Три дня на CSTB'2014. День второй

27.02.2014 16:15
На второй день прямо с утра иду к стенду Universal Communications. Андрей Деменчук обещал организовать здесь встречи с представителями партнеров и "дочек" компании — и выполнил обещание. Виктор Высоцкий, представитель тайваньской компании AverMedia, рассказывает, что ее достаточно хорошо знают в России как производителя устройств для домашнего использования, в частности TV-тюнеров и плат видеозахвата. Но уже года полтора AverMedia производит профессиональное оборудование — серверы для передачи потокового видео, которые представлены на выставке. "Компания успела завоевать авторитет на потребительском рынке, — говорит Виктор, — и сейчас у нас много запросов на комплексные решения для поставщиков контента и операторов цифрового кабельного и IPTV, в том числе работающих по технологии ОТТ. Эти решения могут применяться и для поставки контента на мобильные устройства (в том числе и 3G) на базе Android, Mac OS и т. д.".
 
Однако, как говорит Виктор, есть определенная "ментальная" проблема — среди российских операторов бытует представление, будто такой сервер можно собрать своими руками. Собрать нечто подобное можно, но разработать ПО и удобную систему управления каналами самостоятельно почти невозможно. Поэтому целесообразнее все-таки использовать профессиональные разработки.
 
Виктор Высоцкий, компания AverMedia
 
 
Здесь же, на стенде Universal Communications, представитель канадской компании UBS (Unique Broadband Systems) Давид Кэнтровиц демонстрирует усилитель мощности для uplink звена спутниковой связи. Компания производит их для всех частотных диапазонов, а изюминка экспозиции — усилитель мощности C-диапазона с водяным охлаждением. По сравнению со стандартным воздушным охлаждением, это решение позволяет понизить рабочую температуру усилителя, повысить его энергоэффективность и заметно уменьшить производимый им шум — его можно устанавливать в рабочих помещениях. "Стандартная мощность в C диапазоне доходит до 6,6 кВт, но мы можем легко увеличить ее до 10 кВт, — поясняет Давид, — для нас это не проблема. Усилители К-диапазона мы строим на лампах бегущей волны, но в основном перешли на твердотельные усилители, позволяющие экономить на энергопотреблении — на наш взгляд, за ними будущее. Мы заключили несколько очень крупных контрактов с российскими компаниями на поставку усилителей мощности в К- и C-диапазонах. Это рабочие контракты, некоторые поставки по ним уже произведены и приняты российской стороной". 
 
Давид Кэнтровиц, компания UBS 
 
Следующий специалист, с которым меня знакомит Андрей Деменчук — это Александр Гучек, представляющий белорусскую компанию Skyter. Universal Communication занимается дистрибуцией в России ее системы Multiroom — многофункциональной системы для просмотра мультимедийной информации в частном доме либо в квартире. Ядро системы — трехтюнерный приемник Skyter 3D HD+ с двухканальным спутниковым тюнером DVB-S2 и тюнером для приема эфирного либо кабельного телевещания. В нем имеется встроенный жесткий диск, OLED дисплей для индикации каналов текущего времени, встроенный Wi-Fi, три порта USB. Дополнительные телевизоры в других комнатах можно подключать к Skyter 3D HD+ по домашней сети непосредственно (если это телевизоры с функцией Smart TV) или с помощью Skyter IP-клиентов. При этом можно в двух точках смотреть полностью независимые телеканалы и получать на дополнительном телевизоре EPG (телегид) и доступ к записям на диске основного приемника. Просмотр телеканалов возможен и на других smart-устройствах — смартфоне, планшете или компьютере. Приемник Skyter 3D HD + стандартно комплектуется жестким "ноутбучным" диском формата 2,5″ на 250 Гбайт, тихим и потребляющим мало энергии. При необходимости его можно заменить диском емкостью до 1 Тбайта. Среди привлекательных особенностей приемника — "бесшовный тайм-шифт": воспроизведение начинается без потерь, точно с того места, где вы нажали кнопку "Пауза".
 
Александр Гучек, компания Skyter
 
Александр рассказывает, что оборудование Skyter разработано в Белоруссии, основная сборка производится в Литве, финальная сборка — в Калининградской области РФ. Ориентировочные розничные цены приемлемые: Scyter 3D HD + стоит $350, Skyter-mini (с одним спутниковым тюнером и без жесткого диска, но с поддержкой внешних жестких дисков) — $160, Skyter IP client — $100.
 
