Почему 2017-й — лучший год для российского кино

Уходящий год стал настоящим рубежом в истории мирового кинематографа. "Эффект Вайнштейна" навсегда изменил Голливуд. Разрушены карьеры ведущих артистов, режиссёров, продюсеров. Подавляющее большинство международных экспертов называют 2017-й "чудовищным" для индустрии. У нас тоже хватало скандалов: ситуация вокруг "Матильды", арест Кирилла Серебренникова, цензура на премии "Ника"… Но, несмотря на эти прецеденты, наши специалисты сходятся в противоположном мнении — это был лучший год в истории российского кино. Вывод складывается из трёх факторов. Разберём каждый.
 
Рекордный бокс-офис
 
12 декабря министр культуры России Владимир Мединский объявил, что сборы российского кинопроката превысят 12 млрд рублей по итогам года. К началу декабря отечественные фильмы на большом экране посмотрели 49 млн человек. Для сравнения — в прошлом (самом успешном в истории) году таковых было 35 млн.
 
"Это результат последовательной государственной политики в области кино. Нам бы ещё ввести ряд протекционистских мер против всякого среднего голливудского кино, и мы займём ту долю на экранах, которой достоин наш великий кинематограф", — заявил министр в интервью телеканалу "Кино ТВ".
 
Успех сопутствовал как российскому кинематографу вообще, так и отдельным фильмам. В десятке самых кассовых фильмов года — два отечественных — "Притяжение" и "Последний богатырь". Оба "пробили" отметку в миллиард рублей, а "Богатырь" так и вовсе стал самой финансово успешной русской картиной в истории, обогнав "Сталинград" Фёдора Бондарчука.
 
Беспрецедентно высоких финансовых показателей добилось и авторское кино. "Аритмия" Бориса Хлебникова собрала почти 90 млн рублей, "Нелюбовь" Андрея Звягинцева — более 100 млн (при том, что международный прокат фильма продолжается).
 
Фестивали
 
Чтобы оценить успех российского кино на международных смотрах, надо заглянуть чуть глубже главных призов фестивалей класса "А". Впрочем, и на них отечественные фильмы выступили достойно. В Каннах приз жюри получила "Нелюбовь", а дебют Кантемира Балагова "Теснота" — награду ассоциации кинокритиков FIPRESCI (Международная ассоциация кинопрессы). В Берлине были показаны российско-грузинские "Заложники" Резо Гигинеишвили. На награды лента не претендовала, но прессу получила восторженную. На Венецианском кинофестивале российских фильмов не было вовсе, но, тем не менее, российский фильм победил: в программе "Классика" лучшей отреставрированной лентой назвали "Иди и смотри" Элема Климова.
 
За пределами "большой тройки" триумфов больше: Александр Яценко получил призы престижных фестивалей в Карловых Варах, Чикаго и Онфлёре за лучшую мужскую роль в "Аритмии", дерзкий дебют Александра Ханта "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" — гран-при тех же Карловых Вар в секции "К востоку от запада", "Нелюбовь" — главные награды Мюнхенского и Лондонского киносмотров.
 
Самые престижные призы "Азиатского ''Оскара'' (Asia Pacific Screen Awards, APSA) и вовсе почти полностью распределились между российскими фильмами: всё тот же Александр Яценко был удостоен Гран-при жюри, победителями APSA за достижения в операторском искусстве стали Петр Духовской и Тимофей Лобов за работу в картине "Мешок без дна" Рустама Хамдамова, приз за достижения в режиссуре получил Андрей Звягинцев. Еще две награды "Нелюбви" присудила Европейская киноакадемия. Кроме того, картина номинирована на "Золотой глобус" и входит в лонг-лист претендентов на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
 
Александр Сокуров, пока только монтирующий свой новый фильм, был удостоен двух наград "За вклад в кинематограф" — на фестивале в Локарно и на церемонии вручения призов Европейской киноакадемии.
 
Медиа-сопровождение
 
В прошлом году на V Санкт-Петербургском культурном форуме было достигнуто историческое соглашение о партнёрстве с главной в мире ассоциацией кинокритиков FIPRESCI. Год спустя 14 ведущих журналистов со всего мира приехали в Россию на первый коллоквиум, посвящённый отечественному кинематографу. Они в течение двух дней смотрели новые русские фильмы, а по итогам в иностранной прессе вышли несколько десятков восторженных публикаций. Лучшими фильмами года критики назвали "Нелюбовь" и "Тесноту", но отдельно отметили "новое коммерческое кино": "Салют семь", "Время первых", "Притяжение".
 
Интерес телеаудитории
 
Данные Mediascope указывают на то, что российский телезритель в 2017 году с интересом следил за событиями в отечественном кинематографе. Среди самых популярных программ на телеканале "Кино ТВ" — рассказ о том, как снимался фильм "Аритмия", интервью с Андреем Звягинцевым, Кантемиром Балаговым, Александром Сокуровым, Фёдором Бондарчуком, дневники кинофестиваля "Кинотавр".