Страсти по 4K

Дмитрий Волобуев 21.04.2015
Дня не проходит без публикации про UltraHD. Читаешь - душа радуется:)
Наконец найден рецепт всеобщего счастья. Ещё сорок пять тысяч вёдер и золотой ключик в кармане. Только контента, производители почему то не торопятся, а так все хорошо! :)
 
Я, маленький производитель контента,  глядя на всё это не могу удержаться, и вот мои пять копеек.
Только сначала попробую систематизировать игроков рынка и определить их отношение к супермодному веянию.
 

Производители телевизоров

С ними все понятно. Им жизненно необходимо убедить покупателей в полезности 4К. Но только их интерес конечный. Главное, чтобы было хоть что-нибудь. YouTube уже поддерживает 4К — отлично. Еще пара-тройка ОТТ-провайдеров предлагает 4К — все, жизнь удалась. Бытовые камеры и некоторые смартфоны научились делать ультрачеткую картинку — остальное сделают сами зрители. Причины менять свой ящик на новомодный найдены. Остальное сделает массированная реклама.
 

ОТТ-провайдеры

Опять все просто. Телевизоров пока мало, большой бизнес на этом не сделаешь, но ничего не делать неприлично. Поэтому они делают, а именно показывают кино в 4К по запросу. Инфраструктура уже есть, достаточно подправить приложение для Smart TV (а это можно сделать за счет производителей телевизоров). При таком подходе контента много не надо. Один фильм в месяц — уже хорошо. А если раз в неделю — все, дело сделано. Библиотека будет неспешно пополняться, за фильмами и сериалы подтянутся, и этого вполне достаточно, что бы быть впереди планеты всей без заметных затрат.
 

Кабельные и спутниковые операторы

А вот для них все чрезвычайно плохо. Им нужны каналы новом формате. А это не один фильм в неделю. Это много часов ежедневно. И где их взять? Даже если пытаться делать каналы самим, нужно очень много часов/единиц контента, а вот нужно ли это производителям?
 

Телеканалы и независимые производители

Это разные группы, но в данном случае они мыслят абсолютно одинаково. Я отношусь именно к ним, поэтому далее от первого лица.
 
Оценивал ли я возможность перехода моей компании на 4К? — Да, конечно.
 
Есть ли у меня технический план и финансовый расчет перехода на 4К? — Да, конечно.
 
Буду ли я переходить на 4К? — Конечно, НЕТ.
 

Где логика?

Телевидение — это бизнес. И как в любом другом бизнесе главная цель — получение прибыли. С точки зрения расходов все понятно. Они вырастут. Придется менять все, от камер до компьютерной сети в офисе. А вот доходы? А с доходами беда. Доходы от рекламы в принципе не зависят от формата. Отчисления от абонентов — простите, а где они, эти 4К-абоненты? Я не вижу даже теоретического механизма увеличения доходов от перехода на 4К. И тогда зачем мне эта головная боль?
 
Все это немного грустно, но это жизнь. Именно такой логикой легко объясняется то, что в 2015 году только 8 каналов из 20 в эфирных цифровых мультиплексах сподобились на 16:9. А про HD и говорить нечего. И я могу сколько угодно осознавать, что после крохотной подготовки готов производить 4 часа уникального материала в 4К ежедневно (готовый телеканал) — но финансовой модели, которая позволит мне окупить эти затраты, просто нет.
 

Куда спасаться?

Конечно, будут исключения. Но они только подтверждают правило. Помните первый европейский HD-канал Euro1080? Компания, которая занималась съемкой на заказ концертов, спорта и прочих массовых мероприятий за несколько лет накопила материала на полноценный канал. Но на одних концертах далеко не уедешь, и где сейчас этот Euro1080? Возможно что-то подобное повторится и сейчас. Только надо помнить — рейтинг всегда выигрывает у качества.
 
Нет, это совсем не значит, что так будет всегда. Рано или поздно, в силу естественного апгрейда вся техника доползет до необходимого уровня. И тогда мы все неспешно приобщимся к прогрессу.
А пока…
 
Любителям же новейших технологий могу порекомендовать покупать новый телевизор, подписываться на ivi или ОККО и изредка смотреть сверхчеткое кино. А остальным можно расслабится и получать удовольствие от того, что есть.

Об авторе

Дмитрий Волобуев
эксперт рынка платного ТВ