Вечные противоречия кабельщиков и эфирщиков

Роман Климас 06.02.2017
Сразу хочу оговориться: я адепт эфира. Того самого, из 90-х, для которого доступ к заветной частоте (лучше метровой, но можно и ДМВ, лучше с телевышки, но можно и с крыши) — это как нефтяная скважина. Ты "показываешь" — тебя все видят. Не смотрят, а "видят". И значит, не могут не смотреть.
 
У тебя есть карта расчета зоны вещания. Внутри кружочка, заботливо покрашенного красивым зеленым цветом, проживает, скажем, 1,5 млн человек. Твоих зрителей. Точнее, не зрителей, а потенциальной аудитории. И ты искренне не понимаешь, когда какой-то пришлый кабельщик (местного-то ты знаешь, вместе телек начинали) имеет наглость просить деньги в твоем родном городе за то, что часть этой аудитории (ну, скажем, 300 тыс. человеко-зрителей, а в абонентах и того меньше, чуть больше 100 тыс.) сможет тебя смотреть по его "шнурку". Хотя могла бы смотреть и бесплатно, если не была бы такой ленивой.
 
Потом кабельщик просит тебя получить вторую ("зеркальную" эфирной) лицензию на кабель. Потому что так просит надзор. Ты, конечно же, идешь ему навстречу — и в один прекрасный день узнаешь, что должен платить РАО не за 1,5 млн зрителей, а за 3 млн. Хотя их число на твоей территории совсем не изменилось. Но есть зрители "эфирные" и есть "кабельные". Неважно, что это одни и те же люди.
 
Один кризис, другой. Тебя с твоими "тарелками" выгоняют с крыши, чтобы "не наводили тут радиацию нам". Мечтаешь о релейке, чтобы сделать прямой эфир, но это сложно, дорого, долго, да и вообще невозможно. А потом случается оптоволокно. И мечты становятся реальностью. А затем твоя старая добрая супернавороченная студия становится никому не нужной. Потому что теперь есть фотоаппараты, снимающие в HD и Adobe. И YouTube с "Одноклассниками". А злые бабушки с верхних этажей вдруг начинают вешать за кухонным окном "Триколор". Халява важнее радиации. И теперь не кабельщик-варяг и не РАО, а "тарелка" и быстрый интернет — твои враги. Тебя опять перестают видеть. А контент сетевого партнера смотрят.
 
Цифровизация. Ура! Казалось бы. Но среди двух вечных драйверов российского потребительского рынка лень побеждает халяву. Эфирные приставки надо еще купить и настроить, а "тарелка"... Вроде, не сдуло ветром? Прошивку обновил? Ресивер поменял? Но ведь бесплатно!
 
ОТТ? А что такое ОТТ? Это то же, что IPTV? Да, оно самое, через сайт в интернете. Что значит "три разные вещи"? Почему это меня ТНТ не пустит в "цифру" и в интернет — я же его официальный представитель? У меня же с ним договор! Новости не в формате канала? Как это без бегущей строки, мне же "сам" еще в 2002 году всё разрешил.
 
Зато мы наконец "победили" кабельщиков. Они обязаны транслировать меня бесплатно. И заклятый конкурент, который "держит" свою (само собой, "никакую") кабельную сеть, теперь не выставит мне входной билет в 1,5 млн в месяц. На какой кнопке? Ну, мы решим. Или 11-я, или 21-я.
 
А вообще, битва аналога и цифры — это как УКВ и FM. Самые сильные давно перешли в высший диапазон. В 2016 году туда подтянулось полностью и вечно догоняющее государство. На УКВ продолжают вещать самые стойкие и принципиальные. Ну, или те, для кого зеленый кружочек важнее.
 
Хорошо, что радио не вещает в кабеле (знаю, что вещает, но...). Никак — что радио вещает в эфирной ТВ-"цифре".
 
Представляете, что было бы, если для всех эфирных радиостанций тоже приняли закон must-carry — будьте любезны, кабельщики и "Орионы", показывайте радио по телевизору?
 
К чему я это всё? Борьба между аналогом и "цифрой" — это как битва за принцессу. За доступ к кабелю. Бесплатно. Потому что я и так плачу ОРТПЦ. Неравный брак. По принуждению. По расчету. По любви. Или по завету родителей.

Об авторе

Роман Климас
директор департамента по взаимодействию с государственными регулирующими органами и вещателями "МКР Медиа"