Об импортозамещении

Алексей Шишов 26.03.2015
Тема импортозамещения разрабатывается нами давно, и наша компания "Стандартелеком" является живым развитием этой темы. В конце 90-х годов мы начали с лицензионного производства продукции Hirschmann, постепенно увеличивая локализацию.
 
Конечно, с ростом доли местных продуктов стоимость устройства падает, и операторы могут сэкономить, но это справедливо только для относительно несложной техники вроде оптических узлов и РЧ-усилителей.
 
В более дорогом сегменте в структуре цены продукта резко возрастает доля, приходящаяся на компоненты, не имеющие аналогов на российском рынке. Производить их здесь бессмысленно по разным причинам. Например, число производителей лазеров и прочих комплектующих для оптических передатчиков и усилителей EDFA для кабельного ТВ сильно ограничено, и все производители — от китайских до американских и австралийских — используют этот ограниченный набор.
 
Действительно, в России есть возможность изготавливать такие компоненты (и их изготавливают). Но если оставить их производителей без конкуренции, это быстро сделает их неприлично богатыми, а потребителей услуг видео и ТВ — очень бедными.
 
Что касается наборов чипов для цифрового ТВ, они являются частью еще более сложной экосистемы, куда входят планы разработчиков кодеков для звука и видео, планы медиакорпораций по производству контента в том или ином формате, планы производителей бытовой электроники и компьютерной техники и т. д. От тиража таких устройств зависит итоговая цена, чем в итоге и пользуется российский рынок. Я очень хорошо помню кабельные модемы и декодеры цифрового ТВ по 300 долларов на западных рынках, но в России такие услуги появились лишь при значительно более низком уровне цен. 
 
Видео вообще является уделом глобальных игроков, и никакая автономность тут невозможна. Да ее никогда и не было в российских условиях — вспомните, чем, к примеру, наполнялись телецентры в советские годы. И отечественные регуляторы сейчас, в кризис, должны думать не об изоляции, а о том, как помочь отечественным проектам в этой области. Речь идет даже не о том, чтобы дать им всем денег и отрапортовать о грядущем импортозамещении. И не надо требовать нереальных вещей вроде высокой локализации по компонентам, многих из которых в российской природе просто нет. Нужно поощрять профильные отечественные стартапы в IT-отрасли и в части производства компонентов, но помнить, что это длинные проекты, которые будут полезными телевидеоиндустрии лишь в случае открытого и конкурентного рынка. 
 
Мы только что запустили новый проект, связанный с системами хранения данных (СХД). Мы осознаем, насколько это жесткий рынок и какие игроки на нем присутствуют сегодня. У нас есть партнер из Азии, он поставляет для проекта аппаратную часть, под которую мы собрали международную команду разработчиков. Мы описали ниши, где собираемся присутствовать с нашей продукцией, — это широкий набор решений от хранения видеоконтента у провайдеров до систем безопасности. И в проекте (если состояние экономики позволит) будет много российских специалистов. Мы уверены, что этот проект вполне заслуживает статуса "российский", тем более что благодаря нам многие отечественные провайдеры и операторы смогут существенно сэкономить.

Об авторе

Алексей Шишов
управляющий директор ГК V-Lux