Рядом на стенде расположился Валерий Дядин, генеральный директор компании "Телекварта" — партнерской компании Universal Communications. Созданная около 2 лет назад, компания занимается охранными системами на базе видеотехнологий и уже второй раз участвует в выставке CSTB. Сразу спрашиваю, что связывает "Телекварту" с основной тематикой компании. "Я сам и наша компания — профессиональные разработчики телевизионной техники, — говорит мой собеседник. — Соответственно мы и строим свою деятельность. У нас налажены партнерские отношения с заводами в Китае - китайцы делают образец и передают нам. Мы его тестируем, часто "перечеркиваем", отправляем обратно, и эти циклы продолжаются, пока в итоге не получится достаточно хорошая вещь. Количество брака у нас — доли процента, возвратов практически нет. А поскольку мы работаем с китайцами напрямую и связи налажены достаточно хорошо, цены у нас хорошие. Например, гибридный видеорегистратор мы можем продавать по цене, близкой к стоимости жесткого диска".
 
На стенде компании Universal Communications удалось поговорить и с ее техническим директором Михаилом Козловым. Прошу его рассказать о наиболее интересной новинке компании. "Пожалуй, такой новинкой можно назвать наше решение для кабельных операторов по распределенному кодированию, — говорит он. — Зачастую владельцы небольшой сети из нескольких сотен или тысяч абонентов не могут себе позволить купить сразу полноценную высокозащищенную, высокотехнологичную систему условного доступа — такую как, например, Viaccess, Irdeto, Nagravision, или NDS. Поэтому наша компания с этого года начинает предоставлять региональным сетям услугу дистанционного кодирования каналов, что позволит операторам КТВ без крупных вложений увеличить свой доход за счет высоконадежной системы кодирования. Как это делается технологически? Очень просто. Оператор формирует каналы на своей головной станции, которая связана с нами по виртуальной частной сети, а мы закрываем его контент высоконадежной системой защиты, вырабатываем соответствующие ключи и посылаем по заказу оператора управляющие слова. В итоге оператор самостоятельно управляет своими подписчиками — так, как будто вся система работает только на него. На самом деле, конечно, наша система будет обслуживать несколько операторов".
 
Михаил Козлов, Universal Communications
 
Говорю Михаилу: "Получается, что по сути вы используете облачные технологии?" Он соглашается: "Практически так, и эта новинка должна быть очень интересна для кабельных операторов. Сейчас эту услугу используют вещатели — с ее помощью, например, телеканал ТiJi закрывает сигнал, который доставляет операторам КТВ. В перспективе мы планируем выпустить решение, которое позволит единой системой закрывать все виды контента — для пользователей как IP TV, так и линейного ТВ. Это, собственно, главная новость. А кроме того, мы развиваем те направления, которые стандартно востребованы: оптические линии связи, головные станции всевозможных видов — и для спутника, и для кабеля, и аналоговые, и цифровые — все конфигурации, какие только можно придумать". 
 
Гостеприимный Андрей Деменчук собирает всех участников беседы около стенда с логотипами партнеров и дочек Universal Communication. Делаю общий снимок на память и иду искать людей, чьи новинки и оценки могут быть интересны нашим читателям.
 
 
На стенде питерской "Корпорации ЛАНС" разговорились с начальником отдела оптовых продаж и маркетинга Игорем Лукашевым. Он считает, что основное веяние на рынке — это IP-технологии: "Соответственно, мы представляем здесь оборудование компании WISI Tangram и Chameleon , которое очень хорошо преобразует IP в PAL, DVB-C, CAM и т. д. Оборудование Chameleon уже выставлялось на прошлой CSTB, но в последнее время появились новые платы, новые возможности резервирования. Дело в том, что одна из проблем IPTV, которая проявилась в последнее время, это проблема резервирования: при пропадании одного потока полностью пропадает телевидение, так что система резервирования необходима. Кстати, уже существует стандарт IPTV, но пока он не очень соблюдается. Ясно, что нужна измерительная база, нужна метрология. Все уже научились измерять параметры DVB-T и DVB-C, но уже появился прибор, который оценивает IP-поток. Он довольно дорогой, пока еще его не покупают, но техническая необходимость в нем уже назрела.
 
