Владимир Лившиц: "Судьба региональных телеканалов волнует всех"

20.08.2013 16:49
М.Силин: Здравствуйте уважаемые телезрители, мы начинаем программу “ТВ Профи”, и в студии её ведущие — Михаил Силин и Яна Бельская.
 
Я.Бельская: Здравствуйте. И я хотела бы представить нашего сегодняшнего гостя — это Владимир Лившиц, член правления национальной ассоциации телерадиовещателей. И первый вопрос: кого объединяет НАТ?
 
В.Лившиц: Здравствуйте! НАТ объединяет вещателей всех уровней, всех форм, видов — от государственных и федеральных компаний до самых маленьких муниципальных во всех или почти во всех регионах нашей страны.
 
М.Силин: Какое количество компаний в неё входит? 
 
В.Лившиц: Есть реальное количество — это те, кто активно участвует в работе ассоциации, уплачивает членские взносы и регулярно принимает участие в наших мероприятиях и есть те, кого мы называем ассоциированные члены. Всего как минимум 400, максимум — 600. 
 
М.Силин: Это очень серьезно.
 
Я.Бельская: Да, серьёзно. Но хотелось бы затронуть вот какой вопрос. Мы его уже обсуждали неоднократно: принят список первого и второго мультиплексов — телеканалов, которые будут после реализации федеральной программы цифровизации страны транслироваться абсолютно во всех сетях. А вопрос такой — что это значит? Что это значит для абонентов, для зрителей? И значит ли это, что первый и второй мультиплексы будут иметь абсолютно равные права, равное распространение, а, соответственно, равные шансы на рекламные бюджеты и так далее?
 
В.Лившиц: Вы знаете, это, наверное, основной вопрос. Действительно, перечень каналов, которые вошли или войдут и в первый и во второй цифровые мультиплексы, определены. Но при этом их права, возможности, экономические условия абсолютно не равны. Что это значит, прежде всего, для аудитории? Вы знаете, что основная задача федеральной целевой программы, которая действует до 2015 года — это обеспечить доставку сигнала 20 программ во все регионы, во все глухие места, туда, куда не может дойти наземный, кабельный, спутниковый и прочий сигнал. То есть задача — обеспечить цифровое равенство, ликвидировать неравенство, и эта задача будет решена. Но для разных каналов, как вы справедливо задали вопрос, по-разному. Если специальным указом президента Российской Федерации общероссийские обязательные каналы (заметьте, они так и называются — общедоступные общероссийские обязательные каналы) первого мультиплекса будут доставляться действительно во всех средах и по всем источникам, причём бесплатно для вещателей (а это некое обременение для операторов), то во втором мультиплексе такого условия нет. И позиция нашей Национальной ассоциации телерадиовещателей, которая представляет интересы вещателей — это придерживаться принципа, который называется “must carry”. То есть все то, что сегодня бесплатно, должно оставаться бесплатно и далее. Но для кого бесплатно — вот в чем вопрос. И если для аудитории, для телезрителей так и будет, то как это будет для вещателей, для операторов, для партнеров — этот вопрос до конца не решен. 
 
Я.Бельская: То есть не понятно еще будут ли, например, абоненты платных сетей смотреть эти каналы бесплатно или платно, я правильно понимаю?
 
В.Лившиц: Я думаю, что абоненты платных сетей будут обязательно смотреть эти каналы, потому как они и называются обязательные, общедоступные, и это правило распространяется и на каналы второго мультиплекса. В пакетах платных, раньше мы их называли “социальные”, эти каналы будут присутствовать. Во всяком случае, территория распространения этих 20 каналов —вся Россия. И если федеральные сетевые каналы до последнего времени не могли или не хотели распространяться по всей стране, то теперь им этого не избежать. Принцип такой — на всю Россию. И вопроса здесь уже никакого особенного и нет. Вопрос в экономике, как мы с вами уже заметили, и об этом мы можем отдельно поговорить.
 
