«Экспресс-АМ4» нашли на нерасчетной орбите

22.08.2011 00:00

Пропавший 18 августа вскоре после запуска с Байконура российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4» в выходные обнаружила система обнаружения и мониторинга Командования воздушно-космической обороны Северной Америки.

Аппарат отыскали на нерасчетной орбите с апогеем в 20,32 тысячи километров над поверхностью Земли и перигеем в 1 тысячу километров. Даже если бы спутник находился на такой орбите в полном здравии, использовать по прямому назначению его было бы сложно. До точки назначения на геостационарной орбите высотой 35 тысяч километров данный космический аппарат на собственных двигателях дойти не смог бы. А так как «Экспресс-АМ4» не подает никаких признаков жизни, то и вопрос о его перепозиционировании не актуален.

В Роскосмосе пока воздерживаются от комментариев, предлагая дождаться заключений комиссии, созданной специально для расследования инцидента. У аппаратов подобного типа аккумуляторы разряжаются за сутки или немногим более. Если за это спутники не ‘оживают’, не раскрывают солнечные батареи, то превращаются в кусок промерзшего металла и дальше уже ждать нечего«.

На создание спутника «Экспресс-АМ4» было потрачно 7,5 млрд рублей, плюс порядка миллиарда рублей владелец аппарата — госпредприятие «Космическая связь» — потратила на страхование запуска и первого года эксплуатации аппарата.

По имеющейся информации о полете ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» сециалисты делают вывод, что сбой произошел на этапе работы разгонного блока.

Еще одной версией, проверяемой в настоящее время комиссией, является ошибка в расчете полетного задания, допущенная при подготовке старта. Так уже бывало: официально названной причиной аварии «Протона» с тремя спутниками «Глонасс М» 5 декабря прошлого года стала именно ошибка в расчетах, в результате которой в бак разгонного блока залили 1,5 тонны лишнего топлива.

Если ошибок в расчетах не найдут, комиссия может не прийти к однозначному выводу о причинах аварии. Когда что-то случается во время работы разгонного блока, у наземных служб не всегда достаточно информации о его работе в каждый момент времени, потому что телеметрическая информация поступает с разгонника только когда его «видят» наземные средства слежения. Когда же аппарат летит с обратной для нас стороны Земли, телеметрия не поступает. Если сбой происходит в момент когда телеметрия не поступает, у комиссии нет оснований утверждать со стопроцентной уверенностью что именно там случилось. Именно так вышло с аварией при выведении спутника «Гео-ИК-2» в феврале этого года. Было понятно, что сбой произошел в время работы разгонного блока «Бриз КМ», но восстановить картину детально не удалось из-за нехватки данных. Поэтому выводы комиссии о причинах той аварии грешат неопределенностью.

Отказ систем из-за низкого качества комплектующих — давняя проблема российской космической промышленности. Проверка Генпрокуратуры в начале этого года показала, что четыре спутника системы ГЛОНАСС в 2009 году отказали, потому что в них поставили тайваньскую микросхему категории Industry. Чтобы приобрести комплектующие уровня Space для системы двойного назначения, нужно специальное разрешение Госдепартамента США, поскольку правами на эти схемы чаще всего владеют калифорнийские компании. За разрешениями в Госдепартамент наши разработчики обычно не обращаются: они либо изыскивают альтернативные методы покупки интересующих деталей, либо покупают что есть. Результат плачевен: за последние 9 месяцев непосредственно при запусках Россия потеряла уже пятый космический аппарат

Известия