Второе из основных направлений корпорации — оборудование DVB-T2, в основном приемное. Как и конкуренты, мы стремимся сделать домашний абонентский приемник как можно более дешевым. Но если конкуренты предлагают приемники в законченном корпусе, которые стоят отдельно, то наш маленький приемничек вставляется в SCART-разъем на задней стенке телевизора. Хотя, конечно, приемники в корпусах тоже делаем. Кстати, недавно нам рассказали, что некоторые любители ухитряются устанавливать наши приемники со SCART-разъемом даже в автомобилях".
 
Не успели закончить разговор с Игорем Лукашевым, как меня окликает Марат Бедретдинов, технический директор SPM Group — официального представителя "Корпорации ЛАНС" в Москве. Здороваемся, спрашиваю, что у них нового. Он подводит меня к телекоммуникационной стойке с оборудованием, показывает систему предупреждения о чрезвычайных ситуациях (СПЧС) для сетей КТВ. "Минкомсвязи РФ готовится обязать операторов связи обеспечить возможность передачи сигналов экстренного оповещения абонентам их сетей, — говорит Марат, — а у нас уже готово решение. Оно построено на базе головной станции WISI CHAMELEON и обеспечивает возможность передачи службами МЧС экстренных сообщений в сетях кабельного цифрового и аналогового ТВ, а также и в IPTV-сетях. Наше решение позволяет производить оповещение населения непосредственно сотрудниками экстренных служб, не тратя времени на согласование с оператором сети". 
 
Марат Бедретдинов, технический директор SPM Group
 
Несколько раз захожу на стенд "Телко Групп" и наконец, застаю момент, когда можно отвлечь директора по развитию Геннадия Авдеева от переговоров с клиентами. Задаю стандартные вопросы о новинках на стенде, он отвечает: "Новинок много. Мы ведь не только интегратор, но и один из крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования на территории СНГ. Выступаем на рынке как партнеры крупнейших мировых производителей, а кроме того — поставляем собственную продукцию, которая производится в разных странах по нашему ТЗ и под нашими брендами — TLC, RTM, Lumax, MediaFlex и DigiFlex. Это кабели, абонентские приставки, инструменты для прокладки сетей и многое другое. Мы делаем практически все — от головных станций крупнейших операторов и заканчивая абонентским приемником, который стоит в квартире. И выполняем весь спектр работ: мы и проектировщики, и поставщики, и монтажники, и пусконаладчики.
 
Геннадий Авдеев, директор по развитию "Телко Групп"
 
На выставке показываем новое поколение системы мониторинга ТВ-сигналов TeleSCREEN (разработка компании TeleTOR) — она еще не поставляется на рынок. Показываем оборудование Hbb-телевидения — одно из первых в нашей стране; представляем новое поколение абонентских кабельных и спутниковых приемников фирмы Dune, с которой теперь тесно сотрудничаем. Демонстрируем новое оборудование компании Harmonic, "золотым партнером" которой являемся много лет, а недавно вошли в десятку крупнейших интеграторов этого оборудования на планете. На нашем стенде показываем новое поколение кодеров, транскодеров, приемников. Представлена здесь и новейшая модель популярного во всем мире анализатора телевизионных сигналов Promax — теперь кроме анализа транспортного потока он может контролировать и параметры высокочастотного сигнала. Активно продвигаем технологию GPON — это сейчас тренд в сетях. Новинок много — мы развиваемся и растем, причем работаем на трех очень разных сегментах рынка: делаем оборудование для конечных пользователей, для небольших операторов и для глобальных, крупнейших в мире операторов". Геннадий Авдеев спешит к партнерам, больше вопросов ему не задаю.
 