Я.Бельская: Тогда, если позволите, вопрос. Мы знаем, что во второй мультиплекс вошли несколько каналов, до сих пор бывших платными, нишевыми, музыкальными, и два спортивных канала. При этом в него так и не смогли попасть такие каналы как “Перец”, “2×2”, “ТВ3”. Что с ними будет?
 
В.Лившиц: Ну, вы знаете, это такой вопрос — есть ли жизнь за пределами мультиплексов? Оказывается, есть. Так что ничего с ними не будет. Они будут распространяться с таким же успехом, как и распространяются сейчас, то есть будут распространяться посредством спутников, посредством кабельных сетей, в интернет среде. Они пойдут по вне эфирному пути и не только. 
 
Мы сейчас поговорили о первых двух мультиплексах, а ведь будет еще и третий. Особенность третьего мультиплекса заключается в том, что он будет локальный, региональный, с распространением программ только на территории одной области и даже меньше: на территории муниципального объединения, на территории города. И вот эти каналы, муниципальные и региональные, которые войдут в третий мультиплекс, получат право самостоятельно приглашать к сотрудничеству любые каналы по их выбору. Так что каналы, которые не попали в первый и второй мультиплекс, могут стать их партнерами. И это будет новая история сетевого партнерства, сетевого вещания в России. 
 
М.Силин: А ответьте на такой вопрос. Сейчас увеличивается число каналов, их и в эфире становится больше. А есть ли у вашей ассоциации какое-то понимание, какая-то статистика — как меняется характер телесмотрения? Допустим, распределение времени телесмотрения между каналами или группами каналов. Что сейчас предпочитают — эфирное или тематическое вещание? 
 
В.Лившиц: Михаил Владимирович, Вы и Яна знаете, что все мы оперируем данными одного и того же, самого крупного исследователя — “TNS Россия”. Сейчас к ним присоединяются и другие исследователи. Например, очень интересные итоги и результаты работы могут быть у ВЦИОМ, мы еще с ними не знакомы, это данные по московской области. Если оперировать статистикой TNS, то прежде всего отмечу, что за последние, скажем, 5-10 лет, наблюдается снижение аудитории больших федеральных каналов. Если в 2005-2006 годах на долю “большой тройки” (это “Первый канал”, “Россия 1” и “НТВ”) приходилось 53,5% зрителей, то есть больше половины аудитории всей страны, то на сезон 2011-2012 гг. — 43,3%.
 
М.Силин: То есть снизилась доля на 10%.
 
В.Лившиц: Вы представляете, на 10,2%?! В то же время у федеральных сетевых каналов чуть меньше чем на 10% выросла доля.
 
М.Силин: Это какие каналы?
 
В.Лившиц: Это и “ТВ Центр”, и РЕН ТВ, и СТС, и ТНТ, и “Перец”, и “Домашний” и многие другие — их доля растёт. То есть доля эфирных тематических каналов (а они, как правило, не универсальные, а тематические), каналов в большей степени ориентированных на целевые аудитории увеличивается и увеличиваться доля других каналов, неэфирных. Это что касается фрагментации аудитории.
 
М.Силин: А правильно ли я понимаю, что при реализации ФЦП, то есть когда территория вещания сетевых каналов увеличится, процессы перераспределения долей могут даже ускориться?
 
В.Лившиц: Эти процессы неизбежно будут ускоряться, еще и потому, что, очевидно, время (может быть я сейчас скажу крамольную для вещательной ассоциаций вещь) вещательного телевидения, назовём его традиционного, а есть еще определение “линейное телевидение”, заканчивается. Потому что людям хочется получать любые программы, в любом месте, на любых носителях. И не только получать, но и участвовать в создании этих программ, и это уже интерактивное телевидение. Вот почему и происходят эти процессы.
 
