Развитие рынка Premium Pay & SVOD в РФ и мире

Денис Горшков 03.03.2017
В 2016 году премиальному проекту Amedia TV — пакету телеканалов Amedia Premium и онлайн сервису Amediateka исполнилось три года. Время подвести первые итоги и обозначить особенности развития сегмента Premium Pay TV & SVOD в России (именно так называют этот рынок на Западе).
 
Банально, но факт: у нашей страны — свой характерный путь. Чуда не произошло: русские не хотят платить даже за эксклюзивный премиальный контент, их надо уговаривать, мотивировать и объяснять, зачем. Думаю, в этом смысле не оправдались не только наши надежды, но и надежды наших конкурентов.
 
Два основных препятствия — пираты и крепкий эфирный контент. Прежде всего российские сериалы и шоу эфирных каналов, которыми счастлива массовая зрительская аудитория. По сути — народу мало что требуется, кроме 10–20 эфирных каналов и легкодоступной пиратской выдачи в интернете.
 
Зачем платить и за что? Лицензионный контент и сервис, удобство и продвинутая мультиплатформенность. Сложный осознанный выбор, к которому надо прийти, и самое главное — выделить еще одно место в кошельке, похудевшем в условиях очередного кризиса.
 
Тем не менее российский сегмент Premium Pay & SVOD растет. В первую очередь благодаря SVOD — платной подписке. В нашем случае SVOD по итогам 2016 года вырос на 40%. Это позволяет держаться на плаву и развиваться дальше.
 
Откуда рост? Во-первых, благодаря повороту операторов платного и мобильного ТВ к нелинейным сервисам. Для них это новый сегмент, который позволяет увеличить дополнительную выручку и лояльность текущих абонентов, провести их апсейл на более дорогие услуги. Во-вторых, благодаря органическому росту мобильного смотрения (телефоны, планшеты) и Smart TV.
 
Что происходит на Западе?
Netflix и Amazon продолжают мировую экспансию. На 2017 года Netflix анонсировал программный бюджет в размере $6 млрд и более 40 оригинальных проектов. Пока русских на этот пир не зовут, несмотря на физическую доступность сервиса в нашей стране. Отечественному массовому пользователю, "по-английски не обученному", нужны локализованный и адаптированный контент и сервис.
 
HBO переходит в статус догоняющего игрока, несмотря на вес своего традиционного телеканального бизнеса. При этом их финансовая подушка по-прежнему велика и основные доходы приходят не из интернета, а от линейных каналов через операторов платного ТВ с многомиллионными базами.
 
По данным FX Research, в 2016 году в США было произведено почти 500 наименований сериалов. Быстрее всего развивается оригинальное производство платных телеканалов (Pay Basic & Premium Pay) и SVOD сервисов. По числу проектов игроки этого рынка уже обошли эфирных вещателей.
 
В России сия гонка еще даже не начиналась. Число скромных оригинальных проектов на платном ТВ можно пересчитать по пальцам. Остается надеяться, что через несколько лет развитие нашего рынка позволит эту ситуацию переломить и рынок начнет расти за счет российского эксклюзивного контента, доступного только на платном ТВ или в SVOD. Количество перейдет в качество.
 
Мы к этому готовимся.

Об авторе

Денис Горшков
генеральный директор Amedia TV