С Анатолием Баргом, заместителем генерального директора "Контур М" по перспективным технологиям, удалось подробно поговорить о состоянии отрасли. Никаких революционных тенденций в развитии КТВ он не видит: "Некоторое время назад ожидали, что 3D будет неким локомотивом, но этого не произошло. Сейчас на горизонте появился новый тренд — Ultra High Definition, 4К или 8К, но с точки зрения оборудования и инфраструктуры кабельного оператора здесь нет ничего, требующего модернизации сети. Вся сегодняшняя инфраструктура цифрового КТВ вполне пригодна и для трансляции Ultra HD каналов, проблема лишь в том, что для канала UHD с компрессией MPEG-4 нужна полоса 40 Мбит/с — вчетверо больше, чем для HD. А частотный ресурс не бесконечен, да еще кабельный оператор вынужден сохранить и аналоговую частотную сетку в своей сети, потому что переключиться на цифровое ТВ готовы далеко не все клиенты. Цифровое ТВ как технология имеет бесконечное число преимуществ, но как услуга для абонента — не так уж много: это возможность получать контент в формате HD и в ряде случаев использовать интерактивные сервисы. Для просмотра каналов стандартного разрешения цифровое ТВ особых преимуществ не дает, хорошо отстроенная аналоговая кабельная сеть дает качество картинки ничуть не хуже, и в основном все определяется качеством исходного контента. В семьях, где тщательно планируют свой скромный бюджет, нет никакой мотивации покупать пакеты цифрового ТВ. 
 
Если оператор КТВ использует для передачи данных технологию Docsis, он вынужден еще и для нее сохранить несколько каналов, так что перспективы внедрения формата UHD его совсем не радуют. С другой стороны, UHD каналов в первое время будет немного, потому что парк телевизоров, способных показывать этот формат, минимален — на российском рынке их каких-нибудь 5 моделей. Но индустрия в принципе готова к этому вызову. Есть новый формат компрессии HEVC (High Efficiency Video Coding), он же h.265, — примерно вдвое более эффективный, чем MPEG-4. Индустрия уже готова дать энкодеры в этом формате, вся инфраструктура КТВ готова к UHD, и проблема лишь в источниках контента и его доступности, а также в абонентском парке оборудования.
 
Очень много надежд и футуристических прогнозов было связано с интерактивными сервисами, с гибридным телевидением, использующим обратную связь от абонентов. Такие проекты есть, но экономически значимого эффекта от них мы не ощущаем".
 
Анатолий Барг видит две фундаментальные причины медленного продвижения на российском рынке любых моделей платного ТВ: широчайшая доступность пиратского контента и отсутствие культуры оплаты контента. И уровень жизни здесь не при чем, он за счет нефтедолларов раз в пять вырос по сравнению с началом 90-х годов, так что большинство семей способно заплатить 50–150 рублей в месяц кабельному оператору. Но по упомянутым причинам у нас не произошло стремительного распространения новейших передовых форм интерактивного или гибридного ТВ. 
 
"Кабельное ТВ, — объясняет Анатолий, — развивается достаточно консервативно, и революции здесь не случилось. Происходит значительное упрощение и удешевление оборудования для цифрового ТВ. Скажем, если 10 лет назад построить станцию цифрового КТВ было очень дорого, то сегодня инвестиции цифрового оператора уже невелики. Самая примитивная цифровая головная станция на 50 каналов может стоить 100-150 тыс. евро, а если покупать оборудование китайских брендов, то эту цифру можно уменьшить в полтора-два раза. Количество предложений на рынке огромно, количестве вендоров, количество новых имен — огромно, цифровой спутниковый приемник, цифровой модулятор, мультиплексор, MPEG-кодер — все стоит умеренные деньги. То есть технология стала доступной, массовой, унифицированной. В цифровом кабельном ТВ тенденция, на мой взгляд, такова: очень умеренные инвестиции позволяют заняться этим бизнесом, но ультраприбыльным он, похоже, не стал".
 
Спрашиваю об "изюминках" экспозиции компании. Анатолий Барг говорит: "С прошлого года вектор нашего движения ни в чем не изменился. Мы представляем оборудование наших четырех основных вендоров: это финская Teleste, норвежская Appear TV, шведско-британская Ericsson (Tandberg Television) и немецкая Astro Strobel. Эти четыре бренда покрывают 90% задач с приемом, компрессией, модуляцией, трансмодуляцией... В зависимости от потребностей оператора мы можем решить любую задачу и обеспечить законченное решение для архитектуры кабельной сети, то есть обеспечить оператора оптическими усилителями, оптическими узлами, кабелем — чем угодно, вплоть до абонентского сплиттера и F-коннектора. Наше оборудование стало шире по номенклатуре, дешевле и лучше. То есть идет нормальное консервативное эволюционное развитие". 
 
