Заметки с RIW-2016

14.11.2016 16:37
Неделю назад в Москве проходила выставка-форум RIW-2016. Честно сказать, "Кабельщик" — не самый частый гость данного мероприятия (в силу узкой тематической направленности нашего портала), но с тех пор как на нем четко выделили медийную секцию, RIW нас, безусловно заинтересовал. А в этом году уже в панельной сессии было заявлено столько "наших" спикеров (и замминистра связи Алексей Волин, и глава "Медиакоммуникационного союза" Павел Степанов, и заместитель гендиректора "Газпром-Медиа Холдинга" Алексей Краснов, а также представители Национальной медиагруппы, Роскомнадзора, ivi и другие), что вопроса идти или нет — не стояло.
 
Но именно панельная сессия, к сожалению, больше всего разочаровала. В этом году организаторы пригласили к участию в ней целую "толпу" — человек 15, трем-четырем спикерам выделили минут по 5-10 на выступления, остальным — по 3 минуты. Учитывая, что панельная сессия была рассчитана всего на час, получился жуткий сумбур. Ожидаемо. Успеть вложить в три минуты серьезный посыл — задача не из легких. Поэтому некоторые спикеры не стали и пытаться, а использовали отведенное время на анонс предстоящих сессий с их участием...
 
Хотя замминистра связи Алексей Волин как всегда блистал. Начал с конского навоза. Буквально. Алексей Константинович, чьей задачей было рассказать о будущем развития отрасли, напомнил, что при выстраивании модели будущего важно не задать ошибочных параметров, как это случилось, например, в 19 веке. "Тогда строго научным методом было доказано, что население крупных городов не может превышать несколько миллионов человек. Такой вывод был сделан на основании того, что для функционирования городов необходим гужевой транспорт, следовательно, города переполнятся конским навозом. Через 50 лет был изобретен двигатель внутреннего сгорания... А так, прогноз был сугубо научный и абсолютно выверенный", — указал Волин на огрехи просчетов тогдашних визионеров.
 
 
В 21 веке ошибки в прогнозировании, конечно, тоже можно допустить, ввиду активного развития технологий, тем не менее, в Минкомсвязи считают, что одним из основных трендов развития телеком-отрасли станет разделение компаний на тех, кто будет вовсю использовать big data и строить на этом бизнес, и тех, кто будет за плату данные пользователей и "видимость" используемых ими девайсов "закрывать".
 
"Переход на облака, дистанционное управление гаджетами и программами, наряду с растущим жлобством ряда игроков рынка, которые даже на целое яблоко поскупились — все это, в принципе, может быстро сформировать новую потребительскую контртенденцию. Индивидуальность и приватность — это те тренды, которые уже сформировались на рынке, — считает Волин.- Поэтому компания, которая сделает перемещение вашего мобильного устройства невидимым, сможет заработать не меньше, если не больше, чем та компания, которая сделает ваши девайсы абсолютно "прозрачными"". 
"Будем дружить с головой, и все у нас получится".
                                    А.Волин, замминистра связи РФ
Что касается других докладчиков панельной сессии, то глава МКС Павел Степанов, например, заявил, что главным вызовом для отрасли сейчас является удержание доли платежей в потребительской корзине как минимум на текущем уровне (а по разным оценкам — это от 2,1% до 2,5% от суммарного дохода семьи). Для этого необходимо развивать гибридую модель, при которой будут созданы условия для миграции контента в платные среды и его эффективной монетизации. Обеспечить это МКС предлагает, в частности, за счет балансировки объема контента для бесплатной среды, наполнения платных сред премиальным контентом и поддержки в производстве и дистрибуции контента национальных лидеров (видимо, не без использования различных законодательных инициатив).
 
 
Упоминая потенциал OTT-среды, Степанов отметил, что МКС оценивает ее в 20-60 млрд рублей — это тот объем денег, который ранее россияне тратили на физические носители, и, как ожидается, в будущем будут тратить на стриминговые сервисы. Пока замещения этих расходов не произошло.
 
Посыл МКС поддержала Елена Верман из "Национальной медиагруппы", заявив, что их холдинг сейчас сосредоточен на нахождении баланса между платным и рекламным потреблением контента. А холдинг "Газпром-Медиа", в свою очередь, заинтересован в развитии сотрудничества по OTT-проектам с операторами — это, по мнению компании, могло бы обеспечить премьерность контента как в линейной, так и в цифровой среде.
 
