Гордость и импортозамещение

Михаил Горячев 16.11.2015
Иногда полезно зайти на Википедию или заглянуть в толковые словари и прочитать, что означает термин "импортозамещение". Вот, например, "Экономический словарь": "Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров". Иными словами, речь идет о замене продуктов зарубежного производства равноценными по качеству продуктами производства отечественного по той же или более низкой цене.
 
Я привел эту дефиницию потому, что на современном российском рынке, как правило, очень любят подчеркивать "патриотичность" своего контента, часто забывая о том, что никакого импортозамещения не будет, если вы не добьетесь хотя бы приблизительно того же качества продукта, что и у импортного образца. Демагогическое желание "попиариться" на политической конъюнктуре вытесняет элементарную закономерность капитализма: чтобы продать полмиллиарда айфонов, нужно сначала создать айфон.
 
В полной мере это относится и к медиаиндустрии, к рынку тематических телеканалов. С одной стороны, в России были, есть и будут сильные медиахолдинги, производящие качественный и востребованный контент. Такой контент отвечает национальным интересам, интересам абонентов и рекламодателей. Такие российские телеканалы как ТНТ, СТС, "Пятница!" (совсем недавно ставшие обязательными) имеют устойчивый спрос и лидируют по рейтингам в своих возрастных аудиториях, чему немало способствуют, например, ситкомы собственного производства. Есть нишевые тематические телеканалы, которые с момента их появления стали достойными представителями медиаиндустрии как в России, так и в странах СНГ, и даже за рубежом. Сейчас трудно представить пакет телеканалов оператора платного ТВ без таких каналов как "Моя Планета", "Мульт", RU.TV, "Еда", "Авто Плюс", не говоря уже о популярности таких российских фильмовых каналов как "Дом Кино" ("Первый канал. Всемирная сеть"), "Русский бестселлер", "Русский роман" (ВГТРК) и т. д. Всё это каналы собственного российского производства, часто являющиеся предметом национальной гордости, как русский балет или писатель Чехов. У этих телеканалов, как правило, есть неплохая библиотека, состоящая не только из фильмов и телепередач, приобретенных за рубежом, но и контента собственного производства.
 
С другой стороны, в последнее время мы сталкиваемся с производством медиаконтента только ради его производства, без самостоятельных идей, когда копируется популярный зарубежный контент как по идеям, так и по программированию. Мы наблюдаем рост количества телеканалов, производители которых пытаются монетизировать свои продукты любой ценой, в том числе за счет дистрибуции таких каналов в одном пакете с популярными по принципу block booking. Это очень похоже на советские времена, когда колбаса продавалась только в пакете с перловкой.
 
В итоге операторы и абоненты сталкиваются с телеканалами, сделанными на скорую руку, из дешевого или очень старого контента, и зачастую импортного производства. Даже если контент и новый, то качество съемки, монтажа является крайне низким. Не говоря уже про отсутствие простой идеи, концепции, авторского креатива. Обратите внимание, как часто ряд одних и тех же телеканалов у нас меняют "названия", концепции, ребрендируются и т. д., сообщая журналистам, что теперь они новые и более крутые. Но проходит время, такие каналы в итоге даже в своем названии сваливаются просто на написания отдельного слога.
 
И что, по вашему мнению, думает абонент, когда видит такую искусственную реанимацию постоянно появляющихся и так же регулярно умирающих телеканалов? Да ничего хорошего! Подобными действиями мы размыливаем фокус телесмотрения и в итоге получаем абонентов, которые говорят, что на российском платном ТВ смотреть нечего.
 
Это всё что угодно, только не импортозамещение. Если хотите, это паразитирование. Чем меньше будет на российском рынке подобной перловки из некачественных "российских" телеканалов, тем лучше и свободнее будет дышать, тем быстрее и легче рынок будет расти. И будет лучше всем: и операторам, и телезрителям, и другим, более качественным и более интересным телеканалам, вне зависимости от их национального происхождения.
 
Сейчас в России есть все необходимые условия для создания по-настоящему качественного телеконтента. У нас очень хорошая телевизионная школа, много талантливых людей, как в креативных профессиях, так и технических специалистов. Нужно вкладываться в производство оригинальных идей, но не стоит пытаться протолкнуть российским телезрителям (и операторам) под маркой импортозамещения второсортный продукт.

Об авторе

Михаил Горячев
Директор по контенту "Триколор ТВ", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"