Кабельное пессимистическое

Яна Бельская 21.06.2013
В связи с последними тектоническими сдвигами на рынке платного телевидения мне уже несколько раз пришлось участвовать в дискуссиях о том, что будет происходить на рынке в ближайшем будущем.
 
Лично для меня сейчас очевидные тенденции рынка платного телевидения такие:
 
— Стремительное снижение маржинальности бизнеса в последние два года продолжится. И без того небольшой люфт между доходами и расходами уходит в отрицательные числа, не давая рынку развиваться, предлагать абонентам новые услуги и продукты. Кинозалы, интерактивы, видео по запросу, 3D-телевидение и прочие роскошества операторы могут развивать, зарабатывая не только на хлеб, но еще и на масло. Невзирая на бодрые рапорты крупных операторов (ну, понятно — надо же держать марку перед акционерами и рынком), в кулуарах все до единого признают, что с хлебом еще ничего, а вот с маслом напряг.
 
— Снижение доходов правообладателей платных каналов с 1 абонента за последние 5 лет примерно на 45%, этим дело не ограничится. Сегодняшний уровень доходов канала с каждого абонента соответствует уровням Китая и Индии, причем и проникновение услуги в процентах примерно то же. Вот только в абсолютных цифрах не сравнить: половина от 140 миллионов и половина от миллиарда или двух — две очень разные половины. В прямом соответствии с падением доходов снижается и качество программного продукта на российских версиях иностранных каналов, о качестве чисто российских каналов я молчу вообще. Ну, «не вытягивает» наш рынок платного телевидения качественный контент. Рекламного же пирога на всех точно не хватит, да и не позволит никто нашему маленькому рынку «оттяпать» от этого кекса хоть сколь-нибудь приличный кусок. Просто для информации, при том, что на неэфирное телесмотрение приходится порядка 15%, неэфирная реклама — это не более 2,3% от всего телевизионного пирога (данные АКАР за 2012 год). И что бы мы ни делали, какие бы танцы с бубнами ни танцевали перед рекламодателями, этот второй показатель никогда не будет соответствовать первому — неэфирные каналы могут рассчитывать максимум на 5% доходов от всего рекламного рынка.
 
— Кстати о рекламном пироге. Тут ежу понятно, что приличной рекламы на всех желающих не хватит, да и эфирные мастодонты делиться не захотят. Неприличная спасает пока каналы «второго эшелона», но это ненадолго. Потому что абоненты уже подустали от якобы платных каналов с 9-минутными в час телемагазинами. Сколько бы производители этих каналов не обманывали себя (именно себя!), эта реклама серьезно нивелирует качество канала. Мы уже обсуждали на операторских «междусобойчиках» идею ввести в лицензионные договоры пункт о рекламе, согласно которому цена на канал падает в соответствии с объемом транслируемой им рекламы. 3 минуты в час — 20 процентов скидки, 6 минут — 50 процентов, 9 минут рекламы, а того хуже телемагазина — бесплатное вещание. Такой шаг не только уравняет позиции средних и малых операторов с кабельными мастодонтами, но и примирит с рекламой платящих за контент операторов.
 
— Государству, по большому счету, не особенно важно, как будет развиваться платное ТВ. Отчасти с этим связаны чудовищные проволочки в принятии жизнеспособных правил игры. Платное телевидение существует уже лет пятнадцать, а нормальными законами мы так и не разжились. Детская маркировка программ, бегущие строки и социальные ролики после сцен с курением — верх творческой мысли законотворцев. Напрашивается вывод, что платное телевидение, как оно было до последнего времени — временный этап в отрасли. Конечным пунктом будет, мне кажется, немецкая модель: 60-70 каналов, выживающих за счет рекламы и бесплатно распространяемых всеми сетями. Всевозможные экзерсисы типа премиум-каналов и HD имеют очень малое распространение a-la-carte или в доп.пакетах. Если операторов обяжут-таки вещать второй и третий мультиплексы бесплатно, это совершенно точно обозначит позицию государства по отношению к отрасли.
 
— Еще одно, чисто субъективное ощущение. Государство сильно недолюбливает зарубежные каналы. Особенно американские. Не допустить их к вещанию государство не может — мы вроде как подписали (хотя и не ратифицировали) конвенцию о трансграничном вещании, вроде как считаем себя Европой. Ну, по крайней мере, «Азиопой». Но максимально усложнить присутствие на нашем рынке иностранцев — это пожалуйста, и это налицо. В итоге выход нового канала на наш рынок сегодня — заведомо невозвратная инвестиция. Покажите мне хоть один самоокупающийся за счет лицензионнных выплат (в смысле не рекламы) зарубежный канал из числа запущенных в последние 2 года — с меня пузырь хреновухи!
 
Ну, где-то так... Мрачновато, пожалуй, но как-то логично ложится в канву всеобщего крепчающего пессимизма.
 
Ну, поспорьте со мной, что ли?

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"

Не согласен с названием "Кабельное пессимистическое",Вы же пишите про конкретную услугу"платное тв",а кабель-если в широком смысле "цветет и пахнет".От коаксиала в ШПД и оптику к абоненту.При этом востребованность растет фантастически,да при этом какие то услуги будут изменяться,умирать,какие то новые появятся.Ну и что!мы "кабельщики" будем расширять эту "трубу" и обслуживать ее.Возможно вместе с Вами придумаем новый продукт в этой "трубе" и станем миллионерами."КАБЕЛЬНОЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ".

Кризис отрасли налицо.
Создало его само сообщество операторов в гонке за клиентом
Через безлимитную трубу ШПД скоро весь телекоммуникационный бизнес, в том числе и телевидение, вылетит "в трубу".
Цена за 100 МБ\сек уже 199 руб. Это те самые 50 копеек СССР за теле антенну.

Телевидение должно спасти само телевидение
Иначе его ждет судьба газет