Smart TV: победа или поражение?

Андрей Холодный 29.04.2016

Не так давно прошла новость, что Verizon, один из крупнейших провайдеров США, убирает приложения своего ТВ и видеосервиса Fios TV с игровой консоли Xbox и телевизоров Samsung Smart TV. Значит ли это, что сама идея "умного" телевизора повторит судьбу 3D?

Возможно, но не сейчас. "Умный" телевизор – это достаточно новая платформа, возможности и бизнес-модели которой еще проходят обкатку.

Российские онлайн-сервисы заявляют, что до 50% просмотров контента в 2015 году было зафиксировано на "умных" телевизорах. Несмотря на это, подписные сервисы, в особенности телевизионные, можно сказать провалились. Лояльность пользователей к сервису в "умном" телевизоре невысока, плюс ко всему набор каналов в ОТТ ТВ сервисах меньше, а цена выше. Возможно, в этом и есть причина ухода Verizon из Smart TV.

С другой стороны, недавно прошла новость о том, что сервис Comcast будет доступен на Smart TV Samsung. Значит ли это, что Comcast верит в эту платформу, на которой "обжегся" его конкурент? Нет, это совсем другая история.

Рынок платного ТВ США ожидает директив от FCC обязывающих оператора не ограничивать доступ к своему сервису лишь своими собственными ТВ-приставками. Ожидается, что операторы будут обязаны иметь такую архитектуру своей ТВ-платформы, которая сможет обеспечить предоставление сервиса оператора на любом устройстве пользователя. 

Comcast сделал первый шаг, открыв доступ производителям устройств к своей платформе, дав возможность разработать им приложение для обеспечения доступа к сервису Xfinity TV (торговая марка ТВ-сервиса Comcast). Таким образом, это не Comcast запускает свой продукт на Smart TV Samsung, а наоборот - Samsung для повышения привлекательности своих телевизоров сам разрабатывает приложение Xfinity TV в надежде привлечь новых покупателей.

Интересно, что вторым анонсированным партнёром, разрабатывающим приложение Xfinity TVстала компания Roku, крупнейшая платформа и игрок рынка онлайн-плееров США. Было бы очень интересно узнать результаты запуска сервиса на этих платформах.

Стоит отметить, что производители телевизоров (спустя пять лет после выпуска первых моделей) всерьез озадачились развитием своих платформ "умного" ТВ, изначально создаваемых лишь как маркетинговый инструмент. Если в 2012–2013 годах Samsung и LG – два производителя, контролирующих около 70% рынка телевизоров, эксплуатировали единую платформу Smart TV, то теперь LG развивает собственную платформу WebOS. Samsung же параллельно ведет развитие двух платформ – Smart TV и Tizen. Растет доля платформы Android TV – долгое время топтавшаяся на месте, теперь она атакует рынок, сотрудничая как со вторым эшелоном вендоров (Sony, Philips), так и с мощнейшими китайскими производителями (Xiaomi, LeTV, Hisence, TLC).

Значит ли это, что концепция "умного" телевизора побеждает? Посмотрим... Сейчас же очевидно, что "умные" телевизоры очень быстро устаревают. Конечно, это голубая мечта производителей, чтобы покупатель менял свой телевизор так же часто, как смартфон. Пока им это сделать не удалось. Если посмотреть на рынок, "умные" телевизоры заняли около 30% рынка так называемых Connected-устройств, оставив остальной рынок внешним устройствам (Chromecast, Apple TV, Roku). Клиенты свой выбор сделали – проще раз в год-два купить устройство за 100 долларов и получить самый новый, красивый и быстрый сервис, чем переплатить за "умный" телевизор и через три года понять, что надо опять тратить 1000 долларов на новый ТВ-приемник.

Об авторе

Андрей Холодный
генеральный директор Moyo TV

У меня телевизор со Smart TV от Samsung. Единственная польза от него - это возможность смотреть в России украинские каналы, например, Еспресо ТВ или Громадське ТБ через Youtube. Такой телевизор скорее напоминает огромный планшет, разве, что без сенсорных возможностей экрана. Вообще, штука бесполезная. Планшет лучше выполняет работу телевизора.