А теперь, если позволите, об интересе аудитории к тем или иным программам. Смотрите что происходит. Что предлагает телевидение? К примеру, телесериалы. Считается, что телесериалы — это самая востребованная и по объемам, и по интересу категория контента. И это подтверждается статистикой TNS. Более того, если все каналы предлагают (а мы возьмём все программы за 100% и от них начнем отсчитывать) сериалов в размере 19% от общего вещания, то спрос на него равен 28%, а, значит, он не удовлетворяется. Если 14% — это предложение по развлекательным программам, то 20% — это спрос. Наконец, если 20% кинофильмов предлагается, то спрос на них — 18%. Если нам интересно, что происходит с новостями, то 11% — это суммарное предложение, а спрос — 8%. Зато, если социально-политических программ предлагается сейчас 4%, то спрос на них растет — 6%. То есть речь идёт о том, что если задачей традиционного телевидения было собирать аудиторию или агрегировать её на своих каналах, то сегодня задача другая — удовлетворять интересы и спрос различных категорий аудитории, аудитории, находящейся в процессе фрагментации.
 
М.Силин: Ну что ж, очень интересно и, наверное, исходя из этого, следующие наши вопросы будут касаться экономики. Как это будет на ней отражаться? Но сейчас мы прервемся на рекламу и продолжим после непродолжительной паузы. Оставайтесь с нами.
 
Часть 2-я
 
М.Силин: Мы продолжаем программу “ТВ Профи”, в студии её ведущие — Михаил Силин и Яна Бельская, и наш гость — Владимир Лившиц, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей. Мы остановились на том, что обсуждали проблемы телесмотрения. Куда оно сейчас перемещается? Куда перемещаются интересы зрителей? Здесь интересно — есть ли какое-либо отличие в интересах зрителей в Москве, в центре и в регионах? Что у нас с региональным вещанием? Каким образом наряду с массой каналов центрального федерального телевидения, будет развиваться региональное вещание в рамках федеральной целевой программы?
 
В.Лившиц: Обширный очень вопрос, постараюсь сжато на него ответить. Особой разницы в предпочтениях нет. Везде любят сериалы, везде любят кино и так далее. Но есть и существенное отличие — это то, что в регионах особенно пристрастно, с особым интересом относятся к местным информационным программам, или, как их ещё называют, новостным. Интерес к тому, что происходит в городе, в области, в районе очень высокий и исследования, медиа измерения отмечают всплеск интереса, когда идут региональные врезки или “окна”, как их называют. Поэтому, каким будет региональное вещание — сейчас это, возможно, наиболее важный вопрос, он серьезно дебатируется, обсуждался на последнем конгрессе НАТ, да и не только на последнем. А почему? Что меняется? Прежде всего, как мы с вами говорили, меняется сетевое вещание. Около 1000 региональных компаний являются сетевыми партнерами федеральных каналов, а они будут распространяться во втором мультиплексе уже самостоятельно. Им уже не нужна техническая помощь, не нужна лицензия региональных компаний — сквозное распространение на всю Россию. Что же будут делать те компании, которые останутся один на один со своими 4-мя, 6-ю, 8-ю часами собственного производства? И здесь существует два варианта. Первый — это слот в первом мультиплексе, в который войдут региональные компании, и второй — это третий мультиплекс, которой будет локальным или региональным. Различные существуют модели, различные варианты, потому что на самом деле, таких региональных компаний, у которых объемы вещания равны 24 часам в сутки, и большую часть занимают оригинальные программы, собственные программы — их немного. Мы их насчитали всего 49 в 32 субъектах федерации. Следовательно, есть вариант, когда 2-3-4-5 региональных вещателей в одной и той же области, крае могут объединиться и занять одно место в слоте. И это объединение даже получило своё название — “пул региональных вещателей”.
 
М.Силин: Но как же они объединятся, ведь они, наверное, работали с разными федеральными каналами и вещали примерно в одно и то же время, но на разных каналах. Как они могут объединиться на одном канале? Как они согласятся распределить время?
 
