Взгляд в будущее: развитие ТВ-рынка до 2020 года

Компания Ericsson решилась на смелый шаг — заглянуть в будущее на семь лет вперед. По ее мнению, к 2020 году во всем мире цифровое телевидение будут смотреть 9 млрд человек, к нему будет подключено более 8 млрд мобильных устройств и 1,5 млрд домохозяйств. 
 
Также в компании считают, что к указанному периоду в мире будет насчитываться не менее 50 млрд подключенных к интернету устройств, 15 млрд из которых будут иметь возможность проигрывать видеоконтент. 
 
Эти и иные выводы содержатся в исследовании Ericsson под названием Media Vision 2020. Данный труд оценивает перспективы развития телевизионной отрасли для Западной Европы и США в зависимости от экономической ситуации. 
 
В Media Vision 2020 выделяется шесть основных трендов, которые будут занимать доминирующие позиции на рынке Pay TV в ближайшие годы. И тренд № 1 — это рост числа подключенных устройств. По мнению аналитиков Ericsson, 15 млрд connected-устройств, которые они прогнозируют к 2020 году, полностью изменят подход к просмотру ТВ и к наличию мобильного интернете. "Мобильный ШПД станет неотъемлемой частью жизни во всех регионах и основной технологией в развивающихся", — отмечается в докладе. 
 
Тренд, безусловно, небезосновательный, особенно судя по кипе отчетов, говорящих то о росте поставок connected-девайсов, то об увеличении пользования smart-функциями телевизионных приемников, то о появлении очередного бюджетного девайса, дарующего все радости просмотра ТВ и VoD-контента.
 
Второй тренд — это пакетирование услуг. "Пользователи ценят простоту и удобство оплаты, поэтому многие делают выбор в пользу единого счета. Тем не менее у абонентов должна оставаться возможность раздельной оплаты интернета и услуг", — отмечается в исследовании. 
 
Надо сказать, что не все согласны с выгодой пакетирования. Так, на недавней конференции "Коммерсанта" Анна Серебряникова, директор по правовым вопросам и GR в "МегаФон" заявила: "То, во что мы верили много лет — всевозможные triple-, quattro-play и так далее — совершенно не нравится клиенту. Выяснилось, что объединение всех услуг в единый пакет пугает его. Одно дело, когда он платит отдельно за мобильный интернет, отдельно за фиксированный, отдельно за телевидение — у абонента есть гибкость, но когда все это объединяется, и пользователь видит огромный итоговый ценник, его это не устраивает. Возможно, пакетирование — это хорошо для рынка b2b, но для рынка b2c это психологически неверно, это нагоняет страх на клиентов".
 
О тренде № 3развитии OTT — не говорит разве что ленивый. По прогнозам Ericsson, "все ТВ-провайдеры и владельцы прав на контент будут использовать ОТТ-технологии для доставки видео". Ну, все или не все — это еще открытый вопрос, в особенности для России, которая не факт что к тому же 2020 году полностью откажется от аналогового вещания... Масла в огонь (не только для России, но и для всех стран) добавляет пока нерешенный вопрос взаимодействия OTT-площадок с интернет-провайдерами.
 
От OTT переходим к тренду № 4. В Ericsson считают, что к прогнозируемому периоду времени число просмотров видео по запросу и эфирного ТВ сравняется. "Широкое распространение IP приведет к росту спроса на контент по запросу, на который будет приходится 50% всего объема потребляемого контента", — заявляют в компании.
 
Вот это действительно интересное предсказание, особенно ввиду широкого развития DTT, которое еще непонятно как отразится на платном контенте. По крайней мере некоторые кабельные операторы видят в цифровом эфирном вещании угрозу. 
 
Прогноз пятыйпоявление новых игроков ТВ-рынка будет стимулировать его развитие. "Увеличение производительности сетей ШПД и их повсеместное распространение в сочетании с ростом числа подключенных устройств приведет к созданию нового мощного устройства или системы, выполняющей роль ТВ-агрегатора", — отмечается в Media Vision 2020. 
 
Заключительный, шестой прогноз Ericsson, касается доходов. Аналитики считают, что к 2020 году объем ТВ-рынка достигнет $750 млрд, увеличившись с $530 млрд в 2013 году. "Доходы будут распределяться между владельцами прав на контент, телевещательными компаниями, провайдерами ТВ-услуг и операторами связи. При этом будет расти роль рекламы", — предрекают исследователи. 
 
В рамках проекта Media Vision 2020 Ericsson также определил ключевые факторы, которые, по мнению компании, необходимо принимать во внимание игрокам рынка при выборе стратегии развития. 
  • постоянное повышение качества пользовательского опыта;
  • переход на IP;
  • пересмотр моделей потрбеления и пакетирования услуг;
  • активное внедрение веб-технологий и облачной архитектуры; 
  • появление новых игроков и новых источников дохода.