VOD-разочарование

Алексей Петров 12.02.2016
С VOD-контентом у нашей компании давние и полные перипетий отношения. "ВОДТВ" я в свое время для того и создал, чтобы производить и дистрибутировать именно VOD-контент...
 
Тогда, в 2008 году, только и разговоров было, что о VOD. Все пребывали в VOD-эйфории и на конференциях говорили, что эра интерактивного контента придет уже вот-вот, ведь на Западе-то все это успешно работает... 
 
Программные директоры доверительно сообщали, что оборудование закуплено и скоро понадобится контент. Мы начали работать в этом направлении, но довольно быстро обнаружили, что, в отличие от Запада, в России VOD-движение на тот момент ограничивалось одной лишь покупкой оборудования (иногда за миллион долларов) и разработкой интерфейса. А вот с покупкой контента и собственно запуском услуги наблюдалась напряженка. 
 
Операторов можно было понять. Они осторожничали, потому что в результате некоторых экспериментов выяснили, что нашим абонентам VOD-контент продать очень непросто.
 
В итоге после пары лет раздумий и анализа я вывел две причины такого замедленного продвижения VOD в России.
 
Во-первых, у нашего народа все-таки совершенно другое отношение к пиратству, чем на Западе. Там люди более или менее воспитанные и дисциплинированные. Они отдают себе отчет в том, что любой продукт стоит денег, в том числе продукт интеллектуального труда. Платить за контент они, так или иначе, привыкли, и разъяснять эти вещи им в общем и целом не нужно. В сознании же русского человека живет старинная мечта о халяве. Эти различия отражаются даже в национальном фольклоре. Обратите внимание, что в западных сказках герой обычно много лет упорно трудится, в результате чего получает заслуженное вознаграждение. У нас же Иванушка-дурачок всю жизнь валялся на печке, а потом раз — женился на царевне и получил полцарства.
 
Контент — вещь неосязаемая, полицейский за спиной не стоит... Поэтому при наличии множества способов получить его бесплатно русский человек неохотнее расстается с деньгами за просмотр, чем человек с Запада.
 
Во-вторых, русские люди не очень доверяют онлайн-платежам. В коллективном разуме еще жива память о 90-х годах, когда обмана в жизни было особенно много. Это одна из причин, почему в России настолько развита культура оплаты услуг через платежные терминалы. Когда наш человек передает материальные деньги материально существующему терминалу, ему спокойнее. Не случайно по числу платежных терминалов на душу населения Россия, насколько мне известно, лидирует во всем мире. Конечно, онлайн-платежи есть и у нас, но русскому человеку нужны чуть более веские причины для перевода денег картой, чем западному. А когда речь идет о приобретении таким образом неосязаемой субстанции... См. причину № 1. 
 
В отличие от VOD, индустрия линейного платного ТВ у нас пока вполне успешно конкурирует с интернетом. Но не потому, что дает абоненту эксклюзивный контент, которого нет в сети, а потому, что работает с несколько другой аудиторией. У линейного ТВ есть свои преимущества. Оно избавляет зрителей от необходимости искать и выбирать. На это тоже нужно потратить энергию, и далеко не все хотят сие делать.
 
Зрители знают, что в любое удобное для них время для получения более или менее интересного им контента достаточно сесть в кресло, расслабиться и нажать всего одну кнопку. Программный директор телеканала N уже позаботился за них о выборе контента. Зрители к такому порядку вещей привыкли и ничего в нем менять не хотят. Им так удобно. 
 
О чем говорить, если у нас в супермаркетах до сих пор продаются DVD-диски... Есть люди, которые привыкли их покупать и покупают. И не хотят копаться в интернете ради поиска фильмов. 
 
На Западе, насколько мне известно, нелинейная среда уже стала значимым фактором для индустрии. Коллеги-телевизионщики рассказывали, что конкуренцию со стороны интерактивных платформ там уже очень даже чувствуют (неважно, эротика это или какой-либо еще жанр). В России пока все не так. Как я понимаю, по причинам, изложенным выше. И эта картина, думаю, сохранится еще минимум лет пять. 
 
У VOD-платформ в России нет конкурентного преимущества перед интернетом, а у линейного ТВ есть. Поэтому услуги первых, по моим данным, продаются мало, а объем рынка линейного платного ТВ в России превышает миллиард долларов в год.
 
Если бы у интерактивной среды в нашей стране были преимущества, думаю, это отразилось бы на любом контенте, будь то эротика или кулинарные шоу. Люди забросили бы Первый канал, потому что все выпуски "Пусть говорят" выложены на сайте. И ТНТ перестали бы смотреть — ведь Comedy Club удобнее найти на YouTube... И так далее. 
 
Тем не менее линейные каналы смотрят, и на этом телесмотрении каналы зарабатывают немалые рекламные деньги. Лично мне неизвестно, что эротический контент больше смотрят в нелинейной среде. Я знаю, что в нелинейной среде больше смотрят бесплатный контент. Или условно бесплатный (когда услуга включена в общий пакет). Или очень дешевый.
 
Даже если у отдельно взятых операторов просмотров эротического контента по VOD-модели и больше, чем по линейной, означает ли это, что на VOD он заработал больше денег? Не факт. Если открыть в интерфейсе оператора доступ к одному из известных эротических сайтов, число просмотров вообще побьет все рекорды... 
 
У канала Frenchlover есть своя стабильная аудитория в линейной среде, как и у каналов любой тематики. В сервисах же VOD ни один из наших каналов, включая Frenchlover, на данный момент не присутствует. По причинам, изложенным выше, в 2010 году мы полностью переключились на работу с линейными каналами. А название компании осталось.

Об авторе

Алексей Петров
Генеральный директор ООО "ВОДТВ"

Вы пишите:
----
В сознании же русского человека живет старинная мечта о халяве.
---
И далее:
---
О чем говорить, если у нас в супермаркетах до сих пор продаются DVD-диски... Есть люди, которые привыкли их покупать и покупают. И не хотят копаться в интернете ради поиска фильмов.
===
Так люди покупают контент или нет?

Если люди платят за все остальное, кроме VOD, возможно причина не в людях?!

Ага, тоже обратил внимание на данное противоречие в статье.
Думается, человек, покупая диск, покупает не контент, а вещь. Диск вещь осязаемая, вполне конкретная и ко всему прочему многоразовая.

Уважаемый SmaLLer!

Люди покупают контент там, где совершенно точно нет бесплатной альтернативы. В интернете она есть, а в супермаркете ее нет. И в кабельном ТВ (за некоторыми пиратскими исключениями) - тоже. VOD-платформа, можно сказать, - разновидность интернета. Вы уже подключены по ip, у Вас уже есть интерактивное меню. Принцип потребления контента тот же самый, - до выхода в большую сеть остается один клик.
Дилемма "купить легально или посмотреть бесплатно", наверное, актуальна для зрителей в любой стране, но для русского человека она в силу упомянутых в статье причин как-то острее и ярче.

А пример с DVD иллюстрирует инертность нашей аудитории, благодаря которой, слава Богу, у нас интернет еще не так давит на индустрию платного ТВ, как на Западе.

"Дилемма "купить легально или посмотреть бесплатно", наверное, актуальна для зрителей в любой стране,"...
Есть ещё одна категория (даже не знаю, как назвать, но не зрители)тех, кто не делает ни того ни другого. "А зачем ЭТО вообще смотреть"? - рассуждают эти люди, и я в их числе. И только среди моих друзей на вскидку 6-7 человек с таким взглядом на вопрос наберётся, и их ряды ширятся, мне кажется.
Умному, мыслящему человеку производимый для массового потребления контент нафиг не нужен, тупому за глаза хватает малаховых и женидьб во всех их проявлениях. Кто и для чего соберётся тратить усилия и деньги на покупку контента - вот в чём вопрос...

ВОДТВ, думаю, если Вы в своих оценках добавите фразы: "я так думаю", или "по моему мнению", то можно продолжить диалог. А выслушивать безапелляционные оценки наших людей и их поведения, смыла не вижу.

Если, по Вашему мнению, в России нет потребителей Ваших услуг, возможно проще "делать бизнес" там, где "люди более или менее воспитанные и дисциплинированные", что мешает? Удивите нас своими достижениями, если Вы деловой человек.

Уважаемый SmalleR,

Если Вы еще раз прочитаете, например, мой предыдущий комментарий, Вы увидите обороты "можно сказать" и "наверное". Так что я все-таки стараюсь быть осторожным в оценках.
Лично мне казалось по умолчанию понятным и очевидным, что автор любой статьи высказывает в ней именно свои оценки и выводы, основанные на своем опыте. Думаю, что где бы то ни было в жизни выступающий не должен стесняться своего мнения и извиняться перед аудиторией за то, что высказывает именно свои мысли. Статья для того и была написана: поделиться личным опытом. Более того, аргументация в ней присутствует (иначе было бы просто не интересно обсуждать тему). Например, почему именно у русского человека более доверительные отношения с халявой, чем у западного. Почему именно онлайн-платежи развиваются в России медленнее, чем на Западе. Почему VOD-платформы больше уязвимы для конкуренции со стороны интернета, чем кабельное ТВ.
Неудача VOD-модели была для меня трагедией. Я много думал о проблеме, общался с людьми, читал статьи, сопоставлял информацию. Вышеприведенная статья - это выводы, которым я пришел, когда пазл в голове более-менее сложился. Если Вы считаете, что в этом пазле чего-то не хватает, добавьте, пожалуйста. Для того мы и обмениваемся мнениями на площадке "Кабельщика".

По итогам анализа мы с коллегами перешли в соседнюю нишу - линейное кабельное ТВ (логика решения в статье тоже приведена). Мы бесконечно далеки от мысли считать наших людей в чем-либо ущербными по сравнению с западными (как Вы, возможно, подумали). В нашей культуре свои особенности, в их культуре - свои. Мы сделали выводы из нашей маркетинговой ошибки и откорректировали работу, чтобы лучше соответствовать реальности нашего рынка.