В.Лившиц: Есть по крайней мере два варианта. Первый — это распределение равных или возможных для этих каналов time-слотов, которые будут ротироваться, меняться время от времени — раз в полгода, например, но это не очень хороший вариант. А второй вариант — когда эти 2-3-4 вещателя объединятся по принципу популярности программ, востребованности среди населения. И здесь нужны медиа измерения. И тогда наиболее популярные каналы получат лучшее время. Более того, мы можем представить себе в этом случае иной способ привлечения доходов от рекламы. Они будут размещаться уже не просто по времени, и не время будет продаваться, а будут предлагаться наиболее популярные программы, то есть продаваться контакты с телезрителем. Это совершенно новый подход. Пока эту модель ещё никто не опробовал, но, очевидно, что её нужно протестировать в одном или двух регионах.
 
М.Силин: Хорошо, давайте в связи с такой идеей предоставить им часть мультиплекса, кокой-то ресурс, поговорим об экономике. А сколько это может стоить, вообще? Какова стоимость распространения в цифровых мультиплексах? 
 
В.Лившиц: Известно, что одним из условий конкурса, проведенного в конце прошлого года Роскомнадзором, была стоимость распространения одного канала на всю Россию в течение года. Вы конечно помните эту цифру — это 944 млн рублей.
 
М.Силин: И это бесспутниковый сегмент.
 
В.Лившиц: Совершенно верно. А если добавить сюда еще и другие виды и способы распространения канала — это в аналоге, прежде всего, а ведь мы с вами знаем, что будет достаточно большой период параллельного вещания. Сегодня стоимость распространения одного канала в аналоге в городах “100 тысяч плюс” по тарифам РТРС составляет 600 млн рублей в год, а спутникового распространения — 35-40 млн рублей по орбитам, но это в аналоге.
 
М.Силин: Т.е. вы хотите сказать, что распространение одного канала в аналоге в полтора раза дешевле, чем одного канала в цифре, с учётом того, что там используется одна десятая часть пропускной способности такого канала?
 
В.Лившиц: Да, в абсолютных цифрах это выглядит именно так, хотя все время подготовки к переходу на цифру мы ожидали другого.
 
М.Силин: Да, ожидали, что будет дешевле.
 
В.Лившиц: Что распространение, вернее стоимость или оплата услуг связи будет гораздо ниже, чем в аналоге. Но, во-первых, так будет происходить не сразу, не одномоментно, а только через несколько лет, когда распространение каналов и в первом и во втором мультиплексе будет действительно на всю Россию. Тогда старт будет с 300 млн рублей, а может быть и меньше. Во- вторых, можно предположить, что это оправдывается ещё и тем, что сейчас ни один канал из тех, которые вошли во второй мультиплекс, не распространяется на территории всей России. Выборочно распространяются. Более того, часть оплаты как раз и брали на себя региональные партнеры. Вот это все меняется.
 
М.Силин: Ну и что же получается в итоге?
 
В.Лившиц: И получается в итоге, что если добавить сюда (а этого мы не можем не добавлять) желание операторов кабельного телевидения взимать оплату за услуги связи по одному рублю в месяц с домохозяйства (это по экспертной оценке прошлого года)...
 
Я.Бельская: Ну не все операторы столько просят, а только некоторые, и это вопрос уже каналов.
 
В.Лившиц: Да, разные операторы, в разных городах, с разным количеством абонентов и так далее. Но все-таки мы не можем с вами абстрагироваться от того, что 19 млн или больше домохозяйств из 52 млн с лишним по всей России, подключены к кабельным сетям. И вопрос оплаты — это такой многолетний вопрос, кто кому и за что платит. Но сейчас мы его касаться не будем, но если это все мы суммируем, то получается, что пока распространение канала во втором мультиплексе стоит 1,8 млрд рублей в год. А эта сумма неподъемная. Следовательно, можно предположить, что вещатели начнут выбирать, отказываться от каких-то способов распространения, но это не везде возможно, потому что не везде наземное эфирное телевидение будет доступно. Есть регионы, в которых лучше, качественнее и больше выбор предлагают операторы кабельного телевидения. Новые субъекты, которые активно ворвались на медиа рынок — это большие “телекомы”. Взять “Ростелеком”, который предлагает сегодня полторы сотни каналов на своей платформе “Интерактивное ТВ”, и это все стоит очень недорого. А еще 800 тысяч абонентов у них в IPTV, которых они будут переводить на новые платформы. То есть предложений сегодня много. Мы с вами знаем, что в России население так расселено, что есть целые регионы, где телевидение можно принять только на спутниковую антенну. И это мы с вами еще не коснулись интернета и новых беспроводных способов распространения — СDN, OTT, широкополосного доступа, который стал чуть ли не иконой связных технологий, но пока еще слабо используется для телевидения. Спрос на виды распространения огромен. Предложений тоже много новых и интересных, и самый главный вопрос — это сколько же останется на долю наземного эфирного цифрового телевидения к 2015 году. Но если эти 20 каналов будут предлагаться бесплатно, то перспективы самые обнадеживающие.
 
М.Силин: Ну, тогда у меня такой вопрос: вы нам сейчас дали экономику, цифры какие-то, которые сложно сразу осознать. А потянут ли они такие цифры?
 
В.Лившиц: Вот видите, Вы говорите, что даже осознать тяжело эти цифры, а платить каково?
 
М.Силин: Учитывая, что конкурс состоялся, что каналы определены, это означает, что каналы готовы платить, или, что должны произойти какие-то серьезные изменения и в частности, какое-то серьезное перераспределение долей. А иначе у компаний не будет вообще денег, чтобы оплатить такие услуги. 
 
В.Лившиц: Нет, во втором мультиплексе не произойдет, вряд ли. Во втором мультиплексе на одной и той же частоте, как впрочем и в первом, выделены 10 слотов...
 
М.Силин: Нет, я имею в виду, что произойдет перераспределение долей между сегодняшними флагманскими каналами и каналами второго мультиплекса. 
 
В.Лившиц: Вот это абсолютно верно. Потому что каналы-флагманы и каналы, которые мы назвали федерально-сетевыми, они практически, технологически будут поставлены в равные условия.
 
М.Силин: У меня к Вам ещё такой вопрос. Вы говорите, что у регионального вещания есть такая проблема - сейчас им нужно каким-то образом сохранить свой эфир, для чего они собираются делить какую-то одну частоту. А не проще ли им вообще забыть про эфир и пойти в кабель? Тем более, раз Вы говорите, что доля кабеля постоянно растет. В городах она приближается к очень высоким процентам, в крупных городах почти 100%. Вопрос: почему по-прежнему вещатели так борются за эфир? 
 
В.Лившиц: Одна из моделей развития регионального вещания на среднесрочную перспективу была именно такой. Переход в кабель, в особых регионах - на спутниковое вещание или комбинированное. И вещатели с удовольствием бы этот переход сделали. Вопрос только в одном - а пойдут ли за ними зрители? Сохранят ли они аудиторию в тех условиях, когда, напомним, зрители в 2015 смогут получать 20 доступных бесплатных каналов?
 
М.Силин: Конечно, но так как они в крупных городах получают их через кабель, то тут уже вопрос получится тот, о котором тоже сейчас многократно все говорят - как будет осуществлена нумерация каналов, где будет место региональных каналов? Думаю, что мы не должны забывать также об опыте зарубежных стран - и Европы, и Америки, где значительно более серьезный вес местного вещания через кабельные сети, а вовсе не через эфир. И, думаю, что это может быть одна из возможностей для региональных каналов, которые ещё не до конца изучены. 
 
И вот на этом я хочу вас поблагодарить. Сегодня с нами в студии был Владимир Лившиц, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей, ведущие программы - Михаил Силин и Яна Бельская. Наша программа подошла к концу. До свидания, до новых встреч на программе “ТВ Профи”.
 
Видео: