Платное телевидение из маргинальной подотрасли то ли телеком-, то ли медиабизнеса превратилось в отдельную индустрию: почти половина россиян сегодня имеет возможность смотреть 50-100 телеканалов за символическую плату. Впрочем, активный рост рынка в ближайшее время может смениться стагнацией: аудитория платного ТВ начнет стремительно перетекать в интернет, как это уже происходит в Европе.
Лет шесть назад гендиректор одного из крупнейших на тот момент провайдеров платного ТВ, беседуя с автором этой статьи, сетовал: «Мы — вне медиабизнеса. Платное телевидение в России не выдерживает конкуренции с бесплатным государственным ТВ, которое сразу по нескольким каналам показывает хорошее кино и футбол, а с другой стороны — с видеопиратами, которые за символические деньги показывают еще больше». Собеседник «Денег» тогда явно недооценивал потенциал рынка. Судите сами: по данным iKS-Consulting, на начало второго полугодия 2011 года проникновение платного ТВ в России (по домохозяйствам) достигло 44,5% (плюс 15% к аналогичному периоду прошлого года). В абсолютном исчислении это значит, что кабельное, спутниковое или же IP-телевидение появилось в 23 млн российских квартир и частных домов. Объем рынка платного ТВ в первом полугодии 2011 года составил 19 млрд руб.— это на 20% больше, чем в январе—июне 2010 года. Получается, что доходы провайдеров платного телевидения растут быстрее, чем их абонентская база. Как рассказали представители Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор ТВ»), в 2010 году выручка оператора выросла на 43% (с 2,33 млрд руб. годом ранее до 3,33 млрд руб.), тогда как база абонентов — только на 26%. В 2010-м средний годовой доход «Триколор ТВ» с абонента увеличился на 12,5% — до 441 руб.
Страна тарелок
Первый оператор платного многоканального телевидения (не так называемой коллективной антенны, транслирующей 5-6 каналов за $2-3 в месяц) появился в Москве в последние месяцы существования СССР: в апреле 1991 года началось вещание «Космос ТВ» — совместного предприятия американской Metromedia International и советского Главного центра радио- и телевещания. В США и Европе платное ТВ к тому времени уже было общедоступным семейным развлечением, но в России первое платное телевидение было адресовано в первую очередь корпоративным клиентам. В Москве начали строиться отели для иностранцев, появились первые представительства иностранных компаний — тут-то и выяснилось, что смотреть «варягам», прибывшим в Россию делать бизнес, по телевизору нечего. Именно тогда появилась идея создания, как выразился один из бывших топ-менеджеров «Космос ТВ», некоего медийного аналога магазина «Березка». Массовая установка «персональных» спутниковых антенн-тарелок даже не рассматривалась: спутники в то время были маломощные, и на гигантскую антенну можно было «приземлить» от силы несколько телеканалов. То есть чтобы ретранслировать более или менее полный программный пакет, требовалось несколько тарелок — такой «сервиз» могла выдержать не каждая московская крыша. Поэтому организаторы проекта остановились на технологии радиодоступа MMDS — сигнал со спутников собирался несколькими гигантскими антеннами, установленными в «Останкино» (они стоят там и по сей день), а затем распространялся по Москве и ближнему Подмосковью с помощью эфирного передатчика, расположенного на телебашне. Залоговая стоимость приемного оборудования «Космос ТВ» составляла тогда $300, еще $37 надо было платить за ежемесячный просмотр 13 телеканалов. При таких заоблачных (по меркам начала 90-х) расценках о массовости услуги нечего было и думать. За первые два года работы «Космос ТВ» подключили около 5 тыс. абонентов.
К первому миллиону зрителей российское платное телевидение пришло только через 13 лет — по оценкам нескольких участников рынка, это произошло в 2004 году. А уже через два года количество подписчиков платного ТВ перевалило за два миллиона.
Платное телевидение в России «выстрелило» во многом благодаря стремительному развитию спутникового телевидения, а точнее, оператора-дискаунтера «Триколор ТВ». По данным, приведенным на сайте телекомпании, оператор обслуживает сейчас около 8 млн подписчиков. Плату за просмотр его программ к началу второго полугодия 2011-го вносили 6 млн абонентов, оценивает iKS-Consulting. Оператор, взимающий с абонентов за просмотр базового пакета каналов 600 руб. в год, вошел в число мировых лидеров индустрии платного ТВ — по данным британской IHS Screen Digest, в 2010 году он замкнул первую десятку крупнейших телепровайдеров по количеству абонентов в мире.
«Долгое время мы считали, что емкость рынка спутникового ТВ ограничена определенными параметрами. Например, что спутниковому сигналу трудно быть конкурентоспособным в городской среде, из-за чего наша аудитория — в основном жители поселков и пригородов,— рассказывает коммерческий директор „Триколор ТВ“ Сергей Ставропольцев.— Однако внедрив новые технологии продажи продукта, мы существенно увеличили его емкость. Например, организовали акцию по продаже оборудования с отсрочкой платежа: принявший в ней участие человек может стать нашим абонентом, единовременно заплатив 2 тыс. руб. вместо 8,5 тыс. (средняя стоимость оборудования). При этом ежемесячная оплата до полного погашения кредита составляет всего 300 руб. в месяц. Люди охотно на это идут, ведь сегодня они ежемесячно платят за привычное кабельное телевидение столько же или больше при минимальном наборе услуг».
Сейчас, по данным iKS-Consulting, спутниковое ТВ в России занимает 32% рынка платного ТВ по количеству абонентов и 28% — по доходам. Но самые большие доходы в этом сегменте имеет не «Триколор», а «НТВ плюс», вышедшая на рынок в 1996 году (из последнего отчета за 2009 год следует, что выручка компании по РСБУ составила 7,85 млрд руб.). Средний ежемесячный счет (ARPU) абонента «НТВ плюс» составляет около 900 руб., при этом телекомпания имеет около 650 тыс. подписчиков, рассказывает ее директор по маркетингу Алексей Журавлев. "Наша абонентская база растет. Однако она не может расти теми темпами, которые может показать абонентская база оператора, фокусирующегося на низкодоходных сегментах рынка",— констатирует он.
Бравые кабельщики