IPTV-перспектива. Взгляд регионов

Илья Васкецов 28.10.2014
На текущем этапе развития регионального рынка платного телевидения, определяющим фактором для абонента при выборе того или иного оператора продолжают оставаться контент и цена. Причем контент (а точнее, увеличение объема интересного видеоконтента) также является одним из основных драйверов развития регионального рынка в целом, наряду с увеличением емкости и пропускной способности сетей ШПД, растущего проникновения интернета и развития абонентских приемников. 
К сожалению, изменения в законе "О рекламе", вступающие в силу 1 января 2015 года, могут привести к "перекройке" рынка производителей ТВ-контента, следствием чего станет снижение привлекательности, интересности пакетов каналов операторов связи. Однако общий объем потребления ТВ-услуг, на наш взгляд, не уменьшится. Абонентская база будет расти, несмотря на действие нового закона. "Акадо-Екатеринбург", например, только за текущий год удалось вызвать серьезный интерес к ТВ-услугам — число пользователей услуг платного ТВ заметно увеличилось.
 
Параллельно с привлекательностью основной ТВ-услуги, для пользователей также увеличивается и привлекательность дополнительных интерактивных сервисов, таких как пауза, перемотка, Time-Shift и других. И эта тенденция, по нашим прогнозам, сохранится. Опыт показывает, что после продолжительного пользования такими сервисами абонент, как правило, уже не готов рассматривать предложения конкурентов без них, зато готов платить за интерактив "премию" в составе ARPU своему оператору.
 
При всех плюсах интерактивных сервисов и драйверов регионального PayTV-рынка, усиление их присутствия и влияния в дальнейшем, на мой взгляд, может привести к снижению популярности традиционного ТВ. Тенденция такова, что активное "фокусное" телесмотрение ("смотрю что хочу и когда хочу") со временем может отправить пассивное традиционное (когда пользователь вынужден довольствоваться тем, что дают) на периферию. Поэтому успех ТВ-провайдера в ближайшие годы будет определяться наличием в своем продуктовом портфеле решений на основе IP-протокола.
 
Разумеется, нельзя исключать из своей стратегии на будущее и телевидение, предоставляемое по технологии ОТТ. Это направление действительно стремительно развивается в последнее время, но пока что оно ориентировано на узкий круг пользователей. В нашей компании упор сделан на доступность услуг: IPTV могут использовать абоненты любого достатка и социального положения. Конечно, мы всегда интересуемся самыми современными технологиями, и в дальнейшем будем предоставлять наши услуги и сервисы с их использованием.
 
Что касается IPTV, то данная услуга в традиционном ее понимании — с наличием STB, вопросом мультирума, очевидно будет эволюционировать в сторону реализации функциональности на самом мультимедийном экране. Когда сам телевизор по оптике или медной среде получает из сети контент и интерактивные сервисы, при помощи Flash-устройства размером с USB-модем. Поэтому можно сказать, что IPTV как технология в текущем ее состоянии носит промежуточный характер. 
 
Кроме того, сегодняшняя модель потребления видеоконтента молодыми людьми в возрасте 13-20 лет показывает, что телевизор как таковой им не нужен. В перспективе уместно говорить о неком мультимедийном устройстве, включенном в сеть передачи данных и получающем контент по технологии ОТТ, либо от оператора связи. Таким образом, планировать реализацию решения ОТТ необходимо. Но в перспективе 3-5 лет решение IPTV сохранит популярность на фоне роста проникновения интерактивных сервисов.

Об авторе

Илья Васкецов
Коммерческий директор ЗАО "Акадо-Екатеринбург"