Борьба эксклюзивов

Яна Бельская 18.11.2018

Иногда бывают новости как новости, даже чаще всего. А бывает, упадет в редакционный ящик что-то, что с первого взгляда выглядит как "ничего особенного", но при ближайшем рассмотрении, а главное – если знать кое-какие детали, бэкграунд, оказывается, что новость очень даже знаковая. Ну, или, как минимум, неоднозначная.

Вот появилась в понедельник новость о том, что онлайн-кинотеатр "Видеоморе" одновременно со всем миром покажет премьеру нового сериала HBO "Моя гениальная подруга" (My brilliant friend). Для кого-то это просто анонс премьеры всего лишь одной из многочисленных, не самой даже популярной онлайн-платформы. А кто-то подпрыгнул от удивления: как так, ведь НВО у нас эксклюзивно работает с Amedia и Amediateka, последняя даже добавила в прошлом году в свое название шильдик "Home of HBO" в знак совершенно эксклюзивных отношений – весь контент этой компании в России можно увидеть только в онлайн-кинотеатре Amediateka и родственных ей телеканалах.

Это что же, значит эксклюзив больше не эксклюзив? Или дело в мастерстве переговорщика, долгое время возглавлявшего Amedia, а потом перешедшего в Национальную медиагруппу – рулить этим самым "Видеоморем". Словом, у "причастных и информированных" сразу возникла масса вопросов.

А тут еще, сразу после "видеоморской" новости последовал релиз уже от Amedia – объявлен месяц выхода финального сезона "Игры престолов"(апрель 2019 года), и в России сериал будет доступен эксклюзивно в онлайн-сервисе Amediateka Home of HBO одновременно со всем миром. То есть, никто ни с кем не ссорился, эксклюзив в силе. По крайней мере, для основных топовых брендов – "Подруга" к ним пока не относится.

Пришлось превозмочь природную лень и начать выяснять – кто кому изменил.

Выяснилось, что некоторые сериалы производятся в "копродукции", и в этом случае права на получившееся произведения делятся между партнерами. Как пояснила Елена Кирюшина, управляющий директор Amedia TV, иногда права на разных территориях могут принадлежать разным студиям. Случается, что один тип прав принадлежит одной компании, другой – другой. (Тут вспомнилась история с параллельной "эксклюзивной" премьерой 7-го сезона "Игры престолов" в эфире телеканала Fox и такой же эксклюзивной онлайн-премьерой на Amediateka). Бывает, что у партнера оказывается полный пакет прав, равный НВО-шным правам, и тогда НВО не может наложить вето на продажу сериала сторонним компаниям. Что и произошло.

В случае с "Моей гениальной подругой" права на Россию перешли к итальянской телекомпании Rai Com, а не к HBO – и были проданы "Видеоморю", по понятным причинам, отлично осведомленным в этих тонкостях.

Тем не менее, несмотря на точечное появление продукции, произведенной при участии НВО, на различных платформах и телеканалах, весь контент, российские права на который принадлежат HBO, по-прежнему будет выходить эксклюзивно только в Amediateka и на канале Amedia Premium. 

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"