Об опыте работы в Азии и на Среднем Востоке

Александра Васильева 21.02.2017
В то время как рынок платного цифрового телевидения в России принял скорее выжидающие позиции, ситуация в странах Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Северной Африки выглядит более благоприятной для запуска новых IP и OTT проектов.
 
Аналитики IHS подтверждают перспективу роста доходов платного ТВ на Среднем Востоке и прогнозируют, что к 2020 году этот показатель будет удвоен и даже перейдет отметку в 2 млрд евро.
 
По данным A. T. Kearney Analysis, число подключенных домохозяйств к 2020 году составит уже 12 млн, что превысит уровень 2015-го в целых три раза. Интересно отметить, что средний уровень проникновения услуг платного ТВ на Среднем Востоке на данный момент ниже, чем в Южной и Юго-Восточной Азии, на 40%.
 
Если рассматривать страны по отдельности, то самый впечатляющий рост ожидается в Египте, Саудовской Аравии и Марокко. Аналитики подсчитали, что к 2020 году число абонентов платного ТВ в Египте возрастет с 510 тыс. до 3,2 млн, а в Саудовской Аравии, где уровень проникновения на данный момент выше, оно вырастет до 2,7 млн домохозяйств, что на 2 млн больше в сравнении с 2015 годом.
 
Уже который год отчеты Cisco Visual Networking Index прогнозируют рост интернет-трафика за счет просмотров видео онлайн. Если распределить данные по регионам, самый высокий показатель CAGR (44%) будет наблюдаться опять же на Среднем Востоке и в Северной Африке. Кроме онлайн видео объем трафика станет значительно увеличиваться за счет онлайн игр.
 
Наблюдая за развитием зарубежных рынков, мы в компании SPB TV также сконцентрировали свои усилия в Азии и на Среднем Востоке (хотя и не только там), и готовы поделиться результатами нашей работы в них за последние два года.
 
Jazz TV в Пакистане
Один из реализованных нами проектов на Востоке — это англоязычный мобильный сервис Jazz TV, запущенный в феврале 2015 года. Он работает на 3G сети местного оператора Mobilink — крупнейшего мобильного оператора в Пакистане (его база насчитывает порядка 50 млн абонентов) и позволяет смотреть популярные спутниковые телеканалы страны на смартфонах и планшетах.
 
В Пакистане урду и английский являются государственными языками, поэтому локализовать сервис нужды не было: мы выпустили его сразу на английском.
 
Старт проекту, как ни странно, дал чемпионат мира по крикету 2015 года. Крикет очень популярен в Пакистане, поэтому инициатива запуска ТВ сервиса к чемпионату оправдалась — за первые три дня сервисом воспользовались более 30 тыс. человек, а за неполные два года работы суммарное число установок уже превысило 1 млн. Этот показатель был достигнут не только за счет любви местного населения к крикету, но и благодаря включению ТВ сервиса в бандл к определенным тарифам на мобильную связь (+ 475 000 загрузок после включения в пакетные предложения).
 
Интересный факт: местные жители, обладающие устройствами на базе iOS, часто пользуются американской версией магазина приложений AppStore, так как набор приложений там им нравится больше, поэтому выложить приложение только на AppStore Пакистана означает лишиться существенной части платящей аудитории. В связи с этим мы всегда выкладываем сервис на оба маркета.
 
С момента своего выхода сервис расширил коллекцию каналов и набор мобильных платформ, а также "пережил" ребрендинг — на смену Mobilink TV пришел мобильный сервис с новым интерфейсом Jazz TV.
 
К настоящему времени Jazz TV предлагает 42 телеканала без тарификации трафика. Стоимость подписки на день составляет 10 пакистанских рупий (это меньше 6 рублей), на неделю — 60, а на месяц — 240 рупий. Некоторые конкуренты тоже предоставляют подобные услуги за 10 рупий в день, но при этом списывают расходы на мобильный трафик.
 
Сейчас минимальное число ежедневных подписок на Jazz TV составляет 5 тыс.
 
Кроме спорта пользователи Jazz TV смотрят развлекательный контент, в частности голливудские и болливудские фильмы, хотя контент непосредственно из Индии в Пакистане запрещен из-за политической ситуации — его можно найти только на международных каналах. Также в топе жанров новости, детские каналы (например, Nickelodeon). В пакете каналов есть CNN, BBC, DW и локальные новостные ресурсы. Для понимания: SPB TV предоставляет лишь техническое решение, вопросами контента занимается местный партнер.
 
По длительности просмотров лидируют спортивный контент — до 1,5 часа в сутки и новости — от 10 до 15 минут.
 
В ближайшее время мы планируем добавить на Jazz TV контент по запросу и полностью перевести зрителей на платформу SPB TV Rosing. Последний процесс мы запустили еще в конце 2016 года, но пока до 50% пользователей остаются на старой платформе.
 
"Один пояс — один путь"
В последние четыре года мы продолжаем сотрудничество с крупнейшими китайскими телекомпаниями. В 2013-м пользователи международной версии сервиса SPB TV получили возможность смотреть новости агентства Xinhua в эфире двух телеканалов CNC. В 2015 году был подписан договор о сотрудничестве с Центральным телевидением Китая (CCTV) и Шанхайской медиагруппой (SMG). Таким образом, мы значительно расширили спектр китайских каналов на нашей платформе (до 11 штук) и увеличили охват аудитории за счет зрителей, интересующихся контентом из Китая.
 
В 2016 году заработала и начала приносить первые результаты стратегическая инициатива "Один пояс — один путь", к которой присоединились и мы. (Для справки. Инициатива "Один пояс — один путь" — это стратегическое объединение стран, имеющих историческое отношение к "шелковому пути", с другими заинтересованными в союзе странами Азии, Среднего Востока и даже Европы. Задачей союза является "размывание" границ между странами в разных отраслях, в том числе на рынке телекоммуникаций и "новых медиа", сделать Азию, и Китай в частности, более понятной для международного сотрудничества.)
 
В рамках проекта мы запустили собственный международный тематический OTT сервис Belt and Road TV. Он бесплатный, доступен на русском и английском языках и работает на платформе SPB TV Rosing. Его запуск состоялся всего несколько месяцев назад — в ноябре 2016 года, и на данный момент он осуществляет live трансляцию 11 каналов, а также предлагает VOD доступ к фильмам и сериалам из Китая.
 
Вообще, до него у нас был сервис SPB TV China, но благодаря участию в союзе "Один пояс — один путь" контентных возможностей стало больше, поэтому было принято решение пойти дальше и расширить существующий проект с просто China до Belt and Road TV.
 
Портрет аудитории пока сложно обрисовать. Если разделить просмотры по регионам, то мы увидим, что на первом месте сейчас находится Россия, за ней следуют Индонезия, Таиланд и Сингапур, где широко представлена китайская диаспора.
 
Кстати, по разным оценкам, численность китайской диаспоры колеблется от 50 до 70 млн человек, проживающих в 150 странах мира. Но мы нацелены не только на нее — сервис должен быть интересен зрителям всех стран One Belt One Road.
 
Мы рассчитываем, что Belt and Road TV сервис будет развиваться и находить новых зрителей по мере присоединения к платформе новых китайских медиа и других контент-провайдеров.

Об авторе

Александра Васильева
глава службы маркетинга SPB TV

Я тоже с нетерпением жду импортозамещения в сфере кабельно-спутникового телевещания и запуска туркменских, казахских, киргизских, узбекских и таджикских каналов в отечественных сетях.