Цель понятна — ответа нет

Александр Косарев 10.08.2015
13 июля президент РФ подписал поправки в законы "О СМИ" и "О связи", согласно которым предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) становится единой точкой присоединения операторов связи для последующей трансляции сигналов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. 
 
На очереди — новые приказы, регулирующие работу телевизионной отрасли. Работу над ними сейчас ведет рабочая группа при Минкомсвязи, куда входят, в том числе и представители "Акадо Телеком". 
 
Один из документов, который активно обсуждают члены рабочей группы, устанавливает требования к качеству звука и изображения обязательных общедоступных телеканалов. Принципиально ничего нового ни для операторов кабельного телевидения, ни для технических параметров сети в этом документе нет. Но он в очередной раз напоминает о существовании государственных стандартов качества телевизионных услуг. Напомню, что некоторые крупные операторы уже давно приняли и реализуют свои собственные стандарты качества. И зачастую эти стандарты качества оказываются выше тех, что установлены государственными нормативными документами. 
 
Сегодня все крупные операторы работают с цифровыми студийными несжатыми сигналами SDI, формируя из них сигналы необходимого профиля и формата. На платформы операторов сигналы поступают либо напрямую из студий вещания, либо от других крупных операторов — контент-агрегаторов. Формирование абонентского продукта производится однократно, тем самым обеспечивается необходимое качество. 
 
В новом же документе оговариваются требования к потоковой скорости сигнала в точке присоединения — и конкретно в формате MPEG-4. Следуя логике инициаторов документа, если оператор получает этот сигнал с указанными характеристиками, то при технически исправной кабельной сети абонент будет иметь качественную картинку. Однако, этот вопрос достаточно дискуссионный. Рассмотрим примеры возможных ситуаций. 
 
Ситуация наиболее распространенная: оператор кабельного телевидения, предоставляющий абонентам аналоговое телевидение, должен обеспечить преобразование сжатого цифрового сигнала MPEG-4 в сигнал вещательного телевидения, а затем сформировать из него радиосигнал. В таком случае абонент вряд ли получит высокое качество телевизионного изображения. При этом оператор должен установить дополнительное транскодирующее и преобразовательное оборудование.
 
Или, скажем, крупный оператор кабельного (спутникового) телевидения использует для трансляции сигналов цифрового телевидения стандартного разрешения кодирование в MPEG-2 (большая часть абонентской базы у него имеет приставки SD для декодирования только MPEG-2) с одновременным предоставлением по сети сигналов вещательного телевидения. Дополнительное преобразование сигнала MPEG-4 в MPEG-2 на стороне оператора не улучшит качества изображения, а для вещательного телевидения все остается справедливым, как и в первом случае. 
 
Так сможет ли единая точка присоединения к РТРС обеспечить качество и бесперебойность работы телевизионных каналов у абонента? Цель понятна — ответа нет.
 
Поэтому будет правильно, если новый документ даст оператору выбор — получать сигнал от РТРС, либо от вещателя, либо от стороннего провайдера для последующей трансляции в том формате, с которым оператору привычно и удобно работать, и который смогут принять все абонентские устройства. А резервирование сигнала, что, кстати, невозможно при его получении из одной точки, снизит риск одновременного прекращения трансляции всех обязательных общедоступных телеканалов.

Об авторе

Александр Косарев
заместитель директора по сетевым технологиям «Акадо Телеком»