильмов, плюс набор условно бесплатных интерактивных приложений для приставки, и объявляется маркетинговая компания: с такого-то числа по такое-то все бесплатно, а затем — по подписке за такую-то плату".
 
 
Платформа обеспечивает оператору широкий спектр возможностей. В частности, можно использовать различные принципы формирования рекомендаций для домашнего телевизора, который смотрит вся семья, и для персональных мобильных устройств, где рекомендации должны быть индивидуальными.
 
Конечно, платформа рассчитана на крупных операторов с абонентской базой от 100-150 тысяч абонентов, однако они смогут предоставлять небольшим операторам интерактивные услуги на их сетях по модели B2B — технологических проблем здесь не будет. Внедрений платформы в нашей стране еще нет, хотя предварительные переговоры ведутся. Мешает экономическая ситуация, к тому же у крупных российских операторов уже есть свои решения, а переход на решения нового вендора — это дополнительные затраты, которые окупятся только через 5-7 лет. Но в других странах Huawei уже реализовала ряд проектов, позволяющих операторам бесшовно переходить на решение Huawei с других видеоплатформ. В качестве примера был упомянут немецкий оператор Deutsche Telekom: более двух миллионов его ТВ абонентов будут плавно мигрированы на видеорешение компании Huawei с переиспользованием существующего парка STB. "Операторы смотрят в будущее, — утверждает Александр Черняев, — четкая "дорожная карта" развития видеорешения компании Huawei, наличие в нем новых инновационных сервисов и разработок, позволяют говорить о стратегическом лидерстве данного решения на рынке". 
 
D-Color
У стенда компании постоянно толпились посетители, привлеченные возможностью сфотографироваться с двумя фантастическими чудищами и через полчаса-час получить фотографию на память. Не избежал соблазна и я. Но чудища — просто удачный маркетинговый прием, а известна компания как один из ведущих поставщиков абонентских приемников цифрового эфирного ТВ: у нее закупают оборудование более 2000 оптовиков.
 
Юрий Курочкин, обозреватель "Кабельщика", на стенде D-Color
 
Александр Семенов, руководитель отдела продаж, рассказал: "На рынке потребительской электроники сейчас наблюдается спад, но наш сегмент, ресиверы цифрового ТВ, не просел. Напротив, мы выросли на 5-10%, и в этом году у нас также будет прирост. Это связано с тем, что народ постепенно узнает о преимуществах цифрового эфирного ТВ, а также с тем, что многие продавцы отсеялись из-за кризиса. А наша компания фиксирует прибыль и вообще полна оптимизма. Вот и здесь посетителей у нас много, так что выставкой мы довольны".
 
Александр Семенов, руководитель отдела продаж D-Color
 
D-Color — это российская компания, с российским капиталом, вышедшая на рынок в 2009 году. Она размещает заказы на фабриках в Китае и в России (в Саратове и Санкт-Петербурге). Сама продукцию не разрабатывает, а выбирает лучшие предложения производителей, тестирует их на отказоустойчивость и качество приема сигнала и занимается их маркетингом и продвижением до покупателя. Сейчас в портфеле компании 14 моделей ресиверов и большой выбор проверенных телевизионных антенн российского производства (Китай, по мнению Александра, уже не конкурирует по цене с российскими производителями). Что касается "продвинутых" моделей приставок с возможностью приема 4К-сигналов или с поддержкой OTT-сервисов, то в компании к ним приглядываются, но ждут, пока на них появится достаточный спрос.
 
"Цифра" 
Этот российский разработчик и поставщик комплексных решений для операторов КТВ и IPTV в 2015 году сохранил цены на практически все свои продукты на прежнем уровне, стоимость лишь некоторых из них была проиндексирована из-за роста цен на иностранные комплектующие. Роман Хлопов, директор по развитию кабельного сегмента, рассказывает: "В том числе благодаря этому с середины прошлого года мы наблюдаем устойчивый рост интереса операторов из стран СНГ к нашим продуктам. В прошлом году были заключены контракты с операторами из Казахстана и Армении, ведутся переговоры с компаниями из Азербайджана и Белоруссии. В связи с курсом России на импортозамещение проявляют интерес к нашим продуктам и российские федеральные телекоммуникационные компании. И хотя многие для разработки дальнейшей стратегии развития ждут стабилизации курса рубля, большая часть операторов проявляет активность, и это позволяет говорить о положительной динамике рынка".
 
 
Роман Хлопов, директор по развитию кабельного сегмента компании "Цифра" 
 
Компания "Цифра" представила на выставке прототип новой двухтюнерной гибридной абонентской приставки DVB-C+IP+OTT на программной платформе Stingray TV (разработки центра GS Labs) с поддержкой видеокодека HEVC. Это устройство объединяет возможности приема сигнала кабельного ТВ с функциональностью IPTV и OTT-сервисами. "Гибридные технологии, сочетающие телевидение и Интернет, сегодня активно развиваются во всем мире, — говорит Роман Хлопов. — Это позволяет операторам повышать ARPU за счет внедрения интерактивных сервисов. Новая ТВ-приставка была полностью разработана центром GS Labs (он входит в холдинг GS Group), производить ее планируется в России на предприятиях инновационного кластера "Технополис GS" в Калининградской области (также проект GS Group). Это позволит обеспечить конкурентоспособную цену телеприставки.
 
 
Другая новинка — EPG-сервер (электронный телегид), который в режиме просмотра программы передач позволяет транслировать рекламные баннеры. Для операторов это возможность получить дополнительную прибыль, а мы в будущем сможем с помощью этого сервиса предлагать таргетированную клиенториентированную рекламу".

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"