Холдинг "СТС Медиа" обозначил вызов по освоению мобильных сред и социальных сетей, ну а МТС, как один из немногочисленных операторов, присутствовавших на панельной сессии, заявил о поиске драйверов роста в направлении интернета вещей.
 
Игровые деньги
После панельной сессии мне удалось застать часть секции про гейминг. Киберспорт в России, как и во всем мире, набирает обороты. По прогнозам аналитической компании SuperData, в 2016 году глобальный рынок киберспорта вырастет на 19% и достигнет $892,8 млн, а в 2017 году превысит $1 млрд. По оценкам других аналитиков, российский рынок в 2016 году заработает на киберспорте свыше $33 млн, а к концу 2018 года — $44 млн.
 
На этом фоне киберспорт в России признали официальным видом спорта, федеральный телеканал "Матч! ТВ" решил выделить в своем эфире отдельное время на освещение данного направления, социальные сети ввязались в эксперименты с live-трансляциями масштабных киберспортивных турниров, а операторы связи стали вводить собственные игровые web-площадки и специальные "геймерские" тарифы. 
 
Ставка делается на активный прирост аудитории киберспортивных трансляций — примерно на 20% каждый год. 
 
Онлайн-видео
Об онлайн-видео на RIW’е говорили много — как в разрезе развития, монетизации, так и с точки зрения борьбы с пиратством, законодательного регулирования. Наверное, не стоит в сотый раз говорить о законопроекте МКС (все уже читали в новостях, что главный аналитик РАЭК Карен Казарян порекомендовал "выкинуть в мусорное ведро" этот документ), постараюсь коротко сформулировать то, о чем в прессе пишут реже.
 
К примеру, о влиянии OTT-среды на рейтинги телеканалов. Наконец-то "гиганты" нашей индустрии официально и в едином порыве заговорили о том, что онлайн-показ никак не отражается на телевизионных рейтингах. 
 
"Когда говорят, что люди уходят смотреть все в интернет — это не так, зато это вводит в искушение продюсеров различных ТВ-программ объяснить низкие эфирные доли и рейтинги тем, что все дело в пиратстве, или что все ушли смотреть контент на сайт телеканала. На данный момент просмотры в интернете никак не влияют на рейтинг телевизионных программ и сериалов. Неоднократно доказано на опыте нашего канала и наших коллег", — заявил с трибун Илья Булавинов, директор Дирекции интернет-вещания "Первого канала".
 
Также Илья поделился различными наблюдениями по просмотру контента в интернете. По его словам, несмотря на участившиеся разговоры о том, что в интернете предпочитают смотреть короткое видео, бОльшая часть просмотров в онлайне приходится на целые выпуски программ. Доказано на экспериментах последних двух лет.
 
 
Два года назад "Первый канал" начал активно заниматься постпродакшеном — речь идет о подготовке нарезок отдельных фрагментов популярных шоу, о создании лучших моментов, видео с бекстейджем. С одного выпуска шоу "Голос" количество таких коротких видеонарезок может доходить до трех десятков, при этом они будут приносить до 50% прироста к просмотрам целого выпуска.
 
В продолжение разговора о конкуренции эфира с интернетом, Булавинов рассказал о том, что наилучшим способом промотирования контента и привлечения аудитории на сайт и в мобильные приложения является телевизионный эфир. В этом плане вещатель призывает к интеграции, а не к искусственному развязыванию войны между телевизионной и онлайн-средой.
 
А вот с чем стоит воевать — так это с пиратством и блокировщиками рекламы. С первым "злом" "Первый канал" предпочитает бороться не за счет блокировок через Мосгорсуд (хотя эта работа тоже ведется), а за счет замены нелегального видеопотока на легальный плеер телеканала. По словам Булавинова, в 2016 году уже более 100 сайтов и сообществ заменили нелегальный плеер на легальный. В целом же, на внешние источники приходится 25% просмотров видео, принадлежащих "Первому каналу").
"Отдельное спасибо компании "Яндекс", которая встроила в свой браузер блокировщик рекламы". Как результат — мы теряем практически четверть рекламного инвентаря на наших ресурсах в нашем плеере", — пожаловался Булавинов.
Что до блокировщиков рекламы, то пользователям, использующим подобные сервисы, вещатель на текущий момент снижает качество видеопотока, а вообще, не исключает возможности и вовсе закрывать доступ к видео. К последнему "Первый канал" призвал и других игроков рынка. "Я призываю коллег перейти к более активным действиям в отношении блокировщиков рекламы", - резюмировал он.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"