Телепортал: прямой контакт со зрителем

Пару месяцев назад "Кабельщик" готовил публикацию на тему альтернативных спутнику и кабелю способов доставки контента. В сегодняшнем нашем материале мы продолжим этот разговор, и на сей раз расскажем о таком способе дистрибуции ТВ и иного контента как "телепортал". Помочь разобраться в данной услуге нам согласился Григорий Кузин, руководитель направления цифровых медиа компании CTI.
 
К.: Расскажите, пожалуйста, что собой представляет телепортал? Чем эта система доставки отличается, скажем, от того же онлайн-вещания?
 
Григорий Кузин: Сравнивать телепортал и обычное вещание телеканала — это все равно, что сравнивать i Phone 6 и Nokia 2110. Так же как в iPhone когда-то единственный сервис "телефонный разговор" стал лишь одним из десятков сервисов, так и в телепортале просмотр "обычного" эфирного вещания канала — только одна из возможностей. Во-первых, само телесмотрение изменилось. Доступны 3 режима просмотра телевизионного контента: это, собственно, эфирное вещание, а также режимы "отложенный просмотр" и "видео-по-запросу". Зритель может посмотреть шоу, которое уже было в эфире ранее, выбрав его через программу передач или просто перемотав назад "прямой эфир". Если зрителю понравилось шоу, он может посмотреть другие выпуски этого же шоу в режиме "видео-по-запросу" (VoD).
 
Во-вторых, помимо, собственно, просмотра ТВ-контента, телепортал предлагает зрителям новые интерактивные возможности: публикация в социальных сетях; голосование непосредственно через пульт телевизора или мобильное приложение телеканала, без необходимости звонить или отправлять смс-ки; пользовательский контент, то есть возможность зрителя отправить в редакцию собственное видео и даже получить за это вознаграждение; дополнительные трансляции с web-камер, например, чтобы показать "кухню" телеканала или те же "пробки"; викторины на знание контента телеканала. Эти и другие интерактивные сервисы, в свою очередь, телеканалы используют для создания новых высокорейтинговых форматов и даже, кросс-медиа проектов.
 
К.: Дорогая ли эта услуга? И почему телеканал может предпочесть ее другим способам доставки своего контента? 
 
Г.Кузин: Одно из основных преимуществ телепортала — прямой контакт телеканала со своими зрителями. Для доставки телевизионного контента до аудитории не требуются услуги операторов спутникового или кабельного телевидения. Например, не нужно оплачивать десятки тысяч долларов ежемесячно за спутниковую емкость. Телепортал для доставки использует обычный открытый интернет. Это стало возможным благодаря тому, что телепортал — это не просто ОТТ-приложение для различных устройств. Это комплексное решение, включающее все 3 необходимых компонента: ОТТ-платформа для обработки, хранения и управления контентом, CDN-сеть доставки контента и, собственно, мультиэкранные приложения. В зависимости от требований телеканала телепортал может быть реализован полностью на стороне телеканала, для этого платформа будет инсталлирована непосредственно в серверной или дата-центре телеканала, или в виде облачного сервиса. Облачный вариант не требует инвестиций в покупку оборудования. 
 
Важной особенностью решения "телепортал" является также то, что на старте телеканалу не нужно оплачивать разработку приложений. Оплачивается только кастомизация, т.е. адаптация готового приложения под дизайн и другие особенности телеканала. Это значительно снижает начальные затраты телеканала.
 
 
Что получает телеканал от внедрения телепортала? Благодаря доставке ТВ-контента через интернет обеспечивается максимальный охват территории вещания, аудитория в среднем увеличивается на 25%. Кроме того, к часам, проведенным зрителями у телевизора, добавится время просмотра через другие устройства, по статистике прирост составляет около 20%. Телепортал дает телеканалам дополнительные инструменты монетизации: платный контент и онлайн-реклама. Если в эфирном телевидении это сочетание совсем недавно ограничено законом, то в телепортале сочетание рекламной и платной модели допустимы, поскольку здесь реклама размещается не в линейном вещании, а в режимах "отложенный просмотр" и "Видео-по-запросу". Таким образом, телепортал создает для телеканала существенные конкурентные преимущества.
 
К.: Насколько я знаю, данное решение позволяет сделать телевидение доступным всегда и везде. Получается, что телепорт также чем-то сродни сервису TV Everywhere?
 
Г.Кузин: TV Everywhere — это один из трендов, нашедших свое отражение и в телепортале. Но создатели телепортала пошли дальше, уделив много внимания юзабилити. Зритель может не просто смотреть ТВ-контент где захочет, когда захочет и на каком захочет устройстве, но и на любом устройстве встречать унифицированный дружественный интерфейс. Соответственно, после использования телепортала на планшете, разобраться с приложением для Smart TV не составит никакого труда — на большом экране его встретит привычная по дизайну главная страница с таким же рубрикатором и набором сервисов, и, конечно с единым личным кабинетом и кошельком. Рекомендательный сервис в персональной подборке релевантного контента на Smart TV учтет историю просмотров на планшете. Телепортал поддерживает возможность переключения между экранами. Например, если начать смотреть фильм в дороге на планшете, то придя домой, можно продолжить его просмотр на большом экране Smart TV с того же места. При этом планшет можно перевести в режим "второй экран" и использовать уже не как экран для просмотра, а как пульт управления для Smart TV. Так же в режиме "второй экран", пока основной контент транслируется на большом экране, на маленьком экране планшета зритель может посмотреть программу передач, дополнительную информацию о шоу (мата-информация), дать комментарий в соцсети или узнать, что сейчас смотрят друзья по соцсетям.
 
К.: В каких странах подобные решения развиты больше всего? И не могли бы вы привести конкретные примеры его использования телеканалами?
 
Г.Кузин: Телепортал впервые в России объединил телевидение и интернет-кинотеатр в одно решение для телеканалов, реализовав концепцию Teleportal = TV + VoD. До этого российским зрителям предлагались в основном отдельно сервисы ОТТ-телевидения и сервисы "видео-по-запросу". Пример ОТТ-телевидения на российском медиарынке — приложение для Первого канала, которое позволяет смотреть как прямой эфир, так и архив программ. Пример крупного кинотеатра — Megogo, в котором удачно объединены 2 бизнес-модели: рекламная AVoD и платная TVoD.
 
Уникальной особенностью телепортала является наличие "встроенного" каталога фильмов от ведущих киностудий Disney, Paramount, Warner и др. Телеканалу достаточно включить в решение свой эфирный контент и полноценный сервис TV + VoD готов к монетизации.
 
С точки зрения монетизации примером успешного сервиса в мировом масштабе, сочетающего TV и VoD может служить Netflix с доходом более $300 млн в месяц.
 
В России доход от платного видео-контента еще не достиг таких масштабов, но тем не менее стремительно растет. С $96 млн долларов в 2013 году ожидается к 2015 году рост до $233 миллионов. И телепортал дает возможность телеканалам получить свой кусок пирога.
 
К.: Спасибо!