Рекламная компания "Агентство 2″, входящая в холдинг GS Group и представляющая интересы спутникового оператора "Триколор ТВ", сегодня рассказало о запуске в тестовом режиме собственной панели телеизмерений. Данная панель охватывает телесмотрение исключительно абонентов "Триколора" и, по заявлению представителей "Агентства 2″, никоим образом не представляет собой альтернативу существующей системе телеизмерений, признанной на всем рынке (то есть TNS). 
 
"Рекламодателям нужен качественный инструментарий, который позволит им эффективно управлять инвестициями в телерекламу. Таким инструментарием может быть только система телеизмерений, максимально отвечающая текущей ситуации на российском рынке и учитывающая его постоянное развитие", — прокомментировал запуск проекта гендиректор "Агентства 2″ Илья Сорокин.
 
В свою очередь исполняющий обязанности гендиректора "Триколор ТВ" Сергей Ставропольцев сказал, что "панель телеизмерения "Агентства 2″ реализует детальный подход к измерениям и помогает получить наиболее объективное отражение телесмотрения в стране. Мы будем активно использовать данные новой системы для принятия программных решений. Кроме того, это еще одна возможность монетизации рекламного инвентаря, который мы генерируем. На основании полученных данных мы сможем более эффективно работать с телеканалами, входящими в сетку вещания "Триколор ТВ"".
 
Представители агентства считают, что их система поможет более тщательно исследовать телесмотрение тематических каналов. Свои измерения "Агентство 2" будет проводить при помощи специально отобранной группы людей, отобранных по заданным параметрамиз базы "Триколора", в чьих домохозяйствах будут установлены пиплметры. 
 
Сейчас они установлены в 1050 домо[озяйствах, а к началу 2015 года будут присутствовать уже в 5050 домохозяйствах.
 
"Кабельщик" попросил руководителя отдела исследования тематических каналов Марию Каменскую, как специалиста в области телеизмерений, прокомментировать запуск данного проекта. Какие основные выгоды он может принести оператору, насколько точным его можно считать и какие погрешности она видит в применяемой методике? "Идея построения RPD-панели (панели, измеряющей аудиторию каналов внутри сети цифрового оператора с помощью его ресиверов) сама по себе прекрасна. Подобные проекты существуют во многих странах мира и существенно обогащают информацию о рынке. При этом они, как правило, делаются совместно с исследовательскими компаниями, которые имеют опыт организации традиционных ТВ-измерений, а значит, могут применить к "сырью" оператора свои методики обработки телевизионных данных, сделать их корректными и надежными с научной точки зрения.
 
По нашим данным большинство абонентов "Триколор ТВ" проживает за пределами городов 100 000+, поэтому и панель, репрезентирующая абонентскую базу "Триколора", должна быть распространена на все типы населенных пунктов, включая малые города, села и ПГТ. Пять тысяч приборов (предположим, что ставится по одному на семью) — это достаточно большая выборка. Но не значит, что более точная. Точность измерения зависит не только от общего размера выборки, но и (порой куда больше) от ее структуры, от методов ее построения. Есть такое понятие как "эффективная выборка" — это размер реально работающей выборки с учетом дизайн-эффекта. Дизайн-эффект, в свою очередь, представляет собой влияние метода формирования выборки на реально "работающий" ее объем. Т.е. если общий размер выборки составляет 5 000 домохозяйств, то "эффективная выборка" несколько меньше. Насколько именно меньше —зависит как раз от дизайн-эффекта, от принципов ее формирования. Чем сложнее метод формирования выборки, тем сильнее нарушается условие независимости выбора, и тем выше эффект дизайна. Поэтому две панели по 5 000 домохозяйств в каждой могут давать очень разную точность измерений, все зависит от используемой в каждом случае моделиметодологии. 
 
Как верно замечают коллеги из А2, данные о телесмотрении внутри сети "Триколор ТВ" (да и внутри любой другой отдельно взятой сети оператора) не являются альтернативой традиционным ТВ-измерениям. В каждом случае одно и то же телесмотрение описывается под совершенно разными углами.
 
С одной стороны оператор выводит на рынок информаию о том, как смотрят ТВ в малых населенных пунктах, которые не учитываются в панели TNS. С другой стороны, это лишь часть телесмотрения в селах и ПГТ, все-таки там есть и значительное число семей, к "Триколору" еще не подключенных. Скорее всего, смотрение через !Триколор ТВ" отличается от остального телесмотрения (хотя бы потому, что выбор идет из конкретного специфического набора кналов). Причем с большой вероятностью разница между смотрением внутри "Триколора" и вне его будет колебаться от канала к каналу.
Кроме того, если в семье есть два телевизора, каждый из которых подключен к комнатной антенне, а один также и к "Триколор ТВ", то оператор сможет получить данные только о смотрении каналов через его ресивер, но не будет располагать информацией, какая доля смотрения прошла мимо прибора, т.е. что еще смотрели в семье минуя "Триколор ТВ". И тут очевидно, что значительная часть смотрения "Первого", "России 1″, НТВ и др. "эфирных" каналов может происходить и без использования ресивера. В случаях же, когда в доме кроме "Триколора" и комнатной антенны есть какие-то еще способы приема ТВ-сигнала (кабель, например, пусть даже аналоговый), доля смотрения, проходящая мимо ресивера спутникового оператора может возрастать. Это обстоятельство очень важно учитывать при анализе данных операторской RPD-панели, ведь если какой-то канал не занимает там лидирующего положения, это еще не значит, что он менее востребован зрителями, чем остальные. Возможно, он просто доступен этим же людям на других телевизорах и/или через другие среды.
 
RPD-исследование может помочь оператору существенно оптимизировать его внутренние задачи по отбору и пакетированию телеканалов. Но это исследование может стать интересно и остальным игрокам рынка, если его научная корректность подтверждается участием независимой исследовательской компании, которая не разово, а на постоянной основе следит за соблюдением научных стандартов и правил в процессе сбора и обработки панельных данных. Кроме того, совместная работа оператора и исследовательской компании позволяет расширить функциональность исследования: пересекать его данные с данными других проектов. Например, появляется возможность анализа потребительского поведения абонентов. 
 
Как бы то ни было, появление на российском рынке первой панели, репрезентирующей телесмотрение внутри сети конкретного оператора — это большой и важный прецедент, это признак положительного развития отрасли".