О будущем интернета, ТВ и высоких технологий

Алексей Волин 10.02.2017
Описание модели будущего практикуется давно, и здесь очень важно при выстраивании модели не задать ошибочных параметров. Как это, например, случилось в 19 веке, когда строго научным методом было доказано, что население крупных городов никогда не сможет превысить несколько миллионов человек. Такой вывод был сделан на основании того, что для функционирования городов необходим гужевой транспорт, следовательно, города переполнятся конским навозом. Через 50 лет был изобретен двигатель внутреннего сгорания... А так, прогноз был сугубо научный и абсолютно выверенный.
 
Что касается интернета и высоких технологий, то на сегодня есть несколько постулатов, которые могут нарушить стройность наблюдаемых тенденций. Во-первых, не факт, что взрывной рост технологий будет длиться до бесконечности, а не перейдет на более плавную траекторию развития. Сейчас мы наблюдаем, как каждый год или каждые несколько лет происходит практически полная смена тех технологий, которые уже существуют, но до бесконечности этот процесс может не продолжаться.
 
Не факт, что потребитель и дальше будет оставаться в модели, когда не спрос диктует предложение, а предложение определяет спрос. Потому что наша индустрия — уникальная. Вначале она сама создает у людей потребность в чем-то, потом эту потребность мужественно удовлетворяет, а затем говорит, что возникла новая потребность.
 
Кстати, касается это не только интернета, но и телевидения. Простой потребитель на сегодня не в состоянии увидеть разницу между картинкой в высоком разрешении и в 4К, но производители оборудования заставляют телевизионные каналы переходить на новое оборудование, просто переставая выпускать или поддерживать старое. Аналогичные вещи происходят с планшетами, мобильными телефонами и прочими устройствами.
 
В какой-то момент потребителю это может просто надоесть. Как может и надоесть набирающая популярность тенденция внешнего управления над устройствами потребителей и созданными ими материалами. Люди начинают потихоньку задумываться над тем — а хотят ли они оказываться в заложниках у тех, кто может отключить их устройство, потому что оно морально устарело. Или "грохнуть" архивы с текстами и фотографиями, потому что за них вовремя не заплатили.
 
Переход на "облака", дистанционное управление гаджетами и программами, наряду с растущим жлобством ряда крупных игроков рынка, которые даже на целое яблоко поскупились — все это, в принципе, может быстро сформировать новую потребительскую контртенденцию, не говоря о том, что у людей может возникнуть желание privacy (приватности).
 
Не стоит и обольщаться модными ныне идеями о том, что машина вскоре вытеснит человека. Не вытеснит. Приведу пример — почему. Недавно мы обсуждали — почему машина никогда не заменит журналиста, потому что публике нужен индивидуалист, публике нужна оригинальность. И то же самое касается остальных вещей.
 
Да, есть навигатор, навигатор — это помощник водителя, но он никогда не заменит водителя. Навигатор в состоянии рассказать вам — какой путь короче, но он никогда не в состоянии вычислить — какой дорогой вы захотите ехать. Потому что дорога может быть красивой, и навигатор попросту этого не знает. Уже не говоря о том, что вы можете ехать с любимой девушкой, и вам нужна дорога более длинная, а не та, которую вам выбирает навигатор.
 
Поэтому две основных вещи, которые будут определять дальнейшее развитие нашей индустрии (и, кстати, не только нашей) — это индивидуальность и приватность. Собственно, это те тренды, наравне с VPN и шифрованием, которые уже сформировались на рынке.
Компания, которая сделает перемещение вашего мобильного устройства невидимым заработает не меньше, если не больше, чем та компания, которая сделает ваши девайсы абсолютно прозрачными, потому что сегодня про нас известно абсолютно все — где были, чего искали, куда купили билет. Эти знания стали товаром. Но скоро появится спрос на закрытие этих данных. И будет две модели потребления. Первая — где вы собираете данные о клиенте и продаете их, соответственно, предоставляя клиенту большое количество бесплатных сервисов. И вторая модель — клиент платит вам за то, чтобы о нем никто и ничего не знал.
 
Еще один важный тренд — это вопрос доверия и качества. Сегодня мы живем в условиях переизбытка данных, пользователю становится такой объем данных ненужным. Зато актуальность приобретают слова "лучше меньше, да лучше". Это касается и медиасферы, где спрос на качество вытесняет спрос на графоманов, это касается и телемедицины, о которой так много говорится последнее время. Для того, чтобы развивалась телемедицина, нам необходимо на том конце иметь врача, которому мы доверяем. Врача с именем, фамилией и репутацией, а не абстрактного человека в белом халате.
 
Ну и последнее, о чем хотелось бы сказать — возможности виртуального мира неизменно должны сопровождаться изменениями в мире реальном. И здесь вторым драйвером после медицины, на наш взгляд, является образование. Но без изменений в методике образования ничего принципиального в использовании новых технологий не произойдет.
 
Мы сегодня находимся в уникальной ситуации — мы пытаемся объем знаний 21 века уместить в головы ученикам при помощи методик 19 века. В результате, в состоянии "охренения" находятся и ученик, и учителя, и родители. При том, что существуют уже качественные разработки, в том числе с использованием технологий виртуальной реальности, которые позволяют по-другому преподать материал. Но они будут требовать и новой школы, и нового учителя. Учителя — не в смысле нового "тела" учителя, а в смысле новой учительской головы, которая в состоянии будет преподать это все по-новому.
 
Вообще, у нас замечательная сфера, потому что она как раз на голову и рассчитана. Так что будем дружить с головой, и все у нас получится.
 
 
 
*по мотивам выступления на RIW'2016

Об авторе

Алексей Волин
заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