На стенде компании CTI на те же вопросы мне отвечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Алексей Бугай. Он видит в развитии отрасли несколько трендов: "Во-первых, тренд мобильности: абонент должен получать что хочет, где хочет и когда хочет. Все большую популярность приобретают планшеты, смартфоны и услуги, которые можно предоставить с их помощью. Мобильные сети передачи данных настолько хорошо работают, что с их помощью можно передавать даже "тяжелое" мобильное ТВ, а значит — надо насыщать телевизионные интерактивные платформы возможностями работы с мобильными устройствами. 
 
Алексей Бугай, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI
 
Второй тренд — гибридное ТВ, сочетающее технологии DVB и интерактивного IP-телевидения. Первые проекты появились в 2008-2009 году, но соответствующие сет-топ-боксы (STB) стоили очень дорого, и только очень крупные операторы могли себе позволить такие проекты. За 5 лет цена STB упала в полтора-два раза, и появляется возможность применения гибридного ТВ уже в массовых масштабах. Можно развивать интерактивное телевидение и вообще интерактивные сервисы: доступ к госуслугам, возможность заказа продуктов и услуг, нелинейное ТВ, возможность смотреть передачи catch up ("вслед за эфиром"), какие-то highlights (яркие моменты) и т. п. 
 
Есть и еще тренд, тоже достаточно яркий, хотя и не новый: создание крупными операторами комплексных систем, которые предлагают абонентам все варианты доставки сигнала на все варианты экранов, которые в данной местности абоненту доступны. Если брать Москву или развитые регионы, то тут получается уникально развитая жизнь — абсолютно такая же, как за рубежом: развитые сети телекоммуникации, интерактивные услуги везде. Начал смотреть передачу дома, потом поехал в машине и продолжил — этим уже никого не удивишь. Смысл в том, чтобы производители делали системы, способные всем этим управлять как единой системой, чтобы оператору не пришлось кусочек покупать у одного вендора, кусочек у другого, кусочек у третьего. Чтобы он могу купить все в одном месте, чтобы это надежно работало и чтобы все были счастливы — и тот, кто продал, и тот, кто купил, и тот, кто этим пользуется".
 
"Ну, и что вы предлагаете, ваша компания?" — спрашиваю я. "Мы предлагаем и то, и другое и третье, — говорит Алексей. — У нас, наверное, у единственных в стране такой уровень продуктов и экспертизы, который перекрывает все эти три тренда. Соответственно, у нас есть и работа с мобильными устройствами в единой экосистеме. Единая экосистема — это третий тренд, мобильные устройства — это первый. У нас есть решение для системы гибридного ТВ, мы сейчас делаем пилотный проект у одного из операторов "большой тройки". Мы поставляем решения под ключ, у нас своя система управления, куча других программных систем, своя интеграция... Мы даже контентом занимаемся. У нас в этом плане очень мощная экспертиза — я думаю, лучшая в стране".
 
День второй идет к концу. У стенда компании Satellite LTD встречаю заместителя генерального директора, руководителя отдела продаж Юрия Стрижака. Вопросы к нему — те же самые. Он полагает, что каких-то существенных изменений и новых тенденций за год не появилось: "Идет развитие и перестроение головных станций КТВ, переход на IP коммутацию, дальнейший перевод кабельных сетей на оптику (оптика в дом, оптика до подъезда). Что касается абонентского оборудования, то потребители все больше переходят на применение встроенных в телевизоры CI-интерфейсов, поэтому абонентские STB теряют свое потребительское значение. Никаких особых прорывов нет, новых идей пока не появилось.
 
В нашей экспозиции хотел бы обратить внимание на опцию, разработанную нами для головных станций Wisi типа Chameleon или Tangram — это опция оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Это программный продукт, который позволяет из любой точки мира по интернету передавать на головную станцию локального кабельного оператора сигнал, по которому мгновенно прерывается вещание обычных ТВ программ и вставляется информация, которую необходимо довести до населения.
 
Из интересных новинок назову еще универсальный измерительный прибор S7000 производства китайской компании Deviser, который можно использовать для измерения всех возможных телевизионных стандартов и параметров, включая (опционально) измерение IPTV — эта опция появилась в конце прошлого года. Кстати, этот прибор теперь имеет сертификат о внесении в единый реестр стредств измерений. Что касается остального оборудования на нашем стенде, то произошло расширение и обновление модельного ряда, но функционала оборудования это не коснулось".
 
Продолжение следует...
Темы

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"