«Ростелеком» определил стратегию до 2016 г.

17.05.2011 00:00

В 2015 г. «Ростелеком» запланировал занять 50% рынка ШПД, 22% рынка беспроводного ШПД и 30% сегмента платного телевидения, а также обеспечить к этому году сотовой связью все российские регионы.

Об этом ComNews сообщил источник, близкий к совету директоров оператора. Первоначально стратегия развития компании обсуждалась на комитете по стратегии совета директоров «Ростелекома». Как сообщал на коллегии Минкомсвязи в Экспоцентре президент «Ростелекома» Александр Провоторов, бизнес-модель объединенной компании должна полностью поменяться. В качестве стратегической задачи он назвал «переход от „трубы для трафика“ к продаже контента». «Ростелеком» видит своих клиентов как потребителей цифрового контента. Таким образом, к 2015 г. компания рассчитывает занимать не менее 50% рынка фиксированного ШПД (12,6 млн домохозяйств), 22% рынка беспроводного ШПД и 30% рынка платного ТВ.

По четвертому сегменту рынка — сотовой связи, по словам источника ComNews, совет директоров принял решение к 2015 г. обеспечить возможность услуг мобильной связи во всех регионах РФ, правда, без указания конкретных цифр по доле рынка. На прошлой неделе, на выставке «Связь-Экспокомм 2011», недавно назначенный директор по управлению и развитию беспроводных сетей связи «Ростелекома» Владислав Швайбович сообщил журналистам, что «Ростелеком» намерен в ближайшие полтора года обеспечить «ковровое» покрытие территории РФ мультистандартными сетями мобильной связи (CDMA, GSM и 3G) на базе собственных сотовых активов и лицензий «Скай Линка», принадлежащего «Связьинвесту».

По оценке AC&M, в настоящее время доля объединенного «Ростелекома» на рынке ШПД для частных лиц, с учетом приобретения структурами Связьинвеста холдинга НТК, составляет 43% (6,6 млн домохозяйств). По прогнозу AC&M, доля холдинга в сегменте, с учетом агрессивных планов развития и возможностей по доступу к абонентам, достигнет 50% уже в 2013 г.

По мнению аналитика AC&M Consulting Дмитрия Яременко, планы «Ростелекома» выглядят вполне реалистично и в сегменте беспроводного ШПД: по оценкам AC&M, объем рынка беспроводного ШПД в России по итогам 2010 г. составил около 57 млрд руб., из которых на долю «Скай Линка» и бывших дочерних сотовых компаний пришлось около 5 млрд руб., или около 9% рынка. «С учетом планов по развитию сетей LTE в России, намерения компании по завоеванию 22% рынка к 2015 г. выглядят вполне реально, поскольку в развитии этих сетей именно „Ростелекому“, а не компаниям „большой тройки“, по всей видимости, будет оказана максимальная государственная поддержка», — говорит Дмитрий Яременко.

«В сегменте платного ТВ ситуация в целом схожая с планами по ШПД, — рассуждает Илья Федотов. — Уже сейчас цены на данные услуги у «Ростелекома» адекватные, а уровень проникновения самой услуги низкий. Поэтому думаю, что к 2015 г. результат «Ростелекома» может оказаться даже выше заявленных им планов.

Другие эксперты отмечают, что планы компании выглядят очень амбициозными, а по сути, осталось лишь 3,5 года для их воплощения. «Уже объединенной компании придется заменить всю инфраструктуру, переходя от ADSL к PON или FTTb, — отмечает руководитель аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. — При этом к 2015 г. количество абонентов фиксированного ШПД будет больше, чем сейчас, а значит 12,6 млн могут оказаться планкой не в 50%, а гораздо меньше. Хотя если брать абонентов, то, я думаю, компания сможет приблизиться к своей планке, но достигнуть 45%-ного рубежа. А по ARPU показатель доли компании будет еще меньше, учитывая уровень тарифов. По платному ТВ необходимо понимать, что компания включает в этот сегмент. Если спутниковое ТВ, то сегодня лидером рынка является «Триколор ТВ», и занять 30% рынка будет проблематично, если считать лишь кабельное ТВ и IP-TV, то это вполне возможно. В части фиксированного бизнеса весомую конкуренцию «Ростелекому» будут составлять МТС, «Билайн» и «ЭР-Телеком».

Самый интересный и неоднозначный пункт в развитии «Ростелекома» — вопрос сотовой связи, полагают эксперты. «Строить сети там, где у компании нет присутствия — экономически крайне невыгодно. Наиболее предпочтительный вариант для „Ростелекома“ — скупить оставшихся независимых игроков — СМАРТС и Tele2. Думаю, что рано или поздно это будет сделано, переговоры по СМАРТС ведутся уже давно, пока стороны не могут договориться, судя по всему, лишь в вопросе цены, — уверен Илья Федотов. — Оставшиеся небольшие „пятна“ „Ростелеком“ может закрывать с помощью роуминговых соглашений или аренды участков сети у других операторов. В любом случае, на четвертое место на рынке сотовой связи „Ростелеком“ может претендовать. Выше — вряд ли, так как этот рынок уже развит и поделен».

«По сотовому бизнесу пока действительно не все понятно, так так простым объединением активов и разношерстных технологий достичь весомых долей будет тяжело», — отмечает и Денис Кусков.

Дмитрий Яременко уточняет, что наиболее трудной задачей представляется обеспечение мобильной связью всех регионов РФ. «Например, даже операторы „большой тройки“ потратили на обеспечение покрытия территории страны не менее 10 лет, — говорит он. — Но и эта задача, с учетом интеграции „Скай Линка“ и дочерних сотовых компаний МРК, вполне по силам объединенному „Ростелекому“. Основные сложности здесь могут быть связаны с получением и своевременной реализацией лицензий в каждом из регионов, и здесь, вероятно, на какое-то время будет необходим альянс „Ростелекома“ с кем-либо из операторов „большой тройки“ (оказание услуг на базе уже существующей инфраструктуры другого оператора до момента построения собственной)